Ведомый диск фрикционного механизма сцепления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СО)ОЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
11 А3 (19) (11) P1) 4 Р 16 D 13/64, 3/66
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н nATEHTV
ГОСУДАРСТНЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3503938/25-27 (22) 13.10.82 (31) 8119298 (32) 14 ° 10.81 (33) FR (46) 23.01.87. Бюл. № 3 (71) Валео (FR) (72) Андре Караи и Пьер Рено (РЕ) (53) 621.825.5 (088.8) (56) Патент Франции ¹ 2183390, кл. F 16 F 7/00, 1976. ,(54)(57) 1.ВЕДОМЫЙ ДИСК ФРИКЦИОННОГО МЕХАНИЗИА СЦЕПЛЕНИЯ, в частности для автомобилей, содержащий две соосные части, смонтированные с возможностью ограниченного поворота относительно одна другой и с возможностью взаимодействия с упругими элементами, первая из которых выполнена в виде диска ступицы с ра- ди лько расположенными на его периферии выступами, а вторая часть выполнена в виде двух направляющих шайб, размещенных соосно по обе стороны диска ступицы, одна из которых жестко связана с фрикционным диском и имеет расположенньж по ее периферии и выполненный.
sa о 1но целое с ней венец, охватываю,щий аксиально и радиально диск ступицы и состоящий из трех соосных участков, первый из которых имеет пазы и установлен свободно, второй имеет гнезда, в которых расположены с зазором выступы диска ступицы, и соединен с торцовой частью направляющей шайбы и третий расположен между первым и вторым по крайней мере частью своей длины перпендикулярно к.выступам диска ступицы, а вторая направляющая шайба выполнена с радиально расположенными по ее периферии шипами, размещенными в пазах венца, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы диска, гнезда венца выполнены замкнутыми и смещены по окружности относительно пазов, а первый участок венца расположен на радиусе, превышающем наружный радиус выступов.
2. Диск по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что третий участок венца по крайней мере частично рас-. положен наклонно к выступам диска ступицы.
З.Диск по пп.1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что поверхность гнезда, обращенная к первому участку, совмещена с границей перво го и третьего участков.
12861!3
Изобретение относится к фрикционным механизмам сцепления, в частности для автомобилей, обеспечивающим гашение крутильных колебаний.
Цель изобретения — увеличение срока службы путем увеличения прочности венца на кручение за счет оптимального расположения гнезд под выступы фрикционного диска и пазов под шипы направляющей шайбы. l0
На фиг.1 изображен ведомый диск .фрикционного механизма сцепления, общий вид;, на фиг.2 — разрез А-А на фиг.l; на фиг.3 — - узел на фиг.2; на фиг.4 — узел II на фиг.2; на фиг.5 — ведомый диск фрикционного механизма сцепления, вид сбоку.
Ведомый диск, в частности для автомобилей, содержит две подпружиненные в окружном направлении соосные части 1 и 2, смонтированные с возможностью ограниченного поворота относительно одна другой, первая иэ которых (часть 1) выполнена B виде диска 3 ступицы 4 с радиально расположенными на его периферии выступами 5, расположенными попарно равномерно по окружности, а вторая часть
2 выполнена в виде двух жестко связанных между собой начравляющих шайб 6 и 7, размещенных соосно по обе стороны диска 3 ступицы 4, одна из которых направляющая шайба 6 жестко связана с фрикционным диском
8 и имеет расположенный по ее пери- 35 ферии и выполненный эа одно целое с ней венец 9, охватывающий аксиально и радиально диск 3 ступицы 4 и состоящий из трех соосных участков, первый из которых участок 10 имеет пазы 11 и установлен свободно, второй участок 12 имеет замкнутые гнезда 13, в которых с зазором расположены выступы диска 3 ступицы 4 и соединен с торцовой частью 14 направляю- 45 щей шайбы 6> а третий участок 15 расположен между первым 10 и вторым
12 участками по крайней мере частично перпендикулярно к выступам 5 дис-, ка 3 ступицы 4, а вторая направляющая шайба 7 выполнена с равномерно расположенными по ее периферии и по окружности радиальными шипами 16, размещенными в пазах 1! венца 9.
