Устройство для управления дозатором

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматическому управлению дозаторами (Д) преимущественно с весовым дозированием сыпучих материалов, разгружаемых в циклически поступающий транспортный сосуд (ТС). Цель изобретения - повышение надежности управления . Это достигается путем учета наличия горной массы (ГМ) в бункере и ее распределения, счета ТС, положения распределителя и гасителя скорости ГМ, загрузки ТС и его положения , перегрузки Д и исправности датчиков загрузки ТС и Д, весового дозирования Д, аварийного уровня, распределения и наличия ГМ, подачи ТС и состояния приводов. Устройство позволяет управлять приводами клапана герметизации, секторного затвора , гасителя скорости ГМ, обрушения ГМ в Д, конвейера, питателя и распределителя ГМ. При работе устройство соединяется с устройством управления подъемной машиной и блоками сигнализации, установленными в загрузочной камере и у пульта управления . При наличии в загрузочной камере двух ТС устанавливаются два таких устройства, управляннцих двумя Д. Блок-схема устройства представляет собой совокупность датчиков и приводов , функционально связанных между собой с помощью логических элементов управления, 1 ил. (Л

,.Я0„„1283

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

llO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТ&9 (21) 3871599/22-03 (22) 31, 01. 85 (46) 15.01.87. Бюл. 0 2 (71) Донецкое отделение Института

"Гипроуглеавтоматизация" и Институт . горной механики им. М.М.Федорова (72) В.Я.Березан, А.К.Алекса, С.A.Äîöåíêî, А.И.Соломенцев и С.С.Сафонов (53) 622.725(088.8) (56) Комплекс КДС. Рабочая инструкция по наладке, монтажу, эксплуатации и ремонту. Ворошиловград, 1974, с.16, Авторское свидетельство СССР

У 964473, кл. G 01 G 13/08, 1980. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗАТОРОМ (57) Изобретение относится к автоматическому управлению дозаторами (Д) преимущественно с весовым дозированием сыпучих материалов, разгружаемых в циклически поступающий транспортный сосуд (ТС). Цель изобретения — повышение надежности управле" ния. Это достигается путем учета

@g 4 G 01 G 13/08 В 03 В 13/00 наличия горной массы (ГМ). в бункере и ее распределения, счета ТС, положения распределителя и гасителя скорости ГМ, загрузки ТС и его положения, перегрузки Д и исправности датчиков загрузки ТС и Д, весового дозирования Д, аварийного уровня, распределения и наличия ГМ, подачи

ТС и состояния приводов. Устройство позволяет управлять приводами клапана герметизации, секторного затвора, гасителя скорости ГМ, обрушения

ГМ в Д, конвейера, питателя и распределителя ГМ. При работе устройство соединяется с устройством управления подъемной машиной и блоками . Я сигнализации, установленными в saгрузочной камере и у пульта управления. При наличии в загрузочной камере двух ТС устанавливаются два таких устройства, управляющих двумя Д. Я

Блок-схема устройства представляет собой совокупность датчиков и приводов, функционально связанных между собой с помощью логических элементов управления. I ил.

1283537

Изобретение относится к устройствам автоматического управления дозаторами, преимущественно с весовым дозированием сыпучих материалов, разгружаемых в циклически поступающий транспортный сосуд.

Целью изобретения является повышение надежности управления за счет учета наличия горной массы в бункере, счета сосудов, положения распределителя и гасителя скорости, загрузки сосуда и его положения, перегрузки дозатора и исправности датчиков.

На чертеже изображена схема устройства автоматического пневматического управления.

В состав устройства входят привод

1 обрушения горной массы в дозаторе, привод 2 конвейера и питателя, привод 3 распределителя горной массы, привод 4 клапана герметизации, привод 5 секторного затвора, привод 6 гасителя скорости, счетчик 7 для счета груженых скипов, датчик 8 весового дозирования, датчики загрузки дозатора 9 и транспортного сосуда 10, аварийного уровня 11, датчики открытия 12 и закрытия 13 клапана герметизации, датчики закрытия 14 и открытия 15 секторного затвора,;.дтчик 16 распределения горной массы, датчики закрытия. 17 и открытия 18 гасителя скорости горной массы, датчик 19 загрузки транспортного сосуда, датчик 20 наличия горной массы в приемном бункере, датчики 21 и 22 подачи транспортного сосуда, два элемента 23 и 24 задержки, три трехпозиционных переключателя 25-27 со средним нейтральным положением, шесть тумблеров 28-33, девять элементов

НЕ 34-42, одиннадцать элементов И 4353, шестнадцать элементов ЗАПРЕТ 5469, восемнадцать элементов ИЛИ 70-87, шесть триггеров 88-93 с раздельными входами, четыре. входных канала В -В и двенадцать выходных каналов С1 -С 1 .

