Устройство для удаления ила

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к обработке осадков сточных вод и может быть использовано для очистки блока f т: «J иловых площадок на очистных сооружениях городов и промышленных предприятий . Цель изобретения - снижение трудоемкости обслуживания, повышение эффективности использования и производительности .комплексного устройства путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках и сокращения времени его уборки. Комплексное устройство для удаления ила с блока иловьтх .площадок содержит рыхлители ила, / механизм 2 подборки ила, выполненный в виде роторно-фрезерного подборщика, снабженный ограничителем и приспособлением регулировки положения высоты с элеватором. Транспортер 3 установлен посредством рамы, поворотной в вертикальной плоскости, на несущей ферме, подвижной вдоль иловой с сл 1 г 1чЭ о со ю |аь ФиН

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУбЛИК (51)4 С 02 F 11/12 в

Ъ 1

, n

И

Иа,;,, ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

iO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНЯТИЙ (21) 3887551/29-26 (22) 22.04.85 (46) 28,02 ° 87. Бюл. Р 8 (71) Конструкторское бюро по разработке спецоборудования для очистных сооружений водопровода и канализации

"Водмаштехника 1 (72) В. Л. Метальникав, А. Б. Ахматов, И, Н. Рыбников, Л. И, Гюнтер, Н, С, Гришин, В. Ф. Щербина и В. В, Ермаков (53) 628,336(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 941322, кл, С 02 F 11/12, 25,08.80. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ИЛА (57) Изобретение относится к обработке осадков сточных вод и может быть использовано для очистки блока

Р ,-а . 1ф !

„„SU 129 124 А1 иловых площадок на очистных сооружениях городов и промьппленных предприятий. Цель изобретения — снижение трудоемкости обслуживания, повышение эффективности использования и производительности комплексного устройства путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках и сокращения времени его уборки. Комплексное устройство для удаления ила с блока иловЪ х .площадок содержит рыхлители 1 ила, механизм 2 подборки ила, вь1полненный в виде роторно-фрезерного подборщика, снабженный ограничителем и приспособлением регулировки положения высоты с элеватором. Транспортер 3 установлен посредством рамы, поворотной в вертикальной плоскости, на несушей ферме, подвижной вдоль иловой

1293124

Площадки по рельсовым путям, имеет транспортирующую тележку 10 для перевозки механизма 2 подборки ила с одной площадки на другую, подвижную поперек блока иловых площадок по рельсовым путям. Рыхлители ила выполнены в виде гребенки 24, которая составлена из набора съемных поворот. ных пластин, установленных равномерно на брусе. Брус расположен вдоль транспортера удаления ила с блока иловых площадок и связан с его рамой шарнирно с возможностью возвратно-поступательного перемещения отноИзобретение относится к канализации и может быть использовано для

1 очистки илавых площадок на очистных сооружениях городов и промышленных предприятий, 5

Цель изобретения — повышение эффективности использования и производительности устройства путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках, сокращения времени уборки ила и снижения трудоемкости обслужи-. вания, На фиг. 1 изображено устройство для удаления ила и .блок иловых площадок, вид в плане; на фиг. 2 — вид A

15 на фиг. 1, повернуто; на фиг. 3 вид Б на фиг, 2; на фиг ° 4 — узел I на фиг. 2; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 6 — вид Г на фиг. 5; на фиг. 7 — узел ТТ на фиг. 5; на фиг. 8 — разре"= Д-Д на фиг. 7; на фиг. 9 — разрез Ж-Ж на фиг, 7, повернуто; на фиг. 10 — разрез 3-3 на фиг. 8; на фиг. 11 — вид И на фиг. 1; на фиг. 12 — вид К на фиг. 11; на фиг. 13 — разрез Л-Л на фиг, 12; на фиг. 14 — разрез M-M на фиг. 12; на фиг. 15 — разрез Н-Н на фиг. 1; на фиг. 16 — узел III на фиг. 15.

Устройство для удаления ила с бло30 ка иловых площадок содержит рыхлители 1 ила, механизм,2 подборки ила, транспортер 3 удаления ила с блока 4. иловых площадок 5-7, транспортер 8 отвода ила с блока 4 в стационарный 35 пункт 9 складирования или на погрузсительно рамы в вертикальной плоскости посредством привода подъема, который установлен на раме. Каждая пластина верхней частью шарнирно связана с брусом и приводной тягой, которая связана с брусам фиксатором положения поворота пластин. Пластины в шарнирах установлены с возможностью поворота в горизонтальной плоскости. Брус снабжен индикатором положения поворота пластин. Гребенки на раме транспортера установлены по числу илавых площадок. 21 э.п. ф-лы, 16 ил. ку в технологические транспортные средства (не показаны), транспортирующую тележку 10 для перевозки механизма 2 с одной иловай площадки на любую другую в блоке 4.

