Устройство для соединения узлов скважинных приборов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к технике для геофизических исследований скважин (С) и позволяет повысить надежность работы устройства и исключить утечки жидкости из компенсатора при расстыковке узлов. Устройство содержит соединяемые узлы в виде труб (Т) 1 и 2. Причем Т 1 соединена герметично с мостом 3, выполненным с канавками и осевым каналом 11. На Т 2 и мосту 3 выполнены крепежные элементы, по обеим сторонам от которых размещены уплотнительные элементы в виде резиновых колец (К) 4, 5 и 6. В мосту 3 выполнен канал 14 для соединения крепежных элементов с компенсатором 7 внешнего давления , связанным с нижней частью моста 3. В канале 14 может быть установлен подпружиненный клапан. Под действием гидростатического давления в С жидкость из компенсатора 7 через каналы 11 и 14 заполняет резьбу и зазор между Т 2 и мостом 3 в пространстве между К 5 и 6. При этом К 4 и 6 сжимаются наружным давлением, деформируются и создают в зазоре распирающее тормозное усилие между Т 2 и мостом 3. В результате соединение Т 1 и 2 предохраняется от самоотвинчивания . 1 3. п. ф-лы, 2 ил. S (Л to 00 00 го 00 фиг
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1288287 (д!) 4 Е 21 В 47/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
/ «g л
К А BTGPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИИ И ОТКРЫТИЙ (21) 3953806/22-03 (22) 17.09.85 (46) 07.02.87. Бюл. № 5 (71) Опытно-конструкторское бюро геофизического приборостроения Объединения
«Укргеофизика» (72) А. С. Превыш, В. С. Белорусец, В. О. Галета и М. М. Коноваленко (53) 550.832.002:622.241 (088.8) (56) Зельцман П. А. Конструирование аппаратуры для геофизических исследований скважин..— М.: Недра, 1968, с. 22 — 27.
Прибор СПАК вЂ” 6. ТУ 41 — 06 — 1142 — 83. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ
УЗЛОВ СКВАЖИННЫХ ПРИБОРОВ (57) Изобретение относится к технике для геофизических исследований скважин (С) и позволяет повысить надежность работы устройстга и исключить утечки жидкости из компенсатора при расстыковке узлов. Устройство содержит соединяемые узлы в виде труб (Т) 1 и 2. Причем Т 1 соединена герме тично с мостом 3, выполненным с канавками и осевым каналом 11. На Т 2 и мосту 3 выполнены крепежные элементы, по обеим сторонам от которых размещены уплотнительные элементы в виде резиновых колец (К) 4, 5 и 6. В мосту 3 выполнен канал 14 для соединения крепежных элементов с компенсатором 7 внешнего давления, связанным с нижней частью моста 3.
В канале 14 может быть установлен подпружиненный клапан. Под действием гидростатического давления в С жидкость из компенсатора 7 через каналы 11 и 14 заполняет резьбу и зазор между Т 2 и мостом 3 в пространстве между К 5 и 6.
При этом К 4 и 6 сжимаются наружным давлением, деформируются и создают в зазоре распирающее тормозное усилие между Т 2 и мостом 3. В результате соединение Т 1 и 2 предохраняется от самоотвинчивания. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
1288287
Изобретение относится к технике для геофизических исследований скважин и может быть использовано для соединения узлов приборов, работаюших в буровой промывочной жидкости.
Цель изобретения — повышение надежности в работе, а также исключение утечки жидкости из компенсатора при расстыковке узлов.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство; на фиг. 2 — то же, с подпружиненным клапаном в канале для соединения полости компенсатора с крепежными элементами.
Устройство содержит соединяемые узлы в виде труб 1 и 2 моста 3 с канавками, крепежные элементы, в данном случае на трубе 2 — внутренняя резьба, а на мосту 3 — наружная, уплотнительные элементы — резиновые кольца 4 и 5, установленные с одной и другой стороны от крепежных элементов, дополнительное резиновое кольцо 6, установленное в той же канавке, что и кольцо 4, резиновый компенсатор 7 внешнего давления, втулку 8, пробку 9, прокладку 10. Мост 3 имеет осевой канал 11, труба 2 — сквозные отверстия 12. Соединение трубы 1 с мостом 3 выполнено герметичным с помощью пайки, сварки и т. п.
