Сквозная полузапруда

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к сооружениям , предназначенным для защиты берегов рек и откосов земляных сооружений от размывов. Цель изобретения состоит в повышении эффективности работы сооружения . В коридорах 2, образованных массивами 1, направляющие трамплины 3 выполнены по длине сооружения с высотой, увеличивающейся в сторону берега. Кроме того, поверхности направляющих трамплинов 3 выполнены скошенными в сторону русла. Это приведет к тому, что струи, сходящие с таких трамплинов, отодвинут зону соударения со струями, огибающими полузапруду, дальше от защищаемого берега , усилив этим гидравлический барьер проникновению основного руслового потока к берегу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. Фиг.1 ND СО О5 СП О)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (gg 4 Е 02 В 3/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АBTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3973132/29-15 (22) 29.10.85 (46) 23.02.87. Бюл. № 7 (71) Украинский институт инженеров водного хозяйства (72) И. И. Кириенко, В. Д. Шуминский и Е. Т. Городецкий (53) 627.42(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 899748, кл. E 02 В 3/02, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 1110853, кл. Е 02 В 3/06, 1983. (54) СКВОЗНАЯ ПОЛУЗАПРУДА (57) Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к сооружениям, предназначенным для защиты

ÄÄSUÄÄ 1291656 А 1 берегов рек и откосов земляных сооружений от размывов. Цель изобретения состоит в повышении эффективности работы сооружения. В коридорах 2, образованных массивами 1, направляющие трамплины 3 выполнены по длине сооружения с высотой, увеличивающейся в сторону берега. Кроме того, поверхности направляющих трамплинов 3 выполнены скошенными в сторону русла. Это приведет к тому, что струи, сходящие с таких трамплинов, отодвинут зону соударения со струями, огибаюгцими полузапруду, дальше от защищаемого берега, усилив этим гидравлический барьер проникновению основного руслового потока к берегу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

1291656

Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к соору- жениям, предназначенным для защиты берегов рек и откосов грунтовых сооружений от размывов.

Цель изобретения — повышение эффек5 тивности работы полузапруды.

На фиг. 1 изображена сквозная полузапруда, вид с верхнего бьефа; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг. 3 — движение струй потока на участке установленной полузапру- 10 ды; на фиг. 4 — разрез А — А на фиг. 3.

Сквозная полузапруда состоит из массивов 1, установленных с образованием коридоров 2, в которых размещены направляющие трамплины 3, выполненные по длине сооружения с высотой, увеличивающейся в сторону берега. Поверхность направляющих трамплинов 3 скошена в сторону русла.

Полузапруда работает следующим образом.

При натекании потока на сквозную полузапруду происходит его деление. Часть потока огибает сооружение, а другая его часть движется над ним. Проходя по коридорам

2, струи попадают на направляющие трамплины 3, которые отбрасывают их в сторону русла реки тем дальше, чем больше вы- 25 сота трамплина. Это позволяет уменьшить силовое воздействие потока на дно за полузапрудной, что предотвращает его размыв, и приводит к более резкому соударению струй части потока, огибающих полузапруду, и струй, проходящих через коридоры 2. Таким образом создается гидравлический барьер, препятствующий движению поверхностных струй, обладающих большими скоростями течения, чем донные струи, к защишаемому берегу. В зоне соударения струй происходит некоторое повышение уровней воды благодаря переходу части кинетической энергии струй в потенциальную, что приводит к созданию градиента давления, направленного в сторону защищаемого берега. Под действием этого 4р градиента давления в потоке возникает местная поперечная циркуляция и донные струи, транспортирующие наносы, направляются к защищаемому берегу, где и происходит их отложение, укрепляющее берег.

Переменная высота трамплинов 3 позволяет усилить эффект гидравлического барьера.

При увеличении высоты трамплинов в сторону берега можно вовлекать в этот эффект верхние слои потока, обладающие большими скоростями течения, чем нижние слои. Струи, сходящие с более высоких трамплинов, продвигаются в сторону русла на большее расстояние, чем струи, сходящие с более низких, и отодвигают зону 4 соударения дальше от защищаемого берега. С возрастанием высоты направляющих трамплинов увеличиваются геометрические размеры вихревого вальца за полузапрудой.

При этом возрастает и градиент давления в сторону защищаемого берега, что повышает интенсивность циркуляционных течений и объем отложений наносов, уменьшает опасность размыва берега.

Минимальные размеры направляющего трамплина в голове полузапруды уменьшают вертикальное стеснение потока, а следовательно, и размывы основания.

Выполнение трамплинов скошенными в сторону русла позволяет более резко направить струи потока, проходящие через коридоры 2, в сторону русла реки и обеспечить их соударение под большим углом со струями, огибающими оголовок сооружения, что дополнительно повышает эффект гидравлического барьера. Кроме того, скос направляющих трамплинов по длине полузапруды обеспечивает более плавное обтекание оголовка сооружения и более равномерное распределение удельных расходов по ширине коридоров.

Использование предлагаемого сооружения позволяет улучшить условия работы нижнего бьефа за сквозной полузапрудой; повысить его устойчивость и долговечность, уменьшая вероятность разрушения прилежащей части русла, снизить эксплуатационные затраты.

Формула изобретения

1. Сквозная полуза пруда, включающая массивы, установленные с образованием коридоров между ними, и направляющие трамплины, размещенные в коридорах, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, направляющие трамплины выполнены по длине полузапруды с высотой, увеличивающейся в сторону берега.

2. Полузапруда по п. !, отличающаяся тем, что направляющие трамплины выполнены скошенными в сторону русла.

1291656

Составитель Т. Мото на

Редактор И. Николайчук Техред И. Верее Корректор И. Муска

Заказ 210/32 Тираж 607 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, 7K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4