Роторная машина вовка в.п.

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Роторная машина, содержащая польш корпус с торцовыми крышками и впускным и выпускным окнами и концентрично установленные в корпусе два ротора с лопастями, связанные между собой и с приводным валом при помощи кривошипно-кулисного механизма синхронизации движения роторов, включающего кулису с направляющим пазом, ползун и кривошип, о т л ичающаяся тем, что, с целью повышения надежности и производительции снабжен дополнительными ползуном и кривошипом и траверсой, кулиса жестко соединена с приводным валом, оба ползуна размещены в ее пазу и шарнирно закреплены на кривошипах, каждый из которых соединен со своим ротором, причем кривошипы установлены соосно друг другу и эксцентрично кулисе, а траверса связана с приводным валом и установлена с возможностью перемещения. с (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) . (И) (58 4 F 04 С 2/00 18/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

M А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3802887/25-06 (22) 22.06.84 (46) 07.02.87. Бюл. ¹ 5 (71) Хмельницкий технологический институт бытового обслуживания и

Хмельницкий завод тракторных агрегатов (72) В.П.Вовк, Я.Ф.Стадник, Ю.К.Козловский и Е.Л.Черешнев (53) 621.512(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 973878, кл. F 04 С 5/00, 1977. (54) РОТОРНАЯ МАШИНА ВОВКА В.П. (57) Роторная машина, содержащая полый корпус с торцовыми крышками и впускным и выпускным окнами и концентрично установленные в корпусе два ротора с лопастями, связанные между собой и с приводным валом при помощи кривошипно-кулисного механизма синхронизации движения роторов, включающего кулису с направляющим пазом, ползун и кривошип, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности .и производительности машины, механизм синхронизации снабжен дополнительными ползуном и кривошипом и траверсой, кулиса жестко соединена с приводным валом, оба ползуна размещены в ее пазу и шарнирно закреплены на кривошипах, каждый из которых соединен со своим ротором, причем кривошипы установлены соосно друг другу и эксцентрично кулисе, а траверса связана с приводным валом и установлена с возможностью перемещения.

12883

Роторная машина содержит полый корпус 1 с торцовыми крышками 2 и 3 и впускным и выпускным окнами 4 и 5, концентрично установленные в корпусе

1 два ротора 6 и 7 с лопастями, связанные между собой и с приводным валом 8 при помощи кривошипно-кулисного механизма синхронизации движения роторов 6 и 7, включающего установ.ленную на крьппке 3 корпуса 1 направляющую 9, кулису 10 с направляющим пазом 11, полэун 12 и крипошип 13.

Роторная машина содержит винтовую передачу 14,. Механизм синхронизации снабжен дополнительными ползуном 15 и кривошипом 16, а также траверсой

17. При этом кулиса 10 жестко связана с приводным валом 8, оба полэуна

12 и 15 размещены в ее пазу 11 и шарнирно закреплены на кривошипах

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и касается усовершенствования роторной машины объемного типа, которая может быть использована в качестве компрессора, вакуумного насоса, детандера или пневматического двигателя.

Цель изобретения — повышение надежности и производительности машины. l0

На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая роторная машина, продольный разрез; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — разрез

В-B на фиг. 1; на фиг. 5 — разрез

Г-Г на фиг.1; на фиг. 6 — положение роторов, соответствующее повороту приводного вала на п/2; на фиг.7 роторная машина с тороидальным корпусом, продольный разрез; на. фиг.8— кинематическая схема машины при максимальном эксцентриситете.между осью кривошипов и осью кулисы; на фиг. 9 — то же, при повороте привод25 ного вала на и/2; на фиг. 10 — то же, при повороте приводного вала на п на фиг. 11 — то же, при повороте приводного вала на 3 /2 на фиг. 12 и 13 — кинематическая схема машины при значениях эксцентриситета между осью кривошипов и осью кулисы, соответствующих максимальному объему одной из рабочих полостей и минимальному другой, на 35 фиг. 14 — кинематическая схема машины при отсутствии эксцентриситета между осью кривошипов и осью кулисы.