Гнезда 13 венца 9 смещены по ок ружности относительно пазов ll, а первый участок 10 венца 9 располо" жен на радиусе, превышающем наружный радиус выступов 5 диска 3 ступицы 4, Третий участок 15 венца 9 по крайней мере частично расположен наклонно к выступам 5 диска 3 ступицы 4, а поверхность 17 гнезда 13, обращенная к гервому участку 10, совмещена с границей первого 10 и третьего 15 участков ° Однако возможен вариант, при котором эта граница смещена в сторону второго участка 12.
Жесткая связь направляющей шайбы
6 с фрикционным диском 8 осуществляется, например, с помощью разделенного на секторы диска 18 с фрикционными накладками 19 и заклепок 20, расположенных вокруг его внутренней поверхности 21. Зазоры между выступами 5 и стенками гнезд 13 по обе стороны от них в окружном направлении имеют оцинаковую величину, но это не является обязательным в случае какого-либо предпочтительного направления развития углового смещения .между частями и 2. Ведомый диск имеет также упругие элементы
22 и 23 типа винтовых цилиндрических пружин, расположенных тангенциально, В этом варианте имеется шесть пружин 22 и три пружины 23. Пружины
22 размещены без окружного зазора частично в окнах 24 диска 3 ступицы
4 и частично в одинаковых окнах 25 в направляющих шайбах 6 и 7.
Пружины 23 размещены в диске 5 и направляющих шайбах 6 и 7 аналогичным образом, но с одийаковым зазором 26 между их концами и соответствующими кромками окон 24 диска 5.
Величина этого зазора на разные стороны от пружин 23 может быть различной, но обязательно меньше окружного зазора между выступами 5 и одной из стенок гнезда 13.
Пружины 22 и 23 могут быть выполнены двойными и сожержать расположенные внутри них пружины 27 и 28 одинаковой с ними длины, но разных диаметров.
Между частями и 2 может быть размещена фрикционная шайба 29, расположенная на диске 3 ступицы 4 через посредство опорной шайбы 30 с осевыми лапками 31, фиксирующими ее в окружном направлении относительно направляющей шайбы 6.
Упругая шайба 32 осевого действия установлена между опорной шайбой 30 и направляющей шайбой 6 и приводит, 128611 таким образом, фрикционную шайбу 29 в контакт с диском 3 ступицы 4.
В этом варианте осуществления пазы
11 и гнезда 13 расположены симметрично по окружности один относительно других, но возможно и несимметричное их расположение. Каждый выступ 5 расположен между окнами 24 диска 3 ступицы 4.
При работе, если крутящий момент 10 прикладывается, например к части 2, последняя приводит в движение часть
1 через пружины 22. После выбирания их сборочного предварительного напряжения в их гнездах они упруго поддаются так, что угловое смещение развивается между частями 2 и 1 в направлении вращения узла. Пружины
3 4
23 в свою очередь после выбирания их предварительного напряжения и зазора 24 добавляют свое действие к действию пружин 22.
После выбирания окружного зазора между выступами 5 и стенками гнезд 13 они входят во взаимный контакт с венцом 9, благодаря чему может быть передан дополнительный крутящий момент от части 2 к части l.
Для уменьшения крутящего момента процесс меняет направление.
Гистерезис упругих элементов 22 и 23 делает различными для одной и той же величины углового смещений величины крутящего момента при его возрастании и уменьшении.!
286!!3
1 286113
Составитель И.Лукина
Редактор M.Áëàíàð Техред Л.Сердюкова Корректор Е.Рошко
Заказ 7649/60 Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул. Проектная,4