Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к горному делу и позволяет повысить интенсивность ведения горных работ и сократить затраты на устройство транспортных коммуникаций. Слой пород , покрывающих пласт полезного ископаемого 1, подготавливают к экскавации путем буровзрывного разрушения экскваторной заходки (Э3)2. По развалу пород со стороны массива вскрьшного уступа одновременно с его планировкой проходят траншею (Т) с совмещением одного из ее бортов с обнаженным участком-откосом уступа. В пройденной траншее располагают транспортные коммуникации. Затем осуществляют раздельную выемку полезного ископаемого и вскрьшнык пород уступами. По мере отработки ЭЗ 2 производят подготовку следующей ЭЗ. Для чего также проходят Т, а транспортные коммуникации переносят из траншеи, пройденной по отработанной первой ЭЗ, в пройденную Т по следующей ЭЗ. Погрузку и выгрузку породы осуществляют с применнием ж.д. транспорта или экскаваторов с верхним или нижним черпанием . При этом при планировке развала учитывают длину ж.д. состава и минимальную длину площадки установки экскаваторов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил. i сл ю 00 сд сд
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (5.1) 4 E 21 С 41 00
: р о t
1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМЪГ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3962407/22-03 (22) 23.08.85 (46) 23.01.87. Бюл. ¹ 3 (71) Институт горного дела им. А.А. Скочинского (72) Н,Н. Беляков, В.И. Зиновьев, И.Л. Мордухович, В.Л. РыжоВ, М.С. Подгорный и Н.П. Сеинов (53) 622.274(088.8) (56) Типовые проекты систем разработки и транспорта на карьерах. Том
2, М.: Госгортехиздат, 1962, с. 82 °
Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах. N.: Недра, 1982, с. 119, схема 34. (54) СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ
МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ (57) Изобретение относится к горному делу и позволяет повысить интенсивность ведения горных работ и сократить затраты на устройство транспортных коммуникаций. Слой пород, покрывающих пласт полезного ископаемого 1, подготавливают к экс..Я0„„1285151 А 1 кавации путем буровзрывного разрушения экскваторной заходки (38)2. По развалу пород со стороны массива вскрышного уступа одновременно с его планировкой проходят траншею (Т) с совмещением одного из ее 6пртов с обнаженным участком-откосом уступа. В пройденной траншее распо лагают транспортные коммуникации.
Затем осуществляют раздельную выемку полезного ископаемого и вскрышных пород уступами. По мере отработки ЭЗ 2 производят подготовку следующей ЭЗ. Для чего также проходят
Т, а транспортные коммуникации переносят из траншеи, пройденной по Я отработанной первой ЭЗ, в пройденную Т по следующей ЭЗ. Погрузку и выгрузку породы осуществляют с при- ею меннием ж,д. транспорта или экскаваторов с верхним или нижним черпанием, При этом при планировке разваМ ла учитывают длину ж.д. состава и минимальную длину площадки установ- Ю ки экскаваторов. 3 з.п ° A-лы, 2 ил. OO
1285151
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения — повышение интенсивности ведения горных работ и сокращение затрат на устройство транспортных коммуникаций.
На фиг. 1 изображена экскаваторная заходка, поперечный разрез; на фиг. 2 — экскаваторная заходка в плане.
На чертежах обозначено: пласт 1 полезного ископаемого; экскаватор- 15 ная заходка 2 по взорванной горной массе; целик 3; драглайн 4; железнодорожный путь 5; площадка 6 для ус— тановки драглайна; траншеи 7 для размещения транспортных коммуника- 20 ций; развал 8 пород.
Способ осуществляется следующим образом.
Слой вскрышных пород, покрывающий пласт 1 полезного ископаемого подготавливают к экскавации путем буровзрывного разрушения экскаваторной заходки 2. Для создания на уступе транспортных коммуникаций по развалу пород со стороны массива вскрыш- 30 ного уступа проходят траншею. Причем траншею проходят с совмещением одного из бортов траншеи с обнаженным участком-откосом массива вскрышного уступа. Такое размещение траншеи относительно заходки и целика обеспечивает минимальные затраты на ее проведение, так как в месте строительства траншеи, как правило, в результате проведения массового взры-40 ва происходит понижение рельефа лов верхности по сравнению с остальной поверхностью заходки, Погрузку породы осуществляют с применением экскаваторов с нижним 45 или с верхним черпанием. Экскавационное оборудование при этом может размещаться на кровле или почве заходки, Транспортные коммуникации располагают в пройденной траншее.
По мере отработки экскаваторной заходки,, производят подготовку к экскавации следующей экскаваторной заходки, где также, как и в предыдущей заходке, проходят траншею, а 55 транспортные коммуникации переносят из траншеи, пройденной по первой экскаваторной заходке, в пройденную траншею по следующей экскаваторной заходке после отработки первой заходки. Затем цикл отработки. заходки и перемещения транспортных коммуникаций повторяют.
Экскавационное и транспортное оборудование может быть различным.