50 2

16 и 13 соответственно. Кривошип 13 соединен с ротором 6, а кривошип 16с ротором 7, причем кривошипы 13 и 16 установлены соосно друг другу и эксцентрично кулисе 10. Траверса 17 связана с приводным валом 8 и винтовой передачей 14 установлена в направляющей 9 с возможностью перемещения.

Роторы 6 и 7 и кривошипы 13 и 16 с полэунами 12 и 15 каждый в отдельности и все вместе полностью уравновешены относительно оси при помощи противовесов 18-20. Корпус 1 машины может быть выполнен тороидальным.

Роторная машина работает следующим образом.

При вращении приводного вала 8 с кулисой 10 с постоянной угловой скоростью, роторы 6 и 7 с кривошипами 13 и 16 начинают вращаться. Причем за один оборот приводного вала 8 с кулисой 10 каждый из роторов 6 и 7 поворачивается на один оборот в ту же сторону, плавно изменяя свою скорость. Так, при максимальном эксцентриситете е =-е„ „ между осями кривошипов 13 и 16 и осью кулисы 10 (фиг.

8-11) при повороте приводного вала 8 с кулисой 10 от начального положения на угол Т /2 (фиг. 9) ротор 6, жестко соединенный с кривошипом 13, поворачивается в ту же сторону на угол

g/2, равньп половине углового размера лопасти q, а ротор 7, жестко соединенный с кривошипом 16, поворачивается на угол (п — (р/2) . В результате объем рабочей полости а уменьшается до куля, и в ней осуществляются сжатие рабочего тока (в режиме компрессора) и его выпуск через окно 5. В то же время объем рабочей полости Ь увеличивается до максимальной величины, и в нее осуществляется впуск рабочего тела через окно

4. При дальнейшем повороте приводного вала 8 с кулисой 10 на угол «и (фиг. 10) от начального положения ротор 6 поворачивается на угол («

p/2), а ротор 7 — на угол у //22. Тогда в полость а начинается впуск рабочего тела через окно 4, и ее объем увеличивается,от нуля до объема, равного половине величины максимального объема U „ /2, а из полости Ь начинается выпуск рабочего тела через окно 5 и ее объем уменьшается от U до Ч„ „,/2. Во время последующего поворота приводного вала 8 с кулисой 10

3 12 на угол 3 и /2 (фиг. 11) от начального положения ротор 6 поворачивается на угол (« — g/2), а ротор 7 — на угол q/2. Объем полости а увеличивается вдвое с 7,/2 до Ч „„„и в нее заканчивается впуск рабочего тела через окно 4, а объем полости

Ь уменьшается от Ч „,/2 до нуля, и из нее завершается выпуск рабочего тела через окно 5.

При повороте приводного вала 8 с кулисой 10 на угол 27 элементы роторной машины занимают исходное (начальное) положение (фиг. 8). К этому моменту ротор 6 поворачивается на угол у /2, а ротор 7 — на угол (Ф вЂ” y/2) . Объем полости а при этом уменьшается вдвое от Ч„ „до Ч„„ /2, и из нее начинается выпуск рабочего тела через окно 5, а объем полости

Ь увеличивается от нуля до Ч „ /2, и в нее начинается впуск рабочего тела через окно 4.

88350 4

При вращении винтовой передачи 14 траверса 17 с приводным валом 8 и кулисой 10 перемещается в направляющей 9 и изменяет величину эксцентриситета е между осями кривошипов 13 и 16 и осью кулисы 10. Вследствие изменения эксцентриситета е (фиг.12 и 13) изменяется разность между максимальными и минимальными объема-, 10 ми рабочих полостей от нуля, когда эксцентриситет отсутствует и роторы

6 и 7 вращаются синхронно с кулисой

10 (фиг. 14), до V к, при е = е макс (фиг. 8-11). Описанная особенность позволяет в процессе работы регулировать объемную производительность машины, а также степень сжатия (или степень расширения для детандера), Кинематические пары роторной

20 машины отличаются простотой и обеспечивают высокую надежность всей конструкции, чему также способствует симметричный закон изменения скоростей движения роторов.

1288350

Юикб

1288350

l 288350

Фиг.12

Составитель И.Алешина

Техред В.Кадар, Корректор С.шекмар

Редактор О.Юрковецкая

Заказ 7784/30 Тираж 596 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4