Способ комплексного контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес, и является дополнительным к авт.св. № 393570. Цель изобретения - повьш1ен11е точности контроля за счет учета перекрытия зубьев в реальных зубчатых колесах. Это достигается тем, что ограничивают зону однопарного зацепления (т.А и В) и регистрируют только зону гарантированного однопарного зацепления. Чтобы скоординировать измерительный зуб 3 в положении, когда он находится в зоне гарантированного однопарного зацепления с соответствующим зубом колеса 1, определяют расчетным путем углы oL и р поворота зуба 3. Зона однопарного зацепления может быть расширена за счет утонения соседних с измерительным зубом 3 зубьев. 1 ил. (С to ;р 00 со гч

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

C0LlHAЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 С 01 В 5/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ ((61) 393570 (21) 3599224/25-28 (22) 03,06.83 (46) 23.02.87. Бюл. № 7 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и конструкторский институт средств измерения в машиностроении (72) А.В.Высоцкий и В.В.Москалев (53) 531 ° 717.2:621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 393570, кл.G 01 В 5/20, 1973.

Дитев В.В. Разработка и исследование нового метода определения качества изготовления зубчатых колес.—

Дис. на соиск. учен. степени канд. техн. наук. — М.; ВЗМИ, 1982, с. 96-98, рис. 36.

„„Я0„„1291819 А 2 (54) СПОСОБ КОМПЛЕКС110ГО КО11ТРОЛЯ

ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес, и является дополнительным к авт.св. ¹ 393570.

Цель изобретения — повышение точности контроля за счет учета перекрытия зубьев в реальных зубчатых колесах. Это достигается тем, что ограничивают зону однойарного зацепления (т.А и В) и регистрируют только зону гарантированного однопарного зацепления.

Чтобы скоординировать .измерительный зуб 3 в положении, когда он находится в зоне гарантированного однопарного зацепления с соответствующим зубом колеса 1, определяют расчетным путем углы oL и р поворота зуба 3.

Зона однопарного зацепления может быть расширена за счет утонения соседних с измерительным зубом 3 зубьев. 1 ил.

1291819

Составитель Б.Афонский

Техред В.Кадар,Корректор 1i. К6роль

Редактор Г. Волкова

Тираж 678

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 223/40

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г,ужгород, ул.Проектная, 4

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении, а именно к средствам контроля зубчатых колес, и является усовершенствованием известного способа по 5 авт. св. N 393570.

Цель изобретения — повышение точности контроля за счет учета перекрытия зубьев в реальных зубчатых колесах при измерении кинематической погрешности.

На чертеже изображена принципиальная схема, поясняющая предлагаемый способ.

На схеме показаны контролируемое

15 колесо 1 с числом зубьев Z„ и ,вспомогательное колесо 2 с числом зубьев Z (Е = KZ, - 1), где К вЂ” целое число (1,2,3 и т.д.), измерительный

20 зуб 3 вспомогательного колеса выбран по наименьшей погрешности профиля.

Способ осуществляют следующим Ьбразом.

Колеса 1 и 2 устанавливают на при- 25 боре для однопрофильного контроля зубчатых колес, снабженном самописцем для записи результатов контроля (прибор и самописец на чертеже не показаны). Колеса 1 и 2 вводят в зацепление, осуществляют непрерывный обкат этих колес и записывают на диаграммной ленте самописца кривую кинематической погрешности всех зубьев колеса 1 с измерительным зубом колеса 2 в порядке последовательного возрастания или убывания нумерации зубьев колеса 1, причем самописец включают только на время прохождения зубом 3 зоны его гарантированного однопарного зацепления с зубьями колеса 1. Эта зона ограничена точками А и В, где А — начало.однопарного зацепления,  — конец однопарного зацепления. Точки А и В лежат на линии 4 зацепления внутри активного участка зацепления, ограниченного точками С и Д. Отрезки АД и ВС равны шагу зацепления.

Чтобы скоординировать измерительный зуб 3 в положении, когда он находится в зоне гарантированного однопарного зацепления с соответствующим зубом колеса 1, определяют рас.четным путем углы d.и В поворота зуба 3.

Величину угла d..выбирают из условия, чтобы после поворота зуба 3 на этот угол от начала отсчета, например от линии 5, соединяющей центры О, и О колес, профиль зуба 3 пересек линию 4 зацепления в точке А.

Величину угла выбирают из условия, чтобы после поворота зуба 3 на этот угол от того же начала отсчета профиль зуба 3 пересек линию 4 зацепления в точке В.

В начале отсчета профиль зуба 3 пересекает линию 4 зацепления в точке Е.

Зона однопарного зацепления может быть расширена за счет утонения зубьев, соседних с измерительным зубом 3.

Формула изобретения

Способ комплексного контроля зубчатых колес по авт.св. Ф 393570, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, самописец включают только на время нахождения измерительного зуба вспомогательного колеса в зоне однопарного зацепления этого зуба с зубьями контролируемого колеса.