Блок 4 содержит три илавые площадки 5-7 .(на может состоять иэ большего количества) длиной каждая

400-800 м с продольной осью и шириной 10-30 м, в зависимости от реальных условий на очистных сооружениях.

Иловые площадки 5-7 имеют дренирующее основание 11 и железобетонные оградительные стенки 12-17, высота которых над дренирующим основанием равна 0,4-0,7 м. По оградитель-! ным стенкам 12-15 вдоль блока 4 иловых площадок 5-7 проложены рельсовые пути 18-21 соответственно, на которых установлены механизм 2 подборки ила и транспортер 3 отвода ила с возможностью перемещения вдоль продольной оси блока (на фиг. 1 показано нахождение механизма 2 на иловай площадке 5 на рельсовых путях 18 и 19).

Вне блока 4 за оградительной стенкой 16 проложены рельсовые пути

22 и 23 перпендикулярно продольной оси, на которых установлена транспортирующая тележка 10 с возможностью перемещения поперек продольной оси блока 4, т.е, перпендикулярно. Стационарный пункт 9 складирования расположен за оградительными стенками

15 и 17 вне зоны блока 4 (на фиг ° 1—

1293124 слева от стенки 15, но может быть расположен также справа от стенки 12).

Каждый рыхлитель выполнен в виде поворотной гребенки 24 с одной или двумя в комплекте, в зависимости от конструктивного исполнения (на фиг,8 рыхлитель состоит из двух гребенок), которая составлена из набора съемных поворотных пластин 25, Пластины 25 установлены с опреде- 10 ленным шагом равномерно на брусе 2б, который расположен вдоль транспортера 3 удаления ила с иловых площадок

5-7 и связан с секцией 27 его рамы

28. При этом количество секций 27 в 15 раме 28 равно числу иловых площадок в блоке 4, Брус 26 связан с секцией 27 рамы

28 при помощи скользящего шарнира 29 с возможностью возвратно-поступатель- 20 ного перемещения относительно рамы

28 в вертикальной плоскости, т,е. вверх-вниз. На секции 27 рамы 28 установлен привод 30 подъема бруса 26 с гребенками 24, который связан с брусом 26 посредством гибкого тягового элемента 31, например, каната или цепи.

Скользящий шарнир 29 состоит иэ колонки 32 и направляющей 33. При 30 этом на концах 34 и 35 бруса 26 установлены и закреплены две колонки

32, а на каждой секции 27 рамы 28 две направляющие 33 ° Количество поворотных гребенок 24 на всей раме 28 транспортера 3 установлено по числу иловых площадок.5-7 в блоке 4, но может быть и вдвое больше в зависимости от варианта конструктивного исполнения (фиг. 8) ° 40

Каждая поворотная пластина 25 верхней частью 36 шарнирно связана с брусом 26. При этом пластины 25 в шарнирах 37 установлены с возможностью кругового поворота в горизон- 45 тальной плоскости. Пластина 25 верхней частью 38 установлена на брусе

26 консольно, а в поперечном сечении (фиг. 9) выполнена треугольной формы 39, 50

Каждая поворотная пластина 25 верхней частью 36 шарнирно связана с приводной тягой 40 при помощи рычага 41, который закреплен на пластине 25 и снабжен шарниром 42, связанным с приводной тягой 40. Приводная тяга 40 связана с брусом 26 при помощи фиксатора 43 положения поворота пластин.

Фиксатор 43 выполнен следующим образом. На приводном рычаге 44, который виполнен двуплечим по отношению к шарниру 42, на свободном плече 45 установлен подвижный стержень 46 в напрагпяющем стакане 47, поджатый пружиной 48 к низу.

На верхней части стержня 46 закреплена приводная рукоятка 49, Нижняя часть 50 стержня 46 периодически взаимодействует с одним иэ гнездовых пазов 51, которые выполнены в кронштейне 52 фиксатора и расположены равномерно по окружности с центром, совпадающим с осью поворота шарнира

37. Кронштейн 52 закреплен на брусе

26. Пластины 25 при помощи фиксатора 43 могут бить ориентированно установлены под углом к продольной оси площадки, Угол выбран в пределах

0-45 с шагом, равным 15, но может быть другим. Этим регулируется ширина нарезаемых пластинами 25 дренажных борозд в подсушиваемом иле.

Рыхлители 1 снабжены индикаторами 53 положения ориентированного по. ворота пластин 25, т.е ° ориентирован ного поворота всей гребенки 24. Индикатор 53 состоит из секторного диска 54, который установлен на кроншнейте 52, закрепленном на брусе 26 и стрелки 55, которая выполнена на свободном плече 45 приводного рычага 44.

