Рабочее колесо осевого вентилятора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к вентиляторостроению. Цель изобретения - повышение надежности. Лопатка 2 с цапфой (Ц) 3 зубчатой шестерней связана с промежуточным валом 6. Кинематическая связь вала 6 f/7 с приводом 9 выполнена в виде ведуш,ей конической шестерни II. Ц 3 имеет сферическую опорную поверхность 4. Лопатка 2 под действием центробежных сил занимает положение , при котором центр ее массы лежит на линии, перпендикулярной оси вращения колеса, и проходит через центр сферической поверхности 4. Это позволяет избежать возникновения момента от центробежной силы, нагружающей вал 6 и элементы кинематической связи. Наличие вала 6 позволяет сохранить незименным взаимное расположение ведущей и ведомой шестерен 11.и 12 при перекосе оси Ц 3 относительно оси конической шестерни 12. Это исключает самопроизвольный поворот лопатки 2 относительно втулки 1 рабочего колеса. I ил. i (Л tvD ОС сд Ю о оо
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„.SU„„1285203 (594 F04 D 2936
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3966952/25-06 (22) 22.10.85 (46) 23.01.87. Бюл. № 3 (71) Свердловский горный институт им. В. В. Вахрушева (72) В. М. Таугер, Ю. В. Холодников и О. Г. Кретова (53) 621.63-253.67 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 987196, кл. F 04 D 29/36, 1983. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА (57) Изобретение относится к вентиляторостроению. Цель изобретения — повышение надежности. Лопатка 2 с цапфой (Ц) 3 зубчатой шестерней связана с промежуточным валом 6. Кинематическая связь вала 6 с приводом 9 выполнена в виде ведущей конической шестерни 11. LI, 3 имеет сферическую опорную поверхность 4. Лопатка 2 под действием центробежных сил занимает положение, при котором центр ее массы лежит на линии, перпендикулярной оси вращения колеса, и проходит через центр сферической поверхности 4. Это позволяет избежать возникновения момента от центробежной силы, нагружающей вал 6 и элементы кинематической связи. Наличие вала 6 позволяет сохранить незименным взаимное расположение ведущей и ведомой шестерен
11.и 12 при перекосе оси Ц 3 относительно оси конической шестерни 12. Это исключает самопроизвольный поворот лопатки 2 относительно втулки 1 рабочего колеса. 1 ил.
1285203
Формула изобретения
Составитель О. Сапунов
Редактор П. Гербер Техред И. Верес Корректор И.Муска
Заказ 7570/37 Тираж 573 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к вентиляторостроению, в частности к рабочим колесам осевых вентиляторов.
Целью изобретения является повышение надежности работы осевого вентилятора.
На чертеже показано рабочее колесо осевого вентилятора, продольный разрез.
Рабочее колесо осевого вентилятора содержит установленные на втулке 1 лопатки 2- с цапфами 3, каждая из которых имеет сферическую опорную поверхность 4, контактирующую с ответной поверхностью 5 втулки 1 и соединена с промежуточным валом 6 при помощи зубчатой пары, венец которой с внутренними зубьями 7 расположен на цапфе 3, а венец с наружными зубьями 8 на конце промежуточного вала 6, кинематически связанного с приводом 9, и кинематическая связь каждого вала 6 с приводом 9 выполнена в виде установленной на валу 10 вентилятора ведущей конической шестерни 11, взаимодействующих с ней ведомых конических шестерен 12, снабженных венцами с внутренними зубьями 13 и расположенного на другом конце каждого промежуточного вала 6 венца с наружными зубьями 14, входящими в зацепление с зубьями 13 венца ведомой шестерни 12, а конец каждого промежуточного вала 6 закреплен в ведомой шестерне !2 при помощи сферического шарнира, выполненного в виде сферической поверхности 15, контактирующей с опорами 16 и 17. Ведомые конические шестерни 12 установлены на подшипниках 18 и 19 во втулке 1. Фиксация лопаток 2 в вертикальном положении осуществлена при помощи упругих элементов 20, установленных между цапфой 3 и ответной поверхностью 5 втулки 1. Фиксирующее устройство служит также для устранения зазора между цапфой 3 лопатки
2 и втулкой 1 рабочего колеса.
При неподвижном рабочем колесе осевого вентилятора лопатка 2 находится в исходном положении, при этом ось цапфы 3 совпадает с осью конической шестерни 12, а следовательно, и с осью промежуточного вала 6. После включения вентилятора под действием центробежных сил центр массы лопатки 2 перемещается. Ось цапфы 3 при этом смещается относительно первоначального положения вместе с осью промежуточного вала 6 и не совпадает с осью конической шестерни 12. Наличие на цапфе 3 сферической опорной поверхности 4 позволяет лопатке 2 при вращении рабочего
10 !
50 колеса занимать под действием центробежных сил такое положение, при котором центр ее массы лежит на линии, перпендикулярной оси вращения колеса и проходящей через центр сферической поверхности 4. При таком положении лопатки 2 не вознйкает момент от центробежной силы, нагружающий промежуточный вал 6, элементы кинематической связи и привод, а соединение цапфы 3 лопатки 2 с конической шестерней 12 посредством промежуточного вала 6 дает возможность сохранять неизменным взаимное расположение ведущей конической шестерни 11 и взаимодействующих с ней ведомых конических шестерен 12 при перекосе оси цапфы 3 относительно оси конической шестерни 12. Это исключает опасность самопроизвольного поворота лопатки 2 относительно втулки 1 рабочего колеса.
Для поворота лопатки с целью регулирования параметров осевого вентилятора включают привод 9, который поворачивает ведущую коническую шестерню 11 и взаимодействующие с ней ведомые конические шестерни 12, вращение от которых передается посредством промежуточных валов 6 к цапфам 3 лопаток 2, лопатки 2 занимают при этом заданное положение.
Рабочее колесо осевого вентилятора, содержащее установленные на втулке лопатки с цапфами, каждая из которых имеет сферическую опорную поверхность, контактиру:ощую с ответной поверхностью втулки, и соединена с промежуточным валом, кинем ати чески связанным с приводом, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, каждая цапфа соединена с промежуточным валом при помощи зубчатой пары, венец которой с внутренними зубьями расположен на цапфе, с наружными — на конце промежуточного вала, а кинематическая связь каждого вала с приводом выполнена в виде установленной на валу вентилятора ведущей конической шестерни, взаимодействующих с ней ведомых конических шестерен, снабженных венцами с внутренними зубьями, и расположенного на другом конце каждого промежуточного вала венца с наружными зубьями, входящими в зацепление с зубьями ведомой шестерни, а конец каждого промежуточного вала закреплен в ведомой шестерне при помощи сферического шарнира.