Торцовое уплотнение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к упгз г/ лотнениям вращающихся валов хю-шческих аппаратов. Цель изобретения - повышение надежности и расширение диапазона применения торцового уп- , лотнения путем обеспечения возможности поочередной или совместной работы пар трения в зависимости от условий эксплуатации. Вращающиеся кольца трения 4 и 5 снабжены кольцевыми буртами 8 и 9, расположенными на их смезкпых цилиндрических поверхностях.Стяжки 10, проходящие через пазы 11 и 12 в кольцевых буртах;8, и 9 и отверстия в манжете 6 и втулке 7, взаимодействуют головками 16 с буртами 8 и 9 и позволяют при помощи гаек 15 регулировать взаимное положение вращающихся i (Л Iff t4d 00 сд го NE

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (jg 4. Г 16 J 15/34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПОДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3791222/25-08 (22) 10.08.84 (46) 23.01.87. Вюл. Р 3 (71) Дзержинский филиал Ленинградского научно-исследовательского и конструкторского института химического машиностроения (72) P.М.Стародубов, Е,В.Шатаев и В.И.Соколов (53) 62.762 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 271203, кл. F 16 3 15/34, 1970, (57) Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к уп„„SU„„1285240 А I лотнениям вращающихся валов х вшческих аппаратов, Цель иэобретения— повышение надежности и расширение диапазона применения торцового уплотнения путем обеспечения возможности поочередной или совместной работы пар трения в зависимости от условий эксплуатации. Вращающиеся кольца трения 4 и 5 снабжены кольцевыми буртами 8 и 9, расположенными на их смежных цилиндрических поверхностях.стяжки 10, проходящие через пазы 11 и 12 в кольцевых буртах,8.и 9 и отверстия в манжете 6 и втулке 7, взаимодействуют головками 16 с буртами 8 и 9 и позволяют при помощи гаек 15 регули- @ ровать взаимное положение вращающихся

1285340

35 и неподвижного колец трения, При этом обеспечивается возможность выключения из работы одной пары трения. Для компенсации износа колец и регулировки контактного давления в парах трения предусмотреноприжимное устрой1

Изобретение относится к торцовым уплотнениям валов химических аппаратов и может быть использовано в химической и других отраслях промышленности.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение диапазона применения двойного торцового уплотнения путем обеспечения возможности поочередной или совместной работы пар трения в зависимости от условий эксплуатации.

На фиг, 1 показано уплотнение, разрез, общий вид, вариант двойного тор цового уплотнения; на фиг,2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — уплотнение с выключенной наружной парой трения, общий вид; на фиг.4 — то же, с выключенной внутренней парой трения, общий вид; на фиг.5 — конструкция прияимного устройства.

Торцовое уплотнение состоит из корпуса 1, в котором установлено неподвижное кольцо 2 трения, прижимаемое пружинами 3 к вращающимся наружному 4 и внутреннему 5 кольцам трения, установленным через упругую манжету 6 во втулке 7. Вращающиеся кольца 4 и 5 трения снабжены кольцевыми буртами 8 и 9 (фиг.2), расположенными на смежных цилиндрических поверхностях колец 4 и 5 трения. Стяж ки 10 проходят через пазы 11 и 12 в кольцевых буртах 8 и 9, отверстия в манжете 6, втулке 7, нажимном кольце 13 и фиксируются на втулке 7 через шайбы 14 гайками 15, Стяжки 10 головками 16, вьп|олненными в виде полуфланца, взаимодействуют с кольцевыми буртами 8 или 9 колец 4 и 5 трения.

Регулировка положения кольца 13 (фиг.5) осуществляется посредством отжимных болтов 17, Неподвижное кольI ство, состоящее из кольца 13 и болтов

17, Выполнение колец трения симметричными относительно их главных осей позволяет испольэовать их вторично после переборки уплотнения путем переворота на 180 . 1 э.п. ф-лы, 5 ил.

2 цо 2 трения имеет отверстия для прохода трубок 18, установленных в корпусе 1, по которым осуществляется подвод и отвод охлаждающей жидкости к парам трения. Трубки 18 и стяжки 10 одновременно выполняют роль штифтов для предотвращения проворота колец трения относительно корпуса 1 и втулки 7. Герметизация последней по валу 19 осуществлчется резиновым кольцом 20, а вращающихся колец 4 и 5 трения по втулке 7 и неподвижного кольца 2 трения по корпусу 1 — кольцами 21 и 22.

Для отвода тепла от колец трения в корпусе 1 имеются отверстия d, 8

b для подвода и отвода охлаждающей жидкости в полостях-камерах А, 6, В (фиг,1, 3 и 4).

Уплотнение работает следующим образом.