Секторный диск 54 по окружности градуирован по шагу угла поворота пластин 25, например 0-15-30-45, но шаг может быть равен и другой выбранной величине. Секционная рама 28 транспортера 3 удаления ила установ-лена на параллельных самоходных тележках 56 с ходовыми колесами 57 поперек продольной оси блока 4 иловых площадок 5-7 и имеет воэможность передвижения вдоль иловых площадок по

О рельсовым путям 18-21.

Каждая из поворотных гребенок 24

-вне зависимости от других может занимать нижнее или верхнее положение (нижнее — рабочее, верхнее — нерабочее). На фиг. 5 крайние кребенки

24 показаны в рабочем положении, а средняя — в нерабочем транспортном.

На фиг. 8 гребенки 24 установлена симметрично, например, под углом

"1 =45 к продольной оси ппощадки, Симметричное положение уравновешивают боковые реакции от сопротивления ила вдоль бруса 26, 1293124

Шарниры 37 могут быть выполнены в съемных кронштейнах 58, которые закреплены на брусе 26. Транспортер

3 удаления ила снабжен реверсивным приводом 59. Разгрузочная головка 60 транспортера 3 расположена над лентой 61 транспортера 8 отвода ила с блока 4 в стационарный пункт 9, который может быть слева или справа, Транспортер 3 связан с механизмом 2 подборки ила при помощи быстрораэъемных замковых сцепок 62, по крайней мере, двух, расположенных по краям механизма 2, Механизм 2 подборки ила состоит иэ роторно-фрезерного подборщика 63 и элеватора 64, которые установлены посредством рамы 65, поворотной в вертикальной плоскости, на горизонтальных шарнирах 66 несущей фермы 67.

Несущая ферма 67 опирается на четыре ходовые тележки 68, которые расположены.по углам фермы 67 попарно параллельно. Ферма 67 при помощи тележек 68 подвижна, например, вдоль иловой площадки 5 по рельсовым путям

18 и 19. На ферме 67 установлен реверсивный привод 69 поворота рамы 65, который связан с консольным концом

70 рамы 65 при помощи трособлочной системы 71.

Привод 69 поднимает или опускает раму 65 с подборщиком 63 и элеватором 64 в транспортное или рабочее положение соответственно. По краям роторно-фрезерного подборщика 63 установлены захватно-ограничительные плужки 72, обеспечивающие качественную подборку ила по всей ширине ра- 40 бочего органа подборщика 63, т.е, по всей ширине иловой площадки 5.

Механизм 2 подборки ила снабжен ограничителем 73 положения высоты роторно-фрезерного подборщика 63 над дренирующим основанием ll иловой площадки и приспособлением 74 регулировки и контроля этой высоты, т,е. контроля толщины слоя убираемого ила.

Ограничитель 73 с приспособлением 74 регулировки выполнен в виде винтовоrо толкателя 75 и амортизатора 76, которые находятся в контакте и взаимодействуют друг с другом.

Винтовой толкатель 75 установлен на несущей ферме 67, а амортизатор на поворотной раме 65. Амортизатор

76 выполнен составным в виде пакета, набранного иэ эластичных элементов

77, например, резиновых колец, находящихся на стержне с головкой, которые размещены в корпусе 78, закрепленном на поворотной раме б5. Винтовой толкатель 75 снабжен индикатором 79 положения, который закреплен на несущей ферме 67.

Индикатор 79 выполнен в виде измерительной линейки, градуированной по высоте положения и взаимодействующей со стрелкой 80, закрепленной на корпусе 78. Жесткость упругих эластичных элементов 77 определяется сопротивлением убираемого ила и инерцией механизма 2.

Стержень 81 с головкой контактирует с винтовым толкателем 75 и предохраняет упругие эластичные элементы

77 от черезмерного износа, а также равномерно распределяет нагрузку на них. Привод 82 установлен на поворотной раме 65 и связан при помощи цепной передачи 83 с роторно-,фрезерным подборщиком 67 и элеватором 64.

Для осуществления одновременной уборки ила по всей ширине иловой пло- щадки 5 два механизма 2 подборки ила спарены в виде сблокированного тандема при помощи общего вала 84. Ро-, торно-фрезерные подборщики 63 также сблокированы и посредством муфты 85 выполнены с левой и правой навивками ленточных шнековых фрез 86 и 87 относительно оси симметрии, проходящей через середину элеватора 64. Этим достигается уравновешивание боковых осевых нагрузок в рабочем органе от сопротивления убираемого ила при его подаче к элеватору 64.