В случае осуществления разработки с применением экскаватора с нижним черпанием, например драглайна 4, до начала отработки экскаваторной заходки, начиная с ее торца со стороны первоначального забоя, производят планировку части навала по трассе движения экскаватора. Планировку производят на длину, превышающую максимальную длину площадки 6 установки экскаватора, затем, по мере отработки экскаваторной заходки и срабатывания спланированного участка, вновь производят планировку в направлении подвигания забоя. Затем цикл работ повторяют. Такое повторение указанных циклов обеспечивает размещение экскаватора с нижним черпанием на кров— ле отрабатываемой заходки.
В случае применения в качестве транспортных средств для вывозки горной массы железнодорожного транспорта, траншею по развалу горной массы проходят на длину, превышающую длину железнодорожного состава. При этом обеспечивается въезд железнодорожного состава в траншею для установки под загрузку, Однако по мере отработки экскваторной заходки, длина траншеи сокращается и при ее сокращении до величины, равной сумме длин железнодорожного состава 1
1 пЯ участка от конца железнодорожного состава до торца траншеи 1 и участт ка по трассе железнодорожного пути от пункта загрузки до конца забоя экскаватора 1з, траншею удлиняют.
Для этого, начиная от торца траншеи, проходят новый участок в направлении отработки экскаваторной заходки.
После этого, по мере уменьшения длины траншеи вследствие срабатывания экскаваторной заходки, цикл работ повторяют.
В случае применения двух экскаваторов, одного в качестве основного для разработки экскаваторной заходки, а другого для проведения траншеи, перед началом обработки заходки траншею проходят на всю ее длину.
При этом осуществляется сквозное движение транспорта, что повышает эффективность его использования.
1285151
Должно обеспечиваться опережение забоя проведения траншеи 1 над зао боем отработки заходки на величину минимально возможной длины траншеи: о т В 5
Пример. При отработке пласта
IV-V, разрез "Томусинский", перепа— ды отметок кровли междупластья угольных пластов III — (IV-V) в среднем составляют 5 м. 10
При ширине заходки 30 м, длине фронта работ 1 км необходимый объем под транспортные коммуникации балластного слоя составит ? =75,0 тыс.м .
Понижение развала взорвайной горной массы после взрыва со стороны массива вскрышного уступа при высоте уступа 30 м составляет 6-7 м; ширина участка понижения развала 15 м. Следовательно, необходимый объем работ 20 по отсыпке трассы хода экскаватора до высоты массива уступа на фронте длиной 1 км составит:
V = 195 тыс,м .
Таким образом, при работе по технологической схеме с размещением транспортных коммуникаций на массиве вскрышного уступа, а экскаватора на развале взорванной горной массы объем работ на устройство транспорт- 30 ных коммуникаций составит:
V=V5- + V = 270 тыс.м .
При отработке экскаваторной заходки объем работ на устройство транспортных коммуникаций в связи с проведением траншеи по развалу пород при ширине траншеи по низу 26 м составит:
V = 58,5 тыс.м . 40
Снижение объема работ на 1 км движения фронта работ составит:
a4? = 211,5 тыс.м .
Таким образом, интенсивность подготовки запасов при использовании 45 изобретения увеличится на 23Х.
Формула изобретения
1. Способ открытой разработки мес-gp торождений полезных ископаемых, включающий формирование транспортных коммуникаций, раздельную выемку полезного ископаемого и вскрышных пород уступами, подготовку экскаваторных заходок массивов уступов, планироку развала пород по трассе движения экскаватора и погрузку пород в транспортные средства, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности ведения горных работ и сокращения затрат на устройство транспортных коммуникаций, по развалу пород подготовленной экскаваторной заходки одновременно с его планировкой проходят траншею с совмещением ее борта со стороны массива вскрытного уступа с его откосом, а транспортные коммуникации формируют в указанной траншее, причем подготовку следующей экскаваторной заходки ведут одновременно с отработкой первой экскаваторной заходки.
2. Способ по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что при использовании экскаватора с нижним черпанием до начала отработки экскаваторной заходки, планировку развала пород по трассе движения экскаватора производят на длину, превышающую минимальную длину площадки установки экскаватора, затем, по мере отработки экскаваторной заходки и срабатывания спланированного участка, снова производят планировку развала пород в нап— равлении подвигания забоя, после чего, цикл работ повторяют до полной отработки экскаваторной заходки.
3. Способ по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что при использовании железнодорожного транспорта; траншею по развалу пород экскаваторной заходки проходят на длину, превышающую длину железнодорожного состава и, по мере отработки экскаваторной заходки и сокращения длины траншеи до величины 1 = 1 + Т + 1
TP Г 3 где 1 — минимальная длина траншеи тР
Э м;
1 — длина железнодорожного состава, м;
Т вЂ” длина минимального участка от конца железнодорожного состава до торца траншеи, м;
Т вЂ” длина участка по трассе железнодорожного пути от пункта загрузки до конца забоя экскаватора, м; траншею удлиняют в направлении подвигания забоя, после чего цикл работ повторяют.
4. Способ по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что траншею, проходят одновременно с отработкой экскаваторной заходки, причем проходку траншеи ведут с опережением
1285151 отработки указанной заходки на величинсг ) > 1 + 7 + ) zде 1 о с р
Э о величина опережения проведения траншеи, м.
Составитель 3. Тычина
Техред H.Ïoïoâè÷ Корректор Н. Король
Редактор С. Патрушева
Заказ 7621/35 Тираж 455 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, R-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4