Выход объемного датчика 9 загрузки дозатора через первый элемент ЗАПРЕТ

54 соединен с первым входом второго элемента ИЛИ 70, выход которого соединен с единичным входом третьего триггера 88, а его второй вход соединен через второй -элемент ЗАПРЕТ 55 с выходом датчика 8 весового дозирования нДозатор загружен", второй выход которого Дозатор разгружен" через третий элемент ЗАПРЕТ 56 соединен с первым входом Пятого элемента ИЛИ 71, первый вход которого соединен через пятый элемент ЗАПРЕТ 57 с выходом датчика 10. Запрещающий вход пятого элемента ЗАПРЕТ 57 соединен с запрещающим входом первого элемента ЗАПРЕТ 54 и первым выходом первого переключателя 25, второй выход которого соединен с запрещающими входами второго — четвертого элементов ЗАПРЕТ 55, 56 и 58. Третий выход датчика 8 весового дозирования

"Аварийная доза" соединен через четвертый элемент ЗАПРЕТ 58 с вторым входом первого элемента ИЛИ 72, первый вход которого соединен с выходом датчика 11, а его выход с единичным входом первого триггера 89, нулевой вход которого соединен с запрещающими входами одиннадцатого и двенадцатого элементов ЗАПРЕТ 59 и 60, первыми входами одиннадцатого элементов ЗАПРЕТ 59 и 60, первыми входами

25 одиннадцатого — тринадцатого элементов HJIK 73 — 75 и первьм выходом третьего трехпозиционного переключателя 26 со средним нейтральным положением. Выход первого триггера 89 соединен с запрещающим входом четырнадцатого элемента ЗАПРЕТ 61 и шестым выходным каналом С6 ° Второй вход тринадцатого элемента ИЛИ 75 соединен с вторым выходом третьего переключателя 26 и запрещающим входом восьмого элемента ЗАПРЕТ 62, причем третий вход его соединен с девятым выходным каналом С и выходом пятого триггера 90, единичный вход которого через

40 второй элемент 24 задержки, восьмой элемент НЕ 34 соединен с выходом шестого элемента ИЛИ 76, первый вход которого соединен с выходом четвертого элемента И 43, первый вход которо".о соединен через четвертый элемент

HE 35 с выходом датчика 21 и первым входом третьего элемента И 44, второй вход которого соединен с выходом датчика 22 подачи транспортного сосуда и через пятый элемент HE 36 соединен с вторым входом четвертого элемента И 43, а выход третьего элемента

И 44 соединен с вторым выходным каналом Сд, вторым входом шестого элемента ИЛИ 76, с первыми входами восьмого и пятого и вторым входом седьмого элементов И 45 — 47, Второй вход пятого элемента И 47 соединен с запрещающим входом шестого элемента ЗА1283537

ПРЕТ 63 и через первый элемент HF. 37 с датчиком 14 положения закрытия секторного затвора и с выходным каналом С, с первым входом второго элемента И 48 и третьим входом десятого 5 элемента И 51. Выход второго элемента И 48 соединен через двенадцатый и пятнадцатый элементы ЗАПРЕТ 60 и 64 с первым входом шестнадцатого элемента ИЛИ 77. Выход пятого. элемента

ИЛИ 71 соединен с вторым входом первого элемента И 49, первый вход которого соединен с выходом датчика 15 открытия секторного затвора, а его выход — с нулевыми входами третьего, второго и четвертого триггеров 88, 91, 92 и четвертым входом девятого элемента HJIH 78, второй вход которого соединен с выходом четвертого триггера 92 и вторым входом девятого эле 20 мента И 50, причем первый вход девятого элемента ИЛИ 78 соединен с вторым входом восьмого элемента И 45, выход которого соединен с единичным входом триггера 92 с выходом второго триггера 91 и первым входом девятого элемента И 50. Третий вход девятого элемента ИЛИ 78 соединен с третьим входом девятого элемента И 50, соединен с выходом триггера 88, каналом 30

С, применяемым для определения исправности наиболее "отв". элементов, и через элемент НЕ 38 соединен с каналом С, применяемым для определения исправности наиболее "отв."элементов, 35 а также с четвертым входом десятого элемента И 51, с вторым входом второго элемента И 48, с первым одиннадцатого элемента ИЛИ 73, выход которого соединен с запрещающим входом 40 десятого элемента ЗАПРЕТ 65, второй вход которого связан через первый элемент 23 задержки с выходом пятого элемента И 47, а его выход с первым входом пятнадцатого элемента ИЛИ 79, 45 второй вход которого соедииен с выходом четвертого тумблера 29, а выход связан с приводом 1 устройства обрушения горной массы в доэаторе.