Устройство содержит также паз 13, выполненный поперек витков резьбы моста 3, и отверстие 14, выполняюшее роль канала 15 для соединения полости компенсатора с крепежными элементами.
Устройство работает следующим образом.
Под действием гидростатического давления в скважине жидкость из компенсатора 7 через осевой канал 11 и отверстие 14 перетекает в паз 13, заполняет резьбу и зазор между трубой 2 и мостом 3 в пространстве между уплотнительными кольцами 6 и 5, где поддерживается, таким образом, давление, равное наружному давлению на прибор. Следовательно, участок трубы 2 в месте установки крепежных элементов не испытывает нагрузки от статического давления в скважине. В качестве крепежных элементов вместо резьбы может быть использовано штыковое или клиновое соединение и. т. и.
В случае установки в отверстии 14 (фиг. 2) подпружиненного клапана, выполненного в виде шарика 16, пружины 17 и гайки 18, устройство работает аналогично, но жидкость перетекает через канал 15 в зазор 19 (выполнен так же, как и паз 13 на фиг. 1) тогда, когда наружное давление становится достаточным для сжатия пружины 17 и открытия клапана.
Два резиновых кольца 4 и 6, установленные в одной и той же проточке, сжимаются наружным давлением с двух сто2 рон навстречу друг другу, деформируются, создают в зазоре распираюшее тормозное усилие между соединяемыми деталями — трубой 2 и мостом 3 и предохраняют соединение от самоотвинчивания.
Предлагаемое решение позволяет разгрузить соединение от действия одностороннего гидростатического давления в скважине, обеспечивает постоянную подачу смазки в место то установки крепежных элементов, которые не подвержены коррозии даже в случае выхода из строя у плотнительных элементов.
Таким образом, надежность соединения cvщественно повышается.
Устройство (фиг. 1) целесообразно применять в случае, когда соединяемые узлы отдельно не эксплуатируются. Однако, если в процессе эксплуатации узлы расстыковывают, например при лабораторных испытаниgp ях, транспортировке и т. и., может произойти утечка жидкости через отверстие 14.
В таких случаях следует установить в отверстии 14 подпружиненный клапан. Жидкость из компенсатора поступает к крепежным элементам при открытии клапана под действием гидростатического давления в сква жи не.
Предлагаемое устройство наиболее целесообразно использовать для соединения узлов, заполненных жидкостью и снабженных компенсаторами наружного давления, например для соединения компенсированного кожуха с удлинителем. В этом случае нет необходимости в дополнительном компенсаторе.
Если кожух (труба 1) герметичный, канал 11 выполняют глухим со стороны кожуха. Поскольку объем жидкости в соединении становится незначительным, достаточно простого компенсатора, например металлической диафрагмы.
Формула изобретения
1. Устройство для соединения узлов скважинных приборов, содержашее мост, связанный с одним из узлов, крепежные
4> элементы, установленные на мосту и другом узле, основные уплотнительные элементы, размещенные в кольцевых канавках, выполненных в теле моста с одной и другой стороны от крепежных элементов, отличаюи1ееея тем, что, с целью повышения надежности в работе, оно снабжено компенсатором внешнего давления и дополнительным уплотнительным элементом, установленным в одной из кольцевых канавок вместе с основным уплотнительным элементом, причем в мосту выполнен канал для соединения полости компенсатора с крепежными элементами.
1288287
8
Составитель H. Кривко
Редактор Н. Тупица Техред И. Верес Корректор Г. Решетннк
Заказ 7778/27 Тираж 554 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
2. Устройство по п. 1, отличаюи4ееся тем, что,с целью исключения утечки жидкости из компенсатора при расстыковке узлов, в канале для соединения полости компенсатора с крепежными элементами установлен подпружиненный клапан.