На несущей ферме 67 установлена кабина 88 оператора, в которой находятся. органы 89 управления электросхемой (не показана) приводов комплексного устройства, что позволяет оперативно управлять устройством во время работы.

Транспортер 8 отвода ила с блока

4 иловых площадок 5-7 снабжен съемными защитными ограждениями 90 и 91 от распыления ила при ветровой нагрузке. Защитные ограждения 90 и 9! установлены на раме 92 по всей ее длине по бокам с обеих сторон вдоль ленты 61. Каждое защитное ограждение

90 и 91 соединено с рамой 92 посредством быстросъемных замковых соединений 93, по крайней мере двух.

Замковое соединение 93 выполнено в виде двух кольцевых петель 94 и 95, 24 8

7 12931 которые закреплены на ограждении 90 или 91 соответственно и взаимодействуют с анкерами 96 и 97, выполненными на раме 92. В каждом замковом соединении 93 имеется по крайнем мере две петли 94 и 95. На раме 92 выполнено два анкера 96 и 97, которые

«меют форму незамкнутых пазов 98

« 99 соответственно, открытых в верх, «ей части. l0

Механизм 2 подборки ила перемещается с одной иловой площадки 5-7 на любую из них, например, с площадки 5 на площадку 6 или 7 при помощи транспортирующей тележки 10, выполненной в виде по крайней мере двух двухосных секций 100 и 10! которые связаны между собой посредством регулируемых сцепок 102 и 103.

Секции 100 и 101 .при помощи тро- 20 соблочной системы !04 связаны с реверсивным приводом 105 возвратнопоступательного движения тележки 10.

При этом концевые тросы 106 и 107 связаны соответственно с секциями

100 и 101. Каждая регулировочная сцепка 102 и 103 выполнена в виде жесткого стержня 108, например трубы, снабженного регулировочным механизмом 109, который выполнен в виде 3!! винтовой пары, состоящей из винта

110, связанного посредством двух гаек 111 и 112 с поперечиной 113 или

114 соответствующих секций 100 и 101.

При этом поперечина 113 или 114 сое- 35 диняет попарно двухосные ходовые колесные корпуса 115 и 116 или 117 и .

118 соответственно с колесами 119, установленными на рельсах 22 и 23.

На поперечинах 113 и 114 закреплены 40 рельсы 120 и 121.

Рельсы 120 и 121 расположены на одном уровне с рельсовыми путями 1821, а рельсовые пути 22 и 23 углуб- 45 лены на расстояние, равное высоте тележки от низа опор колес 119 до верха головок рельсов 120 и 121. По крайней мере одна из секций 100 или

101 снабжена стопором 122, который 50 периодически взаимодействует с одним из упоров 123.

Упоры 123 установлены вдоль рельсовых путей 22 и 23 между рельсами в местах требуемой остановки тележки 10 при перевозке механизма 2 подборки ила с одной иловой площадки

5-7 на любую другую так, чтобы происходила надежная стыковка рельсов

120 и 121 с парами рельсов 18 и 19, 20 и 21.

Стопор 122 закреплен на поперечине 113 и 114 и выполнен в виде подпружиненного штыря 124, поджатого пружиной 125 вниз к упору 123. Штырь

124 в верхней части имеет приводную рукоятку 126 и установлен в направляющих 127, которые закреплены на поперечине 113 или 114 перпендикулярно к рельсовым путям 22 и 23.

Нижняя часть 128 штыря выполнена заостренной формы и взаимодействует с упором 123, выполненным в виде кулачкового паза 129, открытого вверху.

При этом по обе стороны от паза 129 по ходу тележки 10 выполнены выступающие отжимные заходные скосы 130 и 131 по отношению к кулачку 132, взаимодействующие с нижней заостренной частью 128 штыря 124.

Нижняя часть )28 штыря 124 с пазом 129 упора 123 образуют замковое быстроразъемное соединение. Механизм

2 подборки ила снабжен приводом 133 независимого самостоятельного передвижения механизма 2 вдоль иловых площадок 5-7. B фиксаторе 43 пружина

48 поджимает стержень 46 к низу через упор 134. В стопоре 122 пружина

125 поджимает штырь 124 через упор

135. Транспортер 3 снабжец приводом

136 ленты 137. Винтовой толкатель 75 снабжен контргайкой 138.

Устройство работает следующим образом.

Для удобства принято, что в исходном положении комплексное устройство (фиг. 1, 2, 5 и 8) удаляет ил с иловой площадки 5 блока 4, При этом рыхлители 1 ила, механизм 2 подборки ила и транспортер 3 удаления ила с блока 4 передвигаются в направлении, показанном стрелкой. На иловых площадках 5 и 7 рыхлители l находятся в нижнем, рабочем положении, а на площадке 6 — подняты в транспортное положение (нерабочее).