Выход шестого элемента НЕ 38 соеди- 50 нен через одиннадцатый элемент ЗАПРЕТ

59 с первым входом восемнадцатого элемента ИЛИ 80, выход которого связан через шестнадцатый элемент ЗАIIPET 66, запрещающий вход которого связан с третьим входным каналом В а выход — с одним из входов привода 3 распределителя горной массы и двенадцатым выходным каналом С 1 .

Второй вход привода 3 связан с четвертым входным каналом В . Второй вход восемнадцатого элемента ИЛИ 80 соединен с выходом пятого тумблера 28, Выход девятого элемента ИЛИ 78 соединен через седьмой элемент НЕ 39, шестой элемент ЗАПРЕТ 63 с нулевьы входом шестого триггера 93, единичный вход которого соединен с выходом девятого элемента И 50 и с первым входом одиннадцатого элемента И 52, второй вход которого соединен с выходом шестого триггера 93, с одиннадцатым выходным каналом С, и с третьим входом двенадцатого элемента ИЛИ 74, второй вход которого соединен с датчиком 20 Наличия горной массы в приемном бункере, восьмым выходным каналом С и с запрещающим входом пятнадВ цатого элемента ЗАПРЕТ 64. Выход двенадцатого элемента ИЛИ 74 соединен с запрещающим входом тринадцатого элемента ЗАПРЕТ 67, выход которого соединен с первым входом четырнадца1того элемента ИЛИ 81, выход которого через четырнадцатый элемент ЗАПРЕТ

6i связан с входом привода конвейера и питателя 2 и седьмым выходным каналом С, а второй вход соединен с выходом третьего тумблера 30, третий — с первым входным каналом В

Второй вход тринадцатого элемента

ЗАПРЕТ 67 соединен с выходом десятого элемента И 51, первый вход которого соединен с выходом десятого элемента ИЛИ 82, второй вход которого соединен с вторым тумблером 3 1, вход — с выходом датчика 16 распределения горной массы. Втброй вход десятого элемента И 51 соединен с выходом третьего элемента ИЛИ 83, первый вход которого соединен с выходом датчика 12 открытия клапана герметизации, а второй вйод соединен с выходом первого тумблера 32 и с вторым входом четвертого элемента ИЛИ 84, первый вход которого соединен с выходом датчика 13 закрытия клапана герметизации, а его выход соединен с четвертым входом девятого элемента И 50. Выход одиннадцатого элемента И 52 соединен с первым входом семнадцатого элемента ИЛИ

85, второй вход которого соединен с вторым выходным каналом В, а его выход соединен с входом счетчика 7 груженых транспортных сосудов и выходным каналом Сю . Выход одиннадцатого элемента И 52 также соединен

5 128353 через девятый элемент ЗАПРЕТ 68, запрещающий вход которого соединен с выходом тринадцатого элемента ИЛИ 75, с вторым входом восьмого элемента

ИЛИ 86, первый вход которого соединен 5 через восьмой элемент ЗАПРЕТ 62 с нулевым входом пятого триггера 9б и первым входом седьмого элемента И 46, выход которого соединен с третьим входом восьмого элемента ИЛИ 86.

С первым выходом переключателя 27 соединен первый вход элемента И 46, а второй выход переключателя 27 соединен с вторым входом шестнадцатого элемента ИЛИ 77, выход которого соединен с первым входом и через второй элемент НЕ 40-с вторым входом привода 4 клапана герметизации. Выход восьмого элемента ИЛИ 86 соединен через седьмой элемент ЗАПРЕТ 69 с 20 первым входом и через третий элемент

НЕ 41 с вторым входом привода 5 секторного затвора, причем запрещающий вход седьмого элемента ЗАПРЕТ 69 соединен с выходом датчика 18 гасителя скорости горной массы и первым входом шестого элемента И 53, второй вход которого соединен с выходом датчика 17 закрытия гасителя скорости горной массы, а его выход — с вых дным каналом С. . Выход восьмого элемента

ИЛИ 86 соединен также с первым входом седьмого элемента ИЛИ 87, выход которого соединен с первым входом и через девятый элемент НЕ 42 с вторым входом привода 6 гасителя скорости горной массы. Второй вход седьмого элемента ИЛИ 87 соединен с шестым тумблером 33.

На угольных шахтах применяются подъемы, имеющие один транспортный сосуд, и подъемы, имеющие два транспортных сосуда. Чаще применяются подъемы, имеющие два транспортных сосуда. По Количеству транспортных

45 сосудов в загрузочной камере горизонта устанавливается число дозаторов.

На подъеме, имеющем один транспортный сосуд, горная масса из приемного бункера подается питателем, затем конвейером в дозатор. На подъеме, . имеющем два транспортных сосуда, существуют два варианта загрузки горной . массы в дозаторы.

Первый вариант, когда горная масса из приемного бункера подается питателем и конвейером на распределительное устройство (или распредели7 ь тель), с помощью которого загружаются поочередно два дозатора, т.е. загрузочные устройства имею общую линию подачи горной массы в дозатор.

Второй вариант, когда горная масса подается в каждый дозатор отдельным питателем и отдельным конвейером, т.е. загрузочные устройства имеют отдельные подачи горной массы.

Применение общей линии подачи горной массы позволяет уменьшить сечение горной выработки, вдвое уменьшить объем оборудования,и повысить коэффициент его использования, Существует вариант, когда горная масса из приемного бункера подается только питателем (питателями).

Дозатор имеет приводы клапана герметизации, секторного затвора, гасителя скорости горной массы, привод устройства обрушения горной массы в дозаторе, устройство управления приводами конвейера и питателя или только питателя. При общей линии подачи горной массы в состав дозаторов входит распределительное устройство.

Предлагаемое устройство управляет приводами дозатора и функционально соединяется с устройством управления подъемной машины и блоками сигнализации, один из которых расположен в saгрузочной камере, а другой — в машинном зале у пульта управления. На подъеме, имеющем два транспортных сосуда в загрузочной камере, устанавливаются два устройства, управляющие приводами двух дозаторов. Кроме того, устройства управления дозаторами функционально соединяются необходимыми каналами связи между собою и устройством управления подъемной машиной и блоками сигнализации, установленными также в загрузочной камере и в машинном зале.

Ниже приводится описание работы предлагаемого устройства с общей линией подачи горной массы в автоматическом режиме, а затем с отдельными линиями подачи для каждого дозатора, а также в режиме опробования приводов механизмов, и его работа в полуавтоматическом режиме.

Устройство работает в автоматическом режиме при общей линии подачи горной массы.

В исходном положении приемный бункер и дозатор не загружены. Устройство управления приводами конвейера

7 12835 и питателя, а также устройство обрушения горной массы в дозаторе выключены. Клапан герметизации закрыт, а распределитель горной массы находится в положении, при котором возможна загрузка дозатора. Секторный затвор закрыт, гаситель скорости горной массы поднят вверх, т.е. находится в положении "Закрыт", транспортный сосуд разгружен и находится в зоне 10 действия датчика 19 загрузки транспортного сосуда, тумблеры 28-33 разомкнуты, ручки переключателей 25-27 находятся в нейтральном положении, а ручка переключателя 25 — в положении "весовое дозирование". При загрузке горной массы в приемный бункер и подаче питания в устройство управления дозатором с выхода переключателя 25 поступает сигнал 20 на запрещающие входы элементов ЗАПРЕТ 54 и 57 и запрещает прохождение сигналов с выходов датчиков 9 и 10 объемного дозирования. Сигнал с выхода элемента НЕ 41 поступает на вход привода 5 секторного затвора и фиксирует его в конечном положении "Закрыт", а сигнал с выхода элемента НЕ

42 поступает на вход привода 6 и фиксирует положение "Закрыт" гаситель, 30 применяемый для замедления движения потока горной массы при загрузке ее из дозатора в транспортный сосуд.

При этом уменьшается дробление горной массы (угля), т.е. не теряется 35 его сортность, уменьшается износ противоположной стенки транспортного . сосуда и его направляющих втулок.

При этом с выхода датчика 14 закрытие секторного затвора и с выхода элемен- 40 та НЕ 38 сигналы поступают на входы элемента И 48 и с его выхода через элементы ЗАПРЕТ 60 и 64, ИЛИ 77 на вход элемента НЕ 40, на выходе которого сигнал принимает значение "О." 45 и на первый вход привода 4, который открывает клапан герметизации, препятствующий в закрытом положении (в особенности при разгрузке дозатора или не загруженном приемном бунке- 50 ре) короткому замыканию через дозатор и ствол воздушной струи, проветривающей горные выработки, кроме то- . го, с выхода датчика 14 закрытие сигнал по каналу С <поступает для вклю 55 чения подъемной машины. В устройстве элементы HE 40 — 42 соединены со штоковыми полостями через вторые входы приводов, а поршневые полости че37 8 рез первые входы с другими соответствующими элементами. При таком соединении штоки привоцов большую часть времени втянуты в цилиндр и выдвига-.. ются только при использовании определенных операций, длящихся незначительное время (несколько секунд), что значительно уменьшает время воздействия на трущиеся штоковые поверхности шахтной агрессивной среды, которая, разрушая их, способствует быстрому износу уплотнительных щтоковых манжет и утечке сжатого воздуха.

В прототипе — наоборот — штоки приводов постоянно выдвинуты и втягиваются только при исполнении операции.

Сигнал с выхода элемента НЕ 38 поступает в блок сигнализации, расположенный в загрузочной камере, и через элемент ЗАПРЕТ 59, элементы ИЛИ 80, ЗАПРЕТ 66 на вход привода 3 распределителя горной массы и фиксирует его в положении "Закрыт", а также по каналу С,.2 поступает,на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 66 аналогичного устройства (не показано), но функционально связанного с приведенным указанными каналами связи, управляющего другим дозатором, установленным в этом же загрузочной камере подъема, и запрещает прохождение сигнала по каналу В на другой вход привода 3 распределителя до окончания загрузки дозатора.

Сигналы с выходов элемента.НЕ 38, датчика 14 закрытия секторного затвора, датчика 16 распределения горной массы через элемент ИЛИ 82 и с выхода датчика 12 открытия клапана герметизации через элемент ИЛИ 83 поступают на соответствующие входы элемента

И 51 на выходе которого формируется сигнал, поступающий через элементы

ЗАПРЕТ 67, ИЛИ 81, ЗАПРЕТ 61 на вход привода 2 устройства управления приводами питателя и конвейера, и включает его. В результате горная масса поступает из приемного бункера с помощью питателя,,конвейера и.распределителя в дозатор. При этом сигнал "1 оступающийс выхода датчика 8 весового дозирования "дозатор .разгружен" через элементы ЗАПРЕТ 56, ИЛИ 71, на входе элемента И 49 меняет свое значение на "О".

По достижению заданной по весу номинальной дозы горной массы с выхода датчика 8 "Дозатор загружен" поступает сигнал через элементы ЗАПРЕТ

55, ИЛИ 70 на единичный вход триггера 88 и "запоминается" им.

Сигнал с выхода триггера 88 поступает на вход элемента НЕ 38, входы элементов И 50, ИЛИ 78 и по каналу

С в блоки сигнализации и включения подъемной машины. При этом на выходе элемента НЕ 38 сигнал принимает значение "0", а сигнал, поступающий с выхода элемента ИЛИ 78 на вход элемента НЕ 39, меняет его значение с "1" на "0".. Слеловательно, и на выходе элемента И 51 сигнал также принимает значение "0", в результате чего выключается устройство 2 управления приводами конвейера и питателя. Сигнал с выхода элемента

НЕ 38 также не поступает через элементы ЗАПРЕТ 59, ИЛИ 80, ЗАПРЕТ 66 на вход привода 3 распределителя горной массы и по каналу С на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 66 аналогичного (не приведенного) устройства, управляющего другим дозатором, в связи с чем устройство выдает сигнал "1" при его незагруженном дозаторе с выхода элемента ЗАПРЕТ 66 по каналу В на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 66, а также с выхода эле- . мента ЗАПРЕТ 66 по каналу В -она другой вход привода 3, который переключает распределитель горной массы в другое положение, при котором горная масса сможет поступать в другой до„, тор при поступлении сигнала на включение устройства 2 управления приводами конвейера питателя по каналу В с выхода элемента ЗАПРЕТ 61 аналогичного устройства через элементы ИЛИ 81 и ЗАПРЕТ 61 приведенного устройства. При переключении распределителя в другое положение на выходе датчика 16 распределения горной массы сигнал мейяет свое значение на обратное, т.е. на "0". В связи с нулевым значением, сигнала на выходе элемента НЕ 38 сигнал на выходе элемента И 48 также принимает значение "0", при этом на выходе элемента

НЕ 40 сигнал меняет свое значение на

"1" и поступает на второй вход привода 4. Клапан герметизации закрывается. В результате этого на выходе датчика 13 закрытия сигнал принимает значение "1" и поступает через элемент ИЛИ 84 на соответствующий вход элемента И 50, а на выходе датчика

12 открытия сигнал принимает значение " "0 ".

1283537 10

В исходном положении транспортного сосуда, находящегося в зоне действия датчика 19 загрузки транспортного сосуда, с выхода которого поступает сигнал на единичный вход триггера 91, "запоминается" им и с его выхода поступает на вход элемента И 50, на вход элемента И 45 и на вход элемента ИЛИ 78. При подаче транспортного

10 сосуда в положение, при котором происходит его загрузка, датчики 21 и

22 подачи транспортного сосуда выдают сигналы, поступающие на входы элемента И 44 и на входы элементов НЕ 35

IS и 36, на выходах которых сигналы меняют свое значение с "1" на "0". Сигнал с выхода элемента И 44 поступает по каналу С для остановки подъемной . машины на входы элементов И 47 — 45, .

20 выходной сигнал которого поступает на единичный вход триггера 92, "запоминается" им и с его выхода поступает-на вход элемента И 50 и на вход элемента ИЛИ 78. При наличии всех входных. сигналов на входах элемента И 50 íà его выходе формируется сигнал, который поступает на вход элемента И 52 и на единичный вход триггера 93, "запоминается" им и с

30 его выхода поступает на вход элемента И 52, на выходе которого формируется сигнал, поступающий через элементы ЗАПРЕТ 68, ИЛИ 86 на вход элемента НЕ 41, на вход элемента ЗАПРЕТ

35 69 и через элемент ИЛИ 87 на вход привода 1 гасителя, на вход элемента НЕ 42, на выходе которого сигнал принимает значение "0". Гаситель открывается. При этом сигналы на выхо40 де датчиков 17 закрытия и 18 открытия гасителя принимают значение "0".

Секторный затвор открывается, горная масса поступает в транспортный сосуд, сигнал на выходе элемента И 53 при45 нимает значение "0". Сигнал на выхо"

I де элемента И 53 также принимает значение "0" при не выдаче датчиком

18 открытия и 17 закрытия или одним из них сигнала при закрытом гасите50 ле скорости, т.е. при их поломке или произвольном открытии гасителя скорости сигнал по каналу С не посту1é пает на включение подъемной машины.

При этом подъемная машина останавли55 вается, так как в противном случае движущийся транспортный сосуд может повредить гаситель и свои канаты.

При полной разгрузке дозатора в транспортный сосуд датчик 8 весового

12835 дозирования выдает сигнал Дозатор разгружен, который поступает через элементы ЗАПРЕТ 56, ИЛИ 71 на вход элемента И 49, на выходе которого при открытом секторном затворе и выдаче сигнала его датчиком 15 открытия формируется сигнал, поступающий на вход элемента ИЛИ 78, на нулевые входы триггеров 88, 91-92 и стирающий при этом с них память. Гаситель 10 и секторный затвор закрываются. Сигнал с элемента НЕ 38 поступает через элемент ЗАПРЕТ 59, элементы ИЛИ 80, ЗАПРЕТ 66 и по каналу С на аналогичное устройство для переключения рас- 15 пределителя в положение, при котором возможна загрузка дозатора и для запрещения возможного поступления сигнала по каналу В от непрерывного (аналогичного) устройства. При этом 20 сигнал на выходе датчика 15 откры- тия секторного затвора меняет свое значение на "0". Следовательно, и на выходе элемента И 49 сигнал также меняет свое значение на "0", т.е. 25 не поступает на нулевые входы триггеров 88, 91-92 и на вход элемента

ИЛИ 78. При закрытом секторном затворе с выхода датчика 14 закрытия секторного затвора поступает сигнал на 30 вход элемента НЕ 37, на входе которого, а, следовательно, и на запрещающем входе элемента ЗАПРЕТ 63 сигналы принимают значение "0". При стертой памяти на триггерах 88, 91-92, т.е. при нулевом значении их выходных сигналов, сигнал с выхода элемента НЕ 39 поступает через элемент

ЗАПРЕТ 63 на нулевой вход триггера 93 и также стирает память, при 40 этом его выходной сигнал принимает значение "0", тем самым снимается запрет на прохождение сигнала для включения устройства 2 управления приводами конвейеРа и питателя и по 45 каналу С 11 для включения подъемной машины. Далее цикл повторяется.

Если в результате какой-либо неисправности,память не стирается на триггерах 88, 91 — 92, то их выходные сигналы поступают на входы элемента ИЛИ 79, а с его выхода — на вход элемента НЕ 39, что не дает стереться памяти на триггере 93 после того, как выходные сигналы элемен- 55 та И 49 и элемента НЕ 37 примут значение "0". При этом сигнал с выхода триггера 93 поступает через элемент.

ИЛИ 74 на запрещающий вход элемента

37 12

ЗАПРЕТ 67, выключая устройство 2 управления приводом конвейера и питателя, а также поступает по каналу С в цепь устройства управления подъемной машиной, запрещая ее включение и предотвращая произвольное открытие гасителя скорости и секторного затвора, тем самым исключая аварию на подъеме. Сигнал по каналу С по ступает также в цепь сигнализации, что позволяет ускорить время поиска и неисправности. Наряду с контролем стирания памяти с указанных триггеров производится контроль исправности наиболее ответственных датчиков 14 закрытия и 15 открытия секторного затвора. В случае отсутствия на выходе датчика 8 сигнала "Дозатор загружен" при сформированной заданной номинальной дозе горной массы в доза торе вследствие неисправности датчика или функциональных элементов устройства управления дозатором датчик 8 выдает другой сигнал "Аварийная доза", который поступает через элементы

ЗАПРЕТ 58, ИЛИ 72 на единичный вход триггера 89, запоминается им и с его выхода поступает на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 61 и по каналу С в блок сигнализации, находящийся в машинном зале. При этом устройство управления приводом конвейера и питателя выключается и загрузка дозатора горной массы прекращается.

Сформированная доза горной массы в дозаторе (в отличие от прототипа) не приведет к перегрузу транспортного сосуда, в результате которого мо" жет произойти обрыв его канатов, что приводит к аварии. Разгрузка дозатора в транспортный сосуд при сформированной в нем максимальной дозе производится при помощи двух трехпозиционных переключателей 26 и 27.

Переключатель 26 служит для выбора одного из трех режимов работы устройства: автоматический, полуавтоматический и режим опробования механизмов. Переключатель 27 служит для открытия секторного затвора или клапана герметизации. При разгрузке дозатора в транспортный сосуд ручка переключателя 26 ставится в положение "Режим опробования механизмов", а переключатель .27 — в положение

"Секторный затвор открыт". При этом сигнал с выхода переключателя 26 поступает на запрещающие входы элементов ЗАПРЕТ 60, 59, через элемент

13 128353

ИЛИ 73 на запрещающий вход элемента

ЗАПРЕТ 65, через элемент ИЛИ 74 на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 67, на нулевой вход триггера 89 для стирания памяти, а также через эле- 5 мент ИЛИ 75 на запрещающий вход элемента"ЗАПРЕТ 68, т.е. выходные сигналы не поступают на приводы дозатора. Сигнал с выхода переключателя 27 поступает на нулевой вход триггера 10

90, на один из входов элемента И 46 и через элемент ЗАПРЕТ 62, ИЛИ 86 на вход элемента НЕ 41 и через элемент ИЛИ 87 на вход элемента НЕ 42 и вход 6 привода гасителя. Гаситель 15 открывается, на выходе датчика 18 открытия сигнал принимает значение

"О", тем самым снимается запрет на прохождение сигнала с выхода элемента ИЛИ 86 через элемент ЗАПРЕТ 69 20 для открытия секторного затвора. После разгрузки дозатора в транспорт ный сосуд ручки переключателей 26 и 27 ставятся в нейтральное положение. Секторный затвор и гаситель закрываются одновременно. После устранения неисправности устройство готово к работе в автоматическом режиме.

Устройство осуществляет весовое или объемное дозирование. Вновь вве- 30 денный датчик 1О загрузки транспортного сосуда позволяет повысить производительность подъема при объемном дозировании на 15-2ОХ по сравнению с прототипом. Весовой способ дозирования является преимущественным.

Однако при неисправности датчика 8 весового дозирования ручка переключателя 26 переводится из положения

"Весовое дозирование в положение 40

"Объемное дозирование". Сигнал с выхода переключателя 25 поступает на запрещающие входы элементов ЗАПРЕТ 55, 56, 58. При этом сигналы поступают только от датчиков 9 загрузки доза- 45 тора, 10 загрузки транспортного сосуда, т.е. от датчиков объемного дозирования через элементы ЗАПРЕТ 54, 57 соответственно на входы элементов

ИЛИ 70-71. После устранения неисправ- 50 ности датчика 8 или его замены ручка переключателя 25 ставится в прежнее положение. При настройке устройства для работы его в автоматическом режиме с датчиками объемного дозирования 55 ручка переключателя 25 переводится в нейтральное положение.

На шахтах происходит залипание горной массы в дозаторе. При этом до7 14 за полностью или частично не просыпается в транспортный сосуд при открытом секторном затворе, что препятствует автоматизации подъема и высвобождению персонала управляющего приводами дозатора. В случае залипания горной массы сигнал Дозатор разгружен" не поступает с выхода датчика 8 для стирания памяти с триггеров 88, 91 и 92, секторный затвор остается открытым. Сигналы с выходов датчиков 22 и 21 поступают на входы элемента И 44, на выходе которого формируется сигнал, поступающий на вход элемента И 47, на вход которого также поступает сигнал с выхода элемента НЕ 37. При этом сигнал с выхода элемента И 47 поступает на вход элемента 23 задержки, выходной сигнал которого через заданное время, равное времени разгрузки дозатора, поступает с его выхода через элемент ЗАПРЕТ 65, на запрещающем входе которого сигнал имеет значение "О", а также через элемент ИЛИ 79 — на вход привода 1 устройства обрушения горной массы. Привод включается. После обрушения горной массы в дозаторе и разгрузки дозатора в транспортный сосуд с выхода датчика 8 поступает сигнал "Дозатор разгружен", который стирает память на триггерах 88,91,92.

При этом сигнал с выхода элемента

НЕ 38, поступающий через элемент

ИЛИ 73 на запрещающий вход элемента

ЗАПРЕТ 65, запрещает прохождение сигнала, поступающего с выхода элемента 23 задержки на вход привода 1.

Последний выключается. Секторный затвор закрывается, сиГнал с выхода элемента НЕ 37 больше не поступает на вход элемента 23 задержки, в результате выходной сигнал которого также принимает значение "0".

В устройстве дополнительно введены триггер 92 и элемент И 45, что дает возможность применить устройство на глубоких шахтах с большим вытягиванием каната (канатов) (более одного метра) при загрузке транспортного сосуда горной массой и уходящего при загрузке из зоны действия датчиков 21 и 22 подачи транспортного сосуда вниз.

После загрузки транспортного сосуда и включения подъемной машины сосуд, двигаясь в обратном направлении (вверх), вновь. проходит зону действия датчиков 2 I и 22, выходные сигнаl5 12835 лы которых поступают на входы элемента И 44 и с еro выхода на вход элемента И 45. Однако, триггер 92 в этом случае не запоминает сигнал, поступающий с выхода элемента И 44, так как на выходе триггера 91 и на входе элемента И 45 сигнал имеет значение "0".

Датчики 21 и 22 подачи транспортного сосуда устанавливаются в стволе или в месте сопряжения ствола. загрузочной камеры, в результате чего подвергаются механическим повреждениям от случайно падающих кусков горной массы. Гарантированно защитить их от этого не удается. Применение одного о датчика в случае его повреждения или неисправности приводит к спонтанному открытию секторного затвора и гасителя, т.е. к разгрузке дозаторов 20 в ствол. Применение датчиков и контроль за йх-неисправностью позволяет значительно уменьшить вероятность произвольного открытия секторного затвора и гасителя, т.е. практически исключает разгрузку дозатора в ствол при выходе из строя одного из датчиков. Вероятность одновременного выхода из строя двух защищенных датчи1 ков по какой-либо причине и установленных в различных местах незначи-. тельна. При неисправности одного из датчиков 21 или 22 сигнал на выходе

1 элемента ИЛИ 76 принимает значение

"0", при этом с выхода элемента З5

HE 34 поступает сигнал через элемент

24 задержки на единичный вход триггера 90, запоминается им и с его выхода поступает через элемент ИЛИ 75 на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 40

68, запрещая прохождение сигналов с выхода элемента И 52, что предотвращает открытие секторного затвора и гасителя скорости и по каналу С сигнал о неисправности указанных 45 датчиков поступает в блоки сигнализации.

После устранения неисправности и при открытии секторного затвора и гасителя с помощью переключателя 27 50 сигнал с его выхода поступает на нулевой вход триггера 90 и стирает память. Элемент 24 задержки применяется при установке и регулировке датчиков 21 и 22, а также защищает 55 триггер 90 от срабатывания при поступлении ложных сигналов, возникающих при ударах кусков горной, массы

37 16 по датчику. При полной разгрузке горной массы из приемного бункера датчик 20 наличия горной массы в приемном бункере выдает сигнал, поступающий через элемент ИЛИ 74 на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 67 и на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 64 и по каналу С в блок сигнаЭ лизации, расположенный в машинном зале. При этом выключается устройство управления приводами питателя и конвейера 2, а клапан герметизации закрывается, что препятствует короткому замыканию воздушной струи, проветривающей горные выработки через ствол, незагруженный дозатор и приемный бункер.

Устройство регистрирует количество груженых транспортных сосудов, выдаваемых на поверхность, что позволяет контролировать добычу шахты. Сигнал с выхода элемента И 52 через элемерт ИЛИ 85 поступает на счетчик 7 только при разгрузке,дозатора в транспортный сосуд.

При функциональном соединении двух устройств управления счет груженых скипов может производиться одним счетчиком 7, входящим в состав того или другого устройства с применением каналов С 1д или В q

При работе в режиме ".Опробование механизмов" ручка переключателя 26 ставится в соответствующее положение.

При этом выходной сигнал из переключателя 26 поступает на запрещающие входы элементов ЗАПРЕТ 59-60 и через элемент ИЛИ 74 на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 67, через элемент

ИЛИ 73 на запрещающий вход элемента ЗАПРЕТ 65, через элемент ИЛИ 75 на запреща|ощий вход элемента ЗАПРЕТ

68, на нулевой вход триггера 89, тем самым запрещает прохождение сигналов управления на приводы дозатора, т.е. управление приводами дозатора в этом случае возможно только с помощью тумблера и переключателей.

Для работы в полуавтоматическом режиме ручка переключателя 26 ставится в положение "Полуавтоматический режим". В этом случае приводы исполнительных механизмов (за исключением приводов секторного затвора и гаси.теля) возможны только при подаче транспортного сосуда, так как выходной сигнал поступающий с выхода пе— реключателя 26 поступает на запрещаю17

128353 щие входы элементов ЗАПРЕТ 62 и 68 и тем самым запрещает происхождение любого другого сигнала на их открыт