Способ контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - повьш1ение точности, уменьшение трудоемкости и расширение информативности при контроле гйпо-- циклоидального зубчатого колеса планетарной гидромашины путем измерения комплексного показателя точности. Базовую поверхность а измерительного устройства выполняют радиусной, а измерительную поверхность b промея уточного тела 3 - призматической. Такое базирование контролируемого колеса обеспечивает самоустановку колеса на измерительной позиции в диапазоне, обусловленном смещением колеса относительно вертикальной оси симметрии в пределах перемещения вокруг мгновенного центра вращения, при котором положение колеса не влияет на показания индикатора 5. 2 ил. i (Л 00 4

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) А1 (б1) 4 С 01 В 5/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТэ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3919103/25-28 (22) 26.06.85 (46) 07.02.87. Бюл. № 5 (71) Мелитопольский институт механизации сельского хозяйства (72) А.И.Панченко, В.А.Дидур, В.А.Кожухаэь и В.Н.Поддубный (53) 531.717.2(621,833(088.8) (56) Марков А.Л. Измерение зубчатых колес. Машиностроение, 1977, с.137, 141,192. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности, уменьшение трудоемкости и расширение информативности ври контроле гипоциклоидального зубчатого колеса планетарной гидромашины путем измерения комплексного показателя точности, Базовую поверхность а измерительного устройства выполняют радиусной, а измерительную поверхность Ь промежуточного тела 3 — призматической.

Такое базирование контролируемого колеса обеспечивает самоустановку колеса на измерительной позиции в диапазоне, обусловленном смещением колеса относительно вертикальной оси симметрии в пределах перемещения вокруг мгновенного центра вращения, при котором положение колеса не влияет на показания индикатора 5. 2 ил.

1288490

Изобретение относится к машиностроению, а именно к способам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — повышение точности, уменьшение трудоемкости и 5 . расширения информативности при контроле гипоциклоидального колеса планетарной гидромашины путем измерения комплексного показателя точности.

На фиг.1 изображена конструктивная схема измери гельного устройства для реализации способа контроля гипоциклоидального колеса планетарной гидромашины; на фиг.2 — расчетная схема для определения угла призмы промежуточного тела.

Измерительное устройство для реализации способа включает в себя стол 1, приклеенную к нему стойку 2, промежуточное тело 3, пружину 4, индикатор 5, кинематически связанный с промежуточным телом 3. Кроме того, на фиг. 1 обозначено: позицией 6— контролируемое колесо, а — базовая поверхность, Ь вЂ” измерительная поверхность промежуточного тела 3, R — радиус базовой поверхности а.

На фиг,2 позицией ? обозначен ротор, сопрягаемый с контролируемым колесом 6.

Способ реализуется следующим образом.

Выполняют базовую поверхность а стола 1 измерительного устройства в виде се мента вогнутой цилиндри- 35 ческой поверхности с радиусом R, равным разности диаметра выступа зубьев контролируемого колеса 6, настраивают измерительное устройство на номинальный размер контролируемого параметра, базируют контролируемое коФ лесо 6 на базовой поверхности а устройства по диаметру выступов, устанаЪливают промежуточное тело 3 между индикатором 5 и контролируемым

45 колесом 6, вводят в контакт с боковыми поверхностями зубьев колеса 6 промежуточное тело 3, связанное с индикатором 5 измерительного устройства и измеряют отклонение от номинального размера, а измерительную .поверхность Ь промежуточного тела 3 выполняют в виде призмы с углом d, определяемым соотношением о sing с = 180 — 2 arcsin - — — —, r + r из где К вЂ” радиус окружности, проходя1 щей через центры окружностей зубьев ротора, сопрягаемого с контролируемым колесом 5;

r„ — радиус зубьев контролируемого зубчатого колеса 6;

r — радиус зубьев ротора, сопрягаемого с контролируемым зубчатым колесом 6;

p — половина угла расположения зубьев ротора, сопрягаемого с контролируемым зубчатым колесом 6.

Форма базовой поверхности а, выполненной в столе 1, обусловлена тем, что при перемещении контролируемого колеса вокруг мгновенного центра вращения, которым является центр радиусной поверхности зуба, упирающегося в призму подвижного элемента двумя точками, два противоположных зуба своими точками контакта последовательно опишут дугу радиусом, равным расстоянию от них до мгновенного центра вращения или разнице между диаметром выступов колеса и радиусом зуба. Так как D = R+ r то R=D — r

C 1 Э где D< — диаметр окружности выступов зубчатого колеса; r — радиус зуба.

Измерительная поверхность Ь подвижного элемента, выполненного в виде призмы, имеет угол Ы, образованный касательными в точкаах контакта зубьев теоретического зацепления колеса и сопрягаемого ротора. Из расчетной схемы (фиг,2) вид о, что с Оэ0 0 =2 угол расположения. зубьев сопрягаемого ротора; О, К =O, К,=г — радиус зубьев шестерни; О К,=O, К =г, — радиус зуба сопрягаемого ротора О О =О О =Р

Я З 2 радиус окружности, проходящей через центр зубьев сопрягаемого ротора.

АК 1 0,0 и АК l 0 0, . Исходя из

1 этого определяется К АК =о — угол

2 призмы промежуточного тела 3. Иэ четырехугольника О,К, АКдс К АК о

1 1 а 1 2

=180 — с.К,O, К, Известно, что сК, О, Ку

=2сВО, О . Из треугольника ВО, О <ВО,О =

ВО

=arcsin- — -, О 0 =О К +К О =r +r

O 1 4 s a ац

1 4

Из треугольника О ВО ВО =0 О х sincBO O =Ро sing, тогда сВО, О,=

° R sin p

=arcsin- — ---, значит К О К

r + rgg и

P.e SLtle

=2arcsin- — — — . Следовательно (Rp

=180 -2arcsin- — - — --. ш Р

Радиусная базовая поверхность с радиусом R и призма с углом о обес12

Формула изобретения где R

20

Составитель Б.Афонский

Редактор А.Ворович Техред И.Попович Корректор С.Черни

Тираж 700 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 7796/3J

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4 печивают самоустановку колеса на измерительной позиции в диапазоне, обусловленном смещением колеса относительно вертикальной оси симметрии в пределах перемещения вокруг мгновенного центра вращения, при котором положение шестерни не повлияет на показания индикатора 5.

Способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что настраивают измерительное устройство на номинальный размер контролируемого параметра зубчатого колеса по образцовой детали, базируют контролируемое колесо на базовой поверхности устройства, вводят в контакт с боковыми поверхностями зубьев колеса подпружиненное промежуточное тело, связанное с индикатором измерительного устройства, и измеряют отклонение от номинального размера, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности, уменьшения трудоемкости и расширения информативности при контроле гипоциклоидально88490 4 го колеса планетарной гидромашины, выполняют базовую поверхность измерительного устройства в виде сегмента вогнутой цилиндрической поверхнос5 ти с радиусом, равным разности диаметра выступов и радиуса зубьев контролируемого колеса, базируют контролируемое колесо по диаметру выступов, устанавливают промежуточное тело меж.ду индикатором и контролируемым ко-, лесом, а измерительную поверхность промежуточного тела выполняют в виде призмы с угломер, определяемым соотношением г о R sinВ

15 < = 180 — 2 arcs in — â€”вЂ”

r + г — радиус окружности, проходящей через центры окружностей зубьев ротора, сопрягаемого с контролируемым колесом; — радиус зубьев контролируемого колеса; — радиус зубьев ротора, сопрягаемого с контролируемым колесом; — половина угла расположения зубьев ротора, сопрягаемого с контролируемым колесом.