При вращении вала 19 вращаются кольца 4 и 5 трения, к которым пружинами 3 и давлением уплотняющей и охлаждающей жидкости, циркулирующей через полость А при входе в отверстие а и выходе через отверстие Б прижимается неподвижное кольцо 2 трения своими рабочими торцовыми поЗО, верхностями. В варианте, показанном на фиг. 1, уплотнение работает., как двойное торцовое уплотнение, что необходимо при герметизации уплотняемдй среды в аппарате с давлением свыше 0,6 ИПа. При работе аппарата при давлении до 0,6 ИПа (одинарные торцовые уплотнения применяются при давлениях среды в аппарате не более

0,6 ИПа) можно использовать торцовое уплотнение в вариантах одинарных уплотнений, например с внутренней парой

l трения, образованной вращающимся кольцом 5 трения и внутренним пояском неподвижного кольца 2 трения. Для этого

1285240 останавливают аппарат и выключают наружную пару трения (фиг.3) стяжками

10, подтягивая кольцо трения 4 к втулке 7 при помощи гаек 15, и создавая при этом зазор между наружной парой 5 трения.

Охлаждение пары трения производится путем циркуляции жидкости через полость 5 (Лиг.3) путем подачи ее н отверстие g и отвода через отверстие 1О

Б или Б, или z после чего включают аппарат н работу.

При выходе из строя внутреннего одинарного торцового уплотнения производится включение аналогично ука- занному наружного одинарного торцового уплотнения и создание зазора по внутренней паре трения. Для этого . останавливают аппарат и путем отворачивания гаек 15 освобождают наруж- 20 ное подвижное кольцо 4 от действия стяжек 10, в результате чего оно входит в контакт с наружным пояском трения неподвижного кольца ? трения, о

Поворачивают стяжки на 180, головками 16 прижимают кольцо 5 трения гайками 15 через шайбы 14 к корпусу втулки 7, создавая при этом зазор е между внутренним пояском трения неподвижного кольца 2 трения и кольцом 5 трения.

Охлаждение наружной пары трения одинарного торцового уплотнения производится путем циркуляции жидкости через полость 6 подачей ее в отверс- 35 тие Ь и отвода через отверстие 2 .

После этого включают аппарат н работу. Исходя из условия равной высоты и симметричности колец 4 и 5 трения относительно их средней линии, а 40 также ныполнения неподвижного кольца 2 с двумя поясками трения, расположенными в одной плоскости, зазоры и е могут быть очень малой величины, что обеспечивает небольшую дефор- 45 мацию упругой манжеты 6.

Для создания сжимающих усилий на упругую манжету 6 от давления запирающей жццкости, циркулирующей через 59 полостью, для обеспечения герметичности в месте прохода стяжки 10 через отверстие втулки 7 при работе в нарианте двойного торцового уплотнения полость А может быть сообщена 55

I с палост1ю через центральное отверстие Ж в стяжке 10.

При износе колец пар трения и появлении утечки необходимо остановить. аппарат и отжимными болтами 17 опустить кольцо 13 и сжать пружины 3, благодаря чему осуществляется компенсация износа и регулировка усилий сжатия пружин с целью увеличения контактного давления н парах трения и устранения утечек жидкости при работе торцовых уплотнений.

Выполнение колец пар трения симметричными относительно их средней линии позволяет многократно испольэовать их при переборках путел перенороо та на i80 а также при восстановлении изношенных поверхностей пар трения методами токарной обработки, шлифовкой и притиркой, а сборка торцового уплотнения осуществляется с учетом уменьшения их размеров по высоте. формула изобретения

1 ° Торцовое уплотнение, содержащее корпус, неподвижное кольцо тренйя, снабженное двумя поясками трения, разделенными канавкой, два концентричных вращающихся кольца трения, размещенных в закрепленной на валу втулке и образующих две пары трения, о т л и ч а ю щ е .е с я тем, что, с целью повышения надежности, уплотнение снабжено устройством для поочередного выключения одной из пар трения, состоящим из стяжек с головками в виде полуфланцев и упругой манжеты, при этом в упругой манжете и втулке параллельно оси вала выполнены отверстия, а на смежных цилиндрических поверхностях вращающихся колец трения — кольцевые бурты, причем манжета расположена между нерабочей поверхностью вращающихся колец и втулкой, а стяжки проходят через отверстия но втулке и манжете с воэможностью осевого II вращательного движения и головками взаимодействуют с кольцевыми буртал1и, 2. Уплотнение по и. 1, о т л и " ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения ресурса, кольца трения вы- полнены симметричными относительно их главных осей.

1285240

Редактор И, Горная

Заказ 7624/39 Тираж 811 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул. Проектная, 4

Составитель В.Красильников

Техред И.Попович Корректор A.Îáðó÷àð