Торовый вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к торовым вариаторам скорости, и может быть использовано в приводах с автоматическим регулированием скорости. Целью изобретения является повьшение точности регулирования за счет соосного расположения оси промежуточного ролика с осями полусферической опоры и шаровогр шарнира. Вариатор состоит из торовых шкивов 1, кинематически связанных промежуточными роликами 2. Каждый ролик выполнен с пятой 3 полусферического шарнира и рычагом 4. Рычаг 4 размещен в центральном отверстии поворотной траверсы 8 с цапфой 7. Рычаг промежуточного ролика 2 связан с устройством управления скорости посредством трехстепенного сферического шарнира 5 и узла 6 связи. При этом ролик 2, пята 3, рычаг 4 и шарнир 5 расположены на одной оси. Изменение скорости вращения торовых-шкивов 1 достигается изменением положения промежуточных роликов 2, которое регулируется при помощи рычага 4 и узла 6 связи устройством управления скорости. 2 ил. G С/) ttaZ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1.З, 12 42 (51) 4 F 16 Н 15/38
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Фь
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
/U
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3960747/25-28 (22) 08.10 ° 85 (46) 28.02.87. Бюл. У 8 (72) Ю.В.Светозаров (53) 621;839.2(088.8) (56) Патент США Ф 2847861, кл. 74-190.5, 1958. (54) ТОРОВЫИ ВАРИАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к торовым вариаторам скорости, и может быть использовано в приводах с автоматическим регулированием скорости. Целью изобретения является повышение точности регулирования за счет соосного расположения оси промежуточного ролика с осями полусферической опоры и шарового шарнира. Вариатор .состоит из торовых шкивов 1, кинематически связанных промежуточными роликами 2.
Каждый ролик выполнен с пятой 3 полусферического шарнира и рычагом 4. Рычаг 4 размещен в центральном отверстии поворотной траверсы 8 с цапфой 7.
Рычаг промежуточного ролика 2 связан с устройством управления скорости посредством трехстепенного сферического шарнира 5 и узла 6 связи. При этом ролик 2, пята 3, рычаг 4 и шарнир 5 расположены на одной оси. Изменение скорости вращения торовых-шкивов 1 достигается изменением положения промежуточных роликов 2, которое регулируется при помощи рычага 4 и узла 6 связи устройством управления скорости. 2 ил.
Изобретение относится к машиностроению, а именно к торовым вариаторам скорости, и предназначено для применения в быстродействующих приводах автоматического регулирования с повышенными требованиями к точности управления.
Целью изобретения является повышение точности регулирования скорости вариатора путем соосного расположения полусферического шарнира, рычага с шаровым шарниром и промежуточных роликов.
На фиг.l изображена схема вариатора; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.l.
Вариатор состоит иэ торовых шкивов 1, промежуточных роликов 2 (показан один из роликов), каждый из которых выполнен с пятой 3 полусферического шарнира и рычагом 4 со сферичес- 20
KHM трехстепенным шарниром 5, связанным узлом 6 связи с устройством управления скоростью (не показано).
Каждый промежуточный ролик 2 опирает25 ся пятой 3 полусферического шарнира на цапфу 7 поворотной траверсы 8.
На одну из рабочих поверхностей полусферического шарнира и шарнира рычага 4 нанесено покрытие из композиционного антифрикционного материала. Цапфа 7 выполнена с ребрами охлаждения. Торовые шкивы 1 прижаты к роликам 2 с помощью нажимных устройств (не показаны), а зазоры в mapнирит, связывающем рычаг 4 с узлом 6 связи, выбраны при сборке шарнирного узла с предварительным натягом.
Узел 6 связи является частью маломощного управляющего сервопривода и
40 жестко связан с датчиками обратных связей (не показаны), вырабатывающими сигналы, пропорциональные перемещению узла 6 связи и его производным по времени.
Вариатор работает следующим образом.
При пассивном состоянии привода автоматического регулирования, в состав которого входит вариатор, торо- gg вые шкивы 1 и ролики 2 неподвижны.
При этом полусферический шарнир и шарнир рычага 4 выполняют функцию арретира, удерживая узел 6 связи и ролики 2 в предварительно выставленном положении за счет сил трения в шарнирах.
В период активной работы привода автоматического регулирования торовые шкивы 1 и ролики 2 вращаются и вместе с роликами 2 вращаются цапфа 7 и рычаг 4, в результате чего создается непрерывное преодоление сил трения в полусферическом шарнире и в шарнире на конце рычага 4.
Управляющее воздействие подается от управляющего сервопривода в виде усилия на узел 6 связи в направлении, совпадающем с осью траверсы 8, и передается через рычаг 4 на цапфу 7 и ролик 2. Под действием равнодействующей силы, определяемой управляющим воздействием и силами трения скольжения в полусферическом шарнире, ролик 2 поворачивается в плоскости общей с осью траверсы 8 и осью вращения ролика 2, причем скорость поворота ролика 2 пропорциональна величине управляющего воздействия, т.е. имеет место демпфирование по отношению к управляющему воздействию. При повороте ролика 2 в плоскости общей с осью его вращения и с осью траверсы 8 ролик перекатывается по образующей торовой поверхности шкивов 1, .увлекая эа собой поворотную траверсу 8. Изменение положения траверсы 8 приводит к изменению передаточного числа вариатора.
Одновременно при работе вариатора через полусферический шарнир уравновешиваются усилия прижатия ролика к торовым шкивам.
В зависимости от требуемой величины передаваемого крутящего момента вариатор может быть выполнен с одним или несколькими промежуточными роли ками 2.
Формула изобретения
Торовый вариатор, содержащий соосные торовые шкивы, кинематически связанные со шкивами промежуточные ролики с рычагами, связанные с соответствующими роликами посредством полусферических шарйиров поворотные траверсы с центральными отверстиями и узлы связи с устpîéñòâîì управления скоростью, связанные с рычагами посредством шаровых шарниров, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения точности регулирования скорости, каждый промежуточный ролик жестко связан с установленными соосно ему соответствующими пятой полусферического шарнира и рычагом, который размещен в центральном отверстии поворотной траверсы.
1293426
Составитель А.Жук
Техред М.Ходанич
Корректор О,Луговая
Редактор Л.Веселовская
Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 365/38
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4