Оба роторно-фрезерные подборщики

63 опущены в нижнее положение, установленное по толщине убираемого слоя ила при помощи приспособления 74, но находятся несколько выше дренирующего основания 11, чтобы не поврещ ать его. Включен транспортер 8 отвода ила с блока 4 в стационарный пункт 9 складирования. Включены самоходные тележки 56 и привод 136 транспортера

3 удаления ила с иловой площадки 5.

1293)

Включен привод 82 роторно-фрезерного подборщика 63 и элеватора 64. Органами 89 управления приводами комплексного устройства оператор управляет иэ кабины 88 ° 5

При движении транспортера 3 с рыхлителями 1 и механизмом 2 подборки ила по рельсовым путям )8-21 в направлении, показанном стрелкой, захватно-ограничительные плужки 72 под- ® резают ил по краям и середине иловой площадки 5. Оба роторно-фрезерные подборщики 63 убирают ил своими ленточно-шнековыми фрезами 86 и 87 по всей ширине иловой площадки за один проход за элеваторы 64. Каждый элеватор 64, в свою очередь, перегружает подобранный ил на транспортер 3, с разгрузочной головки 60 которого ил перегружается между защитными or раждениями 90 и 91 на ленту 61 транспортера 8, а с транспортера 8 — на стационарный пункт 9 складирования или в технологические транспортные

25 средства.

Одновременно рыхлители 1 своими поворотными пластинами 25 проделывают продольные дренажные борозды в подсушиваемом слое ила на иловой площадке 7. Нарезание борозд может производиться также одновременно и на площадке 6 в зависимости от выбранной цикличности технологического процесса.

Нарезанные в иле борозды способствуют его активной подсушке путем увеличения поверхно сти соп рико снов ения с окружающим воздухом, а также эа счет увеличения водоотвода через 40 дренирующее основание 11 иловой площадки, При достижении механизмом 2 конца иловой площадки 5 возле оградительной стенки 16 последовательно, с интервалом выключаются приводы 82, 45

59 и 136, соответственно останавливаются роторно-фрезерные подборщики

63 и элеваторы 64 тандема, транспортера 3 и транспортера 8. Включается привод 69. При этом рама 65 с под- 50 борщиками 63 и элеваторами 64 пово" рачивается в вертикальной плоскости вокруг шарниров 66 и тандем принимает верхнее транспортное положение.

Привод 69 отключается. Снимаются сцепки 62 быстроразъемных замковых соединений механизма 2 с транспортером 3, Включается привод 1ЗЗ независимого самостоятельного передвижения

24 10 механизма 2. Механизм 2 переезжает на тележку 10, где после выключения привода )33 он закрепляется на рельсах 120 и 121. Стопор 122 выводится из упора 123 путем поднятия подпружиненного штыря 124 в верхнее положение, Включается привод 105, Трособлочная система 104 концевым тросом

107 перемещает тележку 10 с механизмом 2 по рельсовым путям 22 и 23, например, к иловой площадке 6 или 7.

Возле иловой площадки 6 привод переводят на толчковый маневровый .режим, Штырь 124 опускается в нижнее положение и взаимодействует с упором 123.

При этом нижняя заостренная часть

128 штыря 124 отжимается по ходу дви" жения, например, по правому (на фиг. 13) эаходному скосу 130 кулачка 132, затем по скосу 131 опускается в паз )29. Происходит точная стыковка рельсовых путей 120 и 121 тележки 10 с рельсами 19 и 20 на иловой площадке 6. Затем механизм 2 переезжает на рельсовые пути 19 и 20 иловой площадки 6, соединяется с транспортером 3 посредством сцепок 62, Корректировка точности стыковки каждого из рельсов 120 и 121 с рельсами )9 и 20 дополнительно производится при помощи регулировочного механизма 109. При этом длина сцепок

102 и 103 может быть увеличена или уменьшена в соответствии с колеей рельсовых путей 19 и 20 на конкретной иловой площадке 6.

На иловой площадке 6 рыхлитель 1 при помощи привода 30 опускается в рабочее положение. На иловой площадке 7 в зависимости от принятой технологии подсушки ила дренажные борозды могут быть нарезаны повторно, например, расширены или сужены за счет установления пластин 25 в новое положение под другим углом g к продольной оси 0-0, основная цель при этом— чтобы происходило смещение слоев ила относительно соседних и дренажного основания 11 и изменялась подсушиваемая поверхность как по вели мне, так и по форме.

Пластины 25 поворачиваются на некоторый требуемый угол у в шарнир ах

37. При этом расфиксируется фиксатор

43 положения поворота пластин 25 посредством поднятия подвижного подпружиненного стержня 46, выводится нижняя его часть 50 из гнеэдового паза

1293124!

51, осуществляется поворот гребенки

24 в горизонтальной плоскости при помощи приводной тяги 40 и рычагов 44 и 41, а заданный угол у поворота устанавливается по индикатору 53. 3атем происходит замыкание фиксатора

43 путем ввода нижней части 50 стержня 46 в требуемый гнездовой паз 51, Транспортер 3 совместно с механизмом 2 подборки ила (при этом роторно- 10 фрезерные подборщики 63 и элеваторы

64 тандема находятся в нерабочем транспортном положении)и рыхлителями

1 (на иловых площадках 6 и 7 рыхлители находятся в рабочем положении, а на площадке 5 - в нерабочем) переезжают к другому концу блока 4, т.е. к оградительной стенке 17. Цикл начинается вновь. В это же время проводятся профилактические работы на транспортере 8. Например, при локальном ремонте ленты 61 снимаются защитные ограждения 90 и 31 из быстроразъемных замковых соединений 93 °

После окончания ремонта защитные or25 раждения 90 и 9.1 снова устанавливаются на свои места.

Возле оградительной стенки 17 транспортер 3 с механизмом 2 останавливаются, привод 59 выключается.

По мере многократного использования иловых площадок 5-7, их дренажные основания 11 могут быть снивелированы на разных уровнях, например, при снятии закольматированного верхнего слоя песка, отличающегося от уровней на соседних площадках. Поэтому возле к оградительной стенки 17 при подготовке механизма 2 подборки ила к новому циклу работы включается привод 69, роторно-фрезерный подборщик

63 опускается в нижнее положение (трособлочная система 71 не натянута), выключается привод 69 и производится переналадка ограничителя 73 рабочего положения высоты роторнофрезерного подборщика 63 над дренирующим основанием 11 конкретной иловой площадки 6 при помощи приспособления 74 регулировки и контроля этой высоты. Например, при более низком уровне дренажного основания 11 или снижении нижнего переменного уровня слоя убираемого ила, винтовой толкатель 75 отвинчивается (на фиг, 4 против часовой стрелки), роторнофрезерный подборщик 63 с рамой 65 опускаются, упираясь амортизатором

76 на толкатель 75 ° По индикатору 79 определяется требуемая высота, Винтовой толкатель 75 закрепляется контргайкой 138. Комплексное устройство подготовлено к очередному циклу работы.

В зависимости от сопротивления убираемого ила передвижению транспортера 3 с механизмом 2 подборки ила при работе может быть включен привод 133, помогая преодолевать нагрузки сопротивления передвижению. Механизмы 2 подборки ила соединяются si тандем при ширине конкретной иловой площадки, превышающей, например, 1Ом, Комплексное устройство для удаления ила с блока иловых площадок обладает следующими техническими преимуществами: имеет меньшие габариты, удельную металлоемкость, более компактно, требует меньших энергозатрат, позволяет снизить капитальные и эксплуатационные затраты потребителя.

Увеличена удельная производительность самих иловых площадок. Осуществлено их многократное использование за счет интенсивной активной подсушки ила при помощи рыхлителей предлагаемой конструкции и сокращения времени его сборки.

Предлагаемое комплексное устройство удобно и менее трудоемко в обслуживании,.более эффективно в использовании и производительно в работе. Основными его достоинствами являются экономичность и относительная простота конструкции с минимальным количеством механизмов, участвующих в реализации технологического процесса интенсивного удаления ила с иловых площадок. Предлагаемый комплекс обеспечивает снятие верхнего закольматированного слоя песка фильтрующего основания толщиной 4-6 см и выращивание нового слоя, восстановление которого ежегодно может сэко.номить до ЗОХ стоимости строительстI ва иловых площадок, Нссбходимо отметить возможное повышение производительности комплекса до 1002 за счет увеличения скорости уборки при интенсивном подсушивании ила и получения более сухого конечного продукта, т.е. при одновременном улучшении показателей качества на 30-407 значительно повьш ается эффективность работы.

Предлагаемое изобретение совершенствует основные рабочие механизмы ком13

1293124 плексного устройства, существенно влияющие на снижение трудоемкости обслуживания и на сокращение времени переналадок, повышение эффективности использования и производительности.

Выполнение рыхлителей ила в виде поворотной гребенки, составленной из набора съемных поворотных пластин, и установление их равномерно на брусе, с расположением бруса вдоль рамы 10 транспортера удаления ила с иловой площадки, повышает скорость подсушки ила путем проделывания дренажных борозд в уплотненном осадке после отвода основной массы воды и разрушения верхней подсыхающей корки. При этом борозды могут быть выполнены различного регулируемого по глубине и ширине размера.

Шарнирная связь бруска с рамой транспортера с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно рамы в вертикальной плоскости посредством привода подъема, установление привода на раме и соеди25 нение его с брусом посредством гибкого тягового элемента, например цепи или троса, позволяет удобно и . легко изменять и регулировать глубину нарезаемых борозд, вызывая интенсивную подсушку ила.

Выполнение шарнирной связи бруса с рамой посредством колонок на его концах и направляющих на раме повышает надежность работы, а сам шарнир 35 прост по конструкции и удобен в эксплуатации. Шарнирная связь каждой пластины верхней частью с брусом и с приводной тягой, а также возможность пластин совершать круговой по- 40 ворот на определенный зафиксированный угол в горизонтальной плоскости, снабжение тяги фиксатором поворота с индикаторам положения, позволяет в заданном диапазоне регулировать 45 по ширине образование борозд, что повьш ает эффективность использования и производительность всего комплекса. Механизм имеет простую, надежную, легко и точно регулируе- 50 мую конструкцию, удобную в обслуживании и не требующую значительных трудозатрат.

Связь каждой пластины с приводной тягой при помощи рычага, закрепление рычага на пластине облегчает монтаж и упрощает обслуживание. Выполнение фиксатора положения поворота пластин в виде подпружиненного стержня, установление стержня на приводном рычаге, возможность взаимодействия стержня с одним из пазов, которые выполнены в кронштейне, связь кронштейна с бруском, позволяет снизить время и трудозатраты при регулировке на другой угол установки пластин. Выполнение пластин в поперечном сечении треугольной формы позволяет выполнять нужную по конкретным условиям ширину борозд при оптимальных энергоэатратах. Установление поворотных пластин на раме транспортера по крайней мере по числу иловых площадок обеспечивает рыхление как по отдельно выбранным площадкам, так и одновременно по всей ширине блока в зависимости от проведения технологического процесса.

Выполнение ограничителя с приспособлением регулировки положения высоты механизма подборки ила в виде винтового толкателя и амортизатора, взаимодействующих друг с другом, установление винтового толкателя на несущей ферме, а амортизатора — на поворотной раме, выполнение амортизатора в виде пакета эластичных элементов в корпусе, закрепление корпуса на поворотной раме, снабжение винтового толкателя индикатором положения обеспечивает переналадку механизма подборки ила на другую толшину. уборки слоя ила, ускоряет переналадку, повышает надежность и эффективность работы всего комплекса, позволяет производить уборку ила в выбранных наиболее оптимальных условиях и режимах.

Выполнение транспортирующей тележки в виде по крайней мере двух двухосных секций, связи их между собой посредством регулировочной сцепки и с приводом посредством двухстороннего каната, снабжение по крайней мере одной секции стопором, который периодически взаимодействует с одним иэ упоров, установка упоров вдоль рельсового пути в местах перевозки механизма подборки ила, сокращает время уборки ила со всего блока иловых площадок в целом.

Выполнение регулировочной сцепки транспортирующей тележки в виде жесткого стержня с регулировочным механизмом в виде винтовой пары, состоящей из винта на стержне и гаек, удобно в обслуживании, сокращает время регулировки при стыковке рельсо15

16

1293124 вых путей тележки и механизма подборки ила.

Выполнение стопора транспортирующей тележки в виде подпружиненного штыря с рукояткой, размещение их на секции тележки, выполнение упоров в виде кулачковых пазов,с отжимными заходными скосами по обе стороны от паза по ходу тележки, повьппает удобство обслуживания, надежность стопорения, и в конечном итоге ускоряет перевозку механизма подборки ила на другую площадку, а следовательно, повышает производительность всего комплекса.

Установление вдоль блока иловых ллощадок дополнительного транспортера отвода ила, снабжение его съемными защитными ограждениями от распы- 20 ления ила, установка защитных ограждений на раме с обеих сторон вдоль ленты повышает эффективность использования и производительность всего комплекса, безопасность работы и удобство обслуживания. Убранный ил можно складировать или подавать на дальнейшую технологическую переработку на постоянном пункте.

Соединение защитных ограждений с рамой транспортера отвода ила при помощи быстросъемных замковых соединений и их выполнение в виде петель, закрепленных на ограждении и взаимодействуюц1их с анкерами, выполненными 35 на раме, повышает удобство обслужива— ния, просто по конструкции, надежно, в работе, не трудоемко в изготовлении и эксплуатации.

Предлагаемое устройство за счет 40 многократного сезонного использования иловых площадок позволяет сократить площади земли, занимаемые коммунальными очистными сооружениями.

Формула из о бр ет ения

1. Устройство для удаления ила, содержащее механизм подборки ила в виде роторно-фрезерного подборщика 50 с элеватором и ограничителем положения высоты, установленный на раме, поворотной в вертикальной плоскости, несущую ферму, подвижную вдоль иловой площадки по рельсовым путям,. шарнирно связанную с рамой, транспортер удаления ила, установленный на раме, расположенной поперек продольной оси блока иловых площадок и

3. Устройство по пп ° 1 и 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что амортизатор выполнен в виде пакета эластичных элементов, размещенных в корпусе, закрепленном на поворотной раме, 4. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что гребенка снабжена брусом, а каждая съемная пластина гребенки верхней частью связана с промежуточным брусом шарнирно, на котором пластины равномерно расположены, при этом пластины установлены в шарнирах с возможностью кругового поворота в горизонтальной плоскости.

5. Устройство по пп. 1 и 4, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что каждая пластина снабжена приводной тягой и фиксатором положения поворота пластины; связанным с брусом °

6. Устройство по пп. тл ичающе е ся

1, 4 и 5, тем, что передвижной вдоль иловых площадок по рельсовым путям, и подвижную поперек блока иловых площадок по рель-, совым путям транспортирующую тележку для перевозки механизма подборки ила с одной площадки на другую, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения эффективности использования и производительности путем интенсификации подсушки ила на иловых площадках, сокращения времени уборки ила и снижения трудоемкости обслуживания, оно снабжено приспособ лением регулировки положения высоты механизма подборки ила, выполненным из винтового толкателя с индикатором и амортизатора, взаимодействующих друг с другом, рыхлителями ила, выполненными в виде гребенки, составленной из набора съемных пластин, при этом рыхлители установлены на раме транспортера удаления ила вдоль нее, стопором остановки транспортирующей тележки с упорами, установленными вдоль рельсовых путей в местах перевозки механизма подборки ила с одной иловой площадки на другую и периодически взаимодействующими с тележкой, и дополнительным транспортером отвода ила „ установленным вдоль блока иловых площадок.

2. Устройство по и. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что винтовой толкатель установлен на несущей ферме, а амортизатор — на поворотной раме.

1293 брус снабжен индикатором положения поворота пластин.

7. Устройство по пп. 1 и 5, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что каждая пластина снабжена связанным с привод- 5 ной тягой рычагом, закрепленным на пластине.

8. Устройство по пп. l и 5, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что фиксатор положения поворота пластин выпол-!О нен в виде подпружиненного стержня, установленного на рычаге, а стержень снабжен взаимодействующим с ним кронштейном с пазами, связанными с брусом ° 15

9, Устройство по пп. 1 и 6, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что индикатор положения поворота пластин расположен на кронштейне фиксатора.

10. Устройство по и. 1, о т л и — 20 ч а ю щ е е с я тем, что поворотные гребенки на раме транспортера установлены по числу иловых площадок.

11. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что пластины в поперечном сечении имеют треугольную форму.

12. Устройство по пп. 1 и 4, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что брус снабжен приводом подъема и связан -З0 шарнирно с рамой транспортера удаления ила с блока иловых площадок с возможностью возвратно-поступательного перемещения в вертикальной плоскости. 35

13. Устройство по пп. 1 и 12р л и ч а ю щ е е с я тем, что привод подъема бруса установлен на раме тр ан спор т ер а удал ения ил а.

14. Устройство по пп. 1 и 4, о т- 40 л и ч а ю щ е е с я тем, что брус снабжен колонками, связанными с рамой транспортера, установленными на

его концах, и направляющими, закрепленными на раме. 45

15. Устройство по пп. 1 и 12, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что брус

124 18 снабжен связанными с приводом подъема гибким тяговым элементом в виде каната или цепи.

16 ° Устройство по и, 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что транспортирующая тележка выполнена в виде по крайней мере двух двухосных секций с регулируемой сцепкой, связывающей секции одна с другой, и снабжена приводом.

17 ° Устройство по пп. 1и 16, о т-" л и ч а ю щ е е с я тем, что регулируемая сцепка транспортирующей тележки выполнена в виде жесткого стержня с регулировочным механизмом в виде винтовой пары, состоящей иэ винта. на стержне и гаек.

18. Устройство по пп. 1 и 16, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что стопор транспортирующей тележки выполнен в виде подпружиненного штыря с рукояткой, размещенного на секции тележки, а упоры выполнены в виде .кулачковых пазов.

19. Устройство по пп. 1 и 18, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что упоры выполнены с отжимными заходными скосами по обе стороны от паза по ходу тележки.

20. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что дополнительный транспортер отвода ила сн