Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную прочность
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для иснытаний на усталость зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением. Цель изобретения - повышение достоверности путем снижения влияния деформации обода. Устройство содержит основание 1 и шарнирно связанный с ним нагружатель, состоящий и.з коромысла 13, пуансона 14 и тяги-талрепа 15. На основании 1 размещен ложемент с регулируемыми по высоте параллельными роликовыми опорами 4, предназначенными для размещения на них обода испытуемого сектора 5 зубчатого колеса. Посредством щарнира 9 на сменной колодке 2 ложемента укреплен толкатель 7, ось которого перпендикулярна осям роликов опор 4. Толкатель 7, предназначенный для перемещения сектора 5, имеет привод, выполненный, например, в виде винта 10 и гаек 11. На предварительно отрегулированных по высоте опорах 4 размещается испытуемый сектор 5. Толкателем 7 в зону испытаний подводится испытуемый зуб сектора 5. После окончательной регулировки опор 4 и угла наклона к поверхности зуба пуансона 14 нагружателя приступают к испытаниям. 3 ил. to сл ьо CD СО сл ьо j;
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (Ш (51) 4 G 01 М 13 02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
I""
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фиг.1
К АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3941913/25-28 (22) 25.04.85 (46) 28.02.87. Бюл. № 8 (71) Ленинградский механический институт (72) В. А. Сорокин, Д. И. Сиротинин, Ю. А. Климченков и О. Н. Чарский (53) 621.831.001.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 371470, кл. G 01 M 13/02, 1970. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ
ЗУБЬЕВ СЕКТОРОВ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС
НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для испытаний на усталость зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением. Цель изобретения — повышение достоверности путем снижения влияния деформации обода. Устройство содержит основание 1 и шарнирно связанный с ним нагружатель, состоящий из коромысла 13, