Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами общепромышленных механизмов. Целью изобретения является упрощение устройства . Цель изобретения обеспечивается за счет исключения возможности самопроизвольного запуска двигателя при проворачивании вала электродвигателя, а также вращения ротора электродвигателя в противополож
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„Я0„„1283921
А1 (50 < Н 02 P 3/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АРТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21 ) 3924657/24-07 (22) 09.07.85 (46) 15.01.87. Бюл. Р 2 (71) Особое конструкторское бюро
Института высоких температур АН СССР (72) N.Г. Штром (53) 621.316.719.2(088.8) (56) Князевский Б.А., Липкин Б.Ю.
Электроснабжение и электрооборудование промышленных предприятий и цехов, М.: Энергия, 1971.
Разыграев А.M. Проектирование и монтаж электрооборудования металлорежущих станков, М.: Машгиз, 1961. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ПРОТИВОВКЛИЧЕНИЕМ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления электроприводами общепромышленных механизмов. Целью изобретения является упрощение устройства. Цель изобретения обеспечивается за счет исключения возможности самопроизвольного запуска двигателя при проворачивании вала элект- родвигателя, а также вращения ротора электродвигателя в противополож1283921 ном направлении после окончания процесса торможения, путем создания дополнительной цепи питания катушек
12 и 15 промежуточных реле и катушек контакторов 18 и 19 через контакты 8 и 9 реле 7 контроля скорости и параллельно соединенные кантак1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использована для управления электроприводами общепромышленных механизмов.
Целью изобретения является упрощение устройства.
На чертеже изображена принципиальная схема устройства для торможения противовключением трехфазного
1 асинхронного электродвигателя.
Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя 1 содержит три токоограничивающих резистора 2, 3 и 4, одни выводы резисторов 2 и 3 через катушки 5 6 тепловых реле соединены с двумя фазными выводами статорной обмотки электродвигателя
1, третий фазный вывод которой сое динен с одним выводом третьего токо ограничивающего резистора 4, реле
7 контроля скорости электродвигателя
1 с двумя замыкающими контактами 8 и 9 и двумя раэмыкающими контактами
10 и 11, первое промежуточное реле с катушкой 12 и с двумя замыкающими контактами 13,14, второе промежуточное реле с катушкой 15 и с замыкающими контактами 16 и 17, катушки 12 и 15 одними выводами объединены и соединены с одними выводами катушек
18 и 19 контакторов "Вперед" и "Назад", другие выводы которых соединены с одними выводами размыкающих контактов 20 и 21 другие контакторы
"Назад" и "Вперед", кнопку 22 "Пуск вперед", кнопку 23 "Пуск назад", кнопки 22 и 23 шунтированы замыкающими контактами 24 и 25 контактаров
"Вперед" и "Назад", адни выводы кнопок 22 .и 23 объединены и через кнопку 26 "Стоп" снабжены зажимом для подключения к первой фазе питающей сети, шунтовай контактор с катушкой
5.
45 позволяет осуществить торможение электродвигателя пративавключением до остановки, после чего размыкается контакт 8 (или 9 в зависимости от направления вращения) контактора и промежуточного реле, а разомкнутые контакты 13 и 16 создают дополнительный разрыв цепи. 1 ил.
27 и с тремя замыкающими контактами
28,29 и 30, шунтирующими токоограничивающие резисторы 2,3 и 4, другой вывод токоограничивающего резистора
2 соединен с объединенными первыми выводами замыкающих контактов 31 и
32 контакторов "Вперед" и "Назад", другой вывод токоограничивающего резистора 3 соединен с объединенными первыми выводами замыкающих контактов 33 и 34 контакторов "Вперед" и
"Нахад", другие выводы контактов 31 и 34 объединены и предназначены для подключения к первой фазе питающей сети, другие выводы контактов 32 и
33 объединены и предназначены для подсоединения ко второй фазе питающей сети, другой вывод токоограничивающего резистора 4 соединен с объединенными первыми выводами замыкающих контактов 35 и 36 контакторов "Вперед" и "Назад", другие выводы контактов 35 и 36 объединены и предназначены для подсоединения к третьей фазе питающей сети, общая точка соединения одних выводов катушек 18 и 19 контакторов "Вперед" и
"Назад" и катушек "12, 15 промежуточных реле через размыкающий контакт
37 теплового реле соединена с одним выводом катушки 27 шунтового контактора и снабжена зажимом для подключения к третьей фазе питающей сети, другие выводы катушек 12 и 15 промежуточных реле соединены с другими выводами размыкающих контактов 20 и 21 контакторов "Назад" и "Вперед" и через раэмыкающие контакты 10 и-11 реле контроля скорости электродвигателя соединены с другими выводами кнопок 22 и 23 "Пуск вперед" и
"Пуск назад", замыкающие контакты 13 и
J 6 промежуточных реле соединены параллельно между собой и одним общим выводом соединены с общей тачкой соединения од83921
3 12 них выводов замыкающих контактов 8 и 9 реле контроля скорости электродвигател ,другие выводыкоторых подключенык дру. гим выводам катушек 12 и 15 промежуточных реле, другой вывод катушки 27 шунтового контактора через последовательно соединенные замыкающие контакты 14 и 17 промежуточных реле соединен с другим общим выводом замыкающих контактов 13 и 16 и предназначен для подключения к первой фазе питающей сети.
Устройство работает следующим образом.
При нажатии на кнопку 22 "Пуск вперед" через нормально замкнутый контакт 20 контактора "Назад", замкнутый контакт 10 реле контроля ско рости (контакты 8 и 10 реле контроля скорости срабатывают только при вращении назад), кнопку 26 и контакт
37 теплового реле получает питание катушка 18 контактора "Вперед", контактор "Вперед" включается замыкает свои контакты 31,33 и 35, подключая электродвигатель 1 к трехфазной сети через токоограничивающие резисторы 2,3 и 4, замыкает свой контакт 24, блокируя кнопку 22 и размыкает свой контакт 21 в цепи литания катушки 19 контактора "Назад".
Одновременно срабатывает первое промежуточное реле, которое замыкает свои контакты 13 и 14. Электродвигатель начинает вращаться, при этом срабатывают контакты 9 и 11 реле контроля скорости электродвигателя.
Контакт 9, замыкаясь, подает питание на .катушку 15 второго промежуточного реле через замкнутый контакт 13, замыкает контакты 16 и 17, при этом контактом t6 катушка 15 самоблокируется, а контакт 17 подает питание на катушку 27 шунтового контактора через замкнутый контакт 14, шунтовой контактор срабатывает и своими контактами 28,29 и 30 шунтирует токоограничивающие резисторы 2,3 и 4.
Пуск двигателя закончен.
При нажатии на кнопку 26 "Стоп" теряет питание катушка 18 контактора
"Вперед" и катушка 12 промежуточного реле, при,этом размыкаются контакты
31 33 и 35 контактора "Вперед", отключая электродвигатель от сети, размыкается контакт 24, шунтировавший кнопку 22 "Пуск" и замыкается контакт 21 в цепи питания катушки
19 контактора "Назад", размыкаются я
-5 t0
40 контакты 13 и 14 промежуточного реле, при этом теряет питание катушка 27 шунтового контактора и он отключается, включая в цепь статорных обмоток, двигателя токоограничйвающие резисторы 2,3 и 4. Одновременно через контакт 21 получает питание катушка
i9 контактора "Назад" через замкнутый контакт 16 промежуточного реле и замкнутый контакт 9 реле контроля скорости электродвигателя, контактор:
"Назад" замыкает свои контакты 32, 34 и 36, при этом начинается торможение противовключением. После остановки двигателя реле контроля скорости размыкает свой контакт 9, разрывая цепь питания катушки 19 контактора
"Назад" и катушки 15 промежуточного реле, при этом размыкаются контакты
32,34 и 36, которые отключают двигатель от сети, контакт 16 и замыкается контакт 11 реле контроля скорости.
На этом процесс торможения электродвигателя заканчивается.
При нажатии на кнопку 23 "Пуск
"Назад" устройство работает аналогично, но нри этом срабатывают контакты
8 и 10 реле контроля скорости (контакты 9 и 11 срабатывают только при вращении "Вперед" ).
Таким образом, данное устройство обеспечивает надежное и точное торможение противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя, при этом создается двойной разрыв цепи питания контакторов и промежуточных реле, что исключает возможность само1 произвольного запуска двигателя при проворачивании вала двигателя от руки, а также вращение ротора электродвигателя в противоположную сторону после окончания процесса торможения.
Формула изобретения
Устройство для торможения противовключением трехфазного асинхронного электродвигателя, содержащее три токоограничивающих резистора, одни выводы двух из которых через катушки тепловых реле соединены с двумя фазными выводами статорной обмотки, третий фазный вывод которой соединен с одним выводом третьего токоограничивающего резистора, реле контроля скорости электродвигателя с двумя замыкающими и двумя размыкающимн контактами, два промежуточных реле с двумя замыкающими контактами каждое, катуш12839
Составитель С. Андрианов
Редактор А. Долинич Техред В. Кадар Корректор Е. Сирохман
Заказ 7455/55 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113()35, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ки которых одними выводами объединены и соединены с одними выводами катушек контакторов "Вперед" и "Назад", другие выводы которых соединены с одними выводами размыкающих контактов других контакторов "Назад" и "Вперед", кнопки "Пуск вперед" и "Пуск назад", )шунтированные замыкающими контактами
1соответствующего контактора, одни выводы которых объединены и через f0 кнопку "Стоп" снабжены зажимом для подключения к первой фазе питающей сети, шунтовой контактор с тремя замыкающими контактами, шунтирующими токоограничивающие резисторы, 15 другие выводы каждого из них соединены с объединенными первыми выводами замыкающего контакта контактора
"Вперед" и замыкающего контакта контактора "Назад", другой вывод замы- 20 кающего кднтакта контактора "Вперед" в цепи первой фазы статорной обмотки и другой вывод замыкающего контакта контактора "Назад" в цепи второй фазы статорной обмотки объединены и предназначены для подключения к первой фазе питающей сети, другой вывод замыкающего контакта контактора "Назад" в цепи первой фазы статорной обмотки и другой вы- 30 вод замыкающего контакта контактора "Вперед" в цепи второй фазы статорной обмотки объединены и предназначены для подключения к второй фазе питающей сети, другие выводы замыкающих контактов контакторов "Вперед"
21 6
11 11 и Назад в цепи третьей фазы статорной обмотки объединены и предназначены для подключения к третьей фазе питающей сети, общая точка соединения одних выводов катушек контакторов "Вперед" и "Назад" и катушек промежуточных реле через размыкающий контакт теплового реле соединена с одним выводом катушки шунтового контактора и снабжена зажимом для подключения к третьей фазе питающей сети, о т л и ч а ю m; е е с я тем, что, с целью упрощения, другие выводы катушек промежуточных реле соединены с другими выводами соответствующих размыкаюцих контактов контакторов "Назад" и "Вперед" и через размыкающие контакты реле контроля скорости соединены с другими вывыводами кнопок Пуск вперед" и
I1 f1
Пуск назад соответственно, первые замыкающие контакты промежуточных реле соединены параллельно между собой и одним общим выводом соединены с общей точкой соединения одних выводов замыкающих контактов реле контроля скорости, другие выводы которых подключены к другим выводам катушек промежуточного реле, другой вывод катушки шунтового контактора через последовательно соединенные вторые замыкающие контакты прбмежуточных реле соединен с другим общим выводом первых замыкающих контактов про( межуточных релеи предназначен для подключения к первой фазе питающей сети.