Устройство для фиксации хвостовика замковой лопатки в диске рабочего колеса осевой турбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано на различных турбинных заводах и электростанциях при проведении операций по сборке рабочих колес осевых турбин. Цель изобретения состоит в повышении точности сборки замковой лопатки (ЗЛ) с диском рабочего колеса. Устройство для фиксации хвостовика 1 ЗЛ содержит установленные в базовые отверстия диска 2 колеса и хвостовика лопатки штифт 3 с продольным пазом внутри него и сопряженную с ним по плоской клиновой поверхности шпонку 4. Плоская клиновая поверхность, выполненная под углом к оси штифта, срезана плоскостью, параллельной этой оси. Длина рабочей цилиндрической поверхности шпонки 4 выполняется не больше половины ширины хвостовика ЗЛ. При сборке ЗЛ с диском 2 колеса штифт 3 и шпонка 4 устанавливаются в совмеш,енные отверстия хвостовика 1 ЗЛ и диска колеса, после чего производится расклинивание устройства фиксации за счет перемещения штифта относительно шпонки. 2 ил. (Л ГчЭ со 00 со го фиг. 1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЩИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1293372 А1 (5D 4 F 16 В 2 14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 : р
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3557816/25-27 (22) 21.12.82 (46) 28.02.87. Бюл. № 8 (71) Производственное объединение турбостроения «Ленинградский металлический завод» (72) А. Я. Дубов, И. С. Соколов и Л. Д. Яковлев (53) 621.438.253 (088.8) (56) Патент Франции № 2426176, кл. F 16 В 2/14, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФИКСАЦИИ
ХВОСТОВИКА ЗАМКОВОЙ ЛОПАТКИ
В ДИСКЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ОСЕВОЙ
ТУРБИНЫ (57) Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано на различных турбинных заводах и электростанциях при проведении операций по сборке рабочих колес осевых турбин. Цель изобретения состоит в повышении точности сборки замковой лопатки (ЗЛ) с диском рабочего колеса.
Устройство для фиксации хвостовика 1 ЗЛ содержит установленные в базовые отверстия диска 2 колеса и хвостовика лопатки штифт 3 с продольным пазом внутри него и сопряженную с ним по плоской клиновой поверхности шпонку 4. Плоская клиновая поверхность, выполненная под углом к оси штифта, срезана плоскостью, параллельной этой оси. Длина рабочей цилиндрической поверхности шпонки 4 выполняется не больше половины ширины хвостовика ЗЛ. При сборке ЗЛ с диском 2 колеса штифт 3 и шпонка 4 устанавливаются в совмещенные отверстия хвостовика 1 ЗЛ и диска колеса, после чего производится расклинивание устройства фиксации за счет перемещения штифта относительно шпонки. 2 ил.
1293372
Формула изобретения
А-А
Дцв. 2
ВНИИГ1И Заказ 36l/35 Тираж 760 Подписное
Производ.-полигр. пред-е, г. Ужгород, ул. Проектная, и
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано на различных турбинных заводах и электростанциях при проведении операций по облопачиванию рабочих колес осевых турбин, содержащих по крайней мере одну замковую лопатку с хвостовиком.
Цель изобретения — повышение точности сборки замковой лопатки с диском рабочего колеса.
На фиг. 1 представлено устройство для фиксации замковой лопатки в рабочем колесе турбины, общий вид; на фиг. 2 — сечение
А-А на фиг. 1.
Устройство для фиксации хвостовика 1 замковой лопатки в диске 2 рабочего колеса турбины содержит установленные в базовые отверстия диска колеса и хвостовика лопатки штифт 3 с выполненным внутри него продольным пазом и сопряженную со штифтом по плоской клиновой поверхности «Ь» шпонку 4, снабженную на одном конце упором 5 от осевого перемещения ее. Плоская клиновая поверхность «Б» штифта, выполненная по дну продольного паза в плоскости
1 — 1 под определенным расчетным углом к оси цилиндрической поверхности штифта и имеющая уклон, соответствующий уклону плоской клиновой поверхности шпонки, срезана плоскостью 11 †, параллельной указанной оси. Длина рабочей цилиндрической поверхности шпонки 4 под сопряжение с поверхностью базового отверстия в хвостовике 1 лопатки не должна быть более половины ширины этого хвостовика.
Устройство для фиксации работает следующим образом.
После ориентировочного совмещения сквозного базового отверстия в хвостовике 1 лопатки с отверстием в диске 2 колеса обе сопряженные между собой части устройства (штифт 3 и шпонку 4) вводят свободно в указанные отверстия с упором шпонки в торец диска колеса. Затем производят расклинивание устройства, прилагая некоторое усилие к торцу штифта со стороны упора.
При перемещении штифта 3 вдоль оси отверстия происходит взаимодействие цилиндрических поверхностей штифта и базового отверстия в диске, шпонки и базового
25 отверстия в хвостовике, а также плоских клиновых поверхностей штифта и шпонки.
При этом постепенно рабочая часть шпонки 4 перемещается в поперечном к оси штифта направлении. Тем самым хвостовик перемещается к центру диска рабочего колеса, что обеспечивает выборку зазора между заплечиками хвостовика лопатки и диском рабочего колеса, а также создает натяг хвостовика замковой лопатки с хвостовыми частями сопряженных с ней рабочих лопаток в диске колеса турбины. Так как клиновая поверхность штифта на участке вне контактирования шпонки с хвостовиком лопатки переходит в плоскость, параллельную оси цилиндрической поверхности, образуя линию перегиба, то между штифтом и шпонкой образуется зазор на участке шпонки от упора до цилиндрической поверхности. Наличке этого зазора дает возможность произвести быстрое расклинивание, при котором штифт смещают вдоль оси в противоположном направлении до момента снятия натяга по хвостовым частям сопрягаемых лопаток.
Применение предлагаемого устройства повышает точность сборки замковой лопатки с диском рабочего колеса.
Устройство для фиксации хвостовика замковой лопатки в диске рабочего колеса осевой турбины, содержащее установленные в базовые отверстия диска колеса и хвостовика лопатки штифт и сопряженную с ним по плоской клиновой поверхности шпонку, взаимодействующую своей рабочей цилиндрической поверхностью с одной из сопрягаемых деталей, при этом на одном конце шпонки выполнен упор от осевого перемещения хвостовика лопатки, отличающееся тем, что, с целью повышения точности сборки замковой лопатки с диском рабочего колеса, клиновая поверхность штифта срезана плоскостью, параллельной оси его цилиндрической поверхности с образованием между штифтом и шпонкой зазора на участке шпонки от упора до цилиндрической поверхности, которая взаимодействует с хвостовиком замковой лопатки на длине, не превышающей половины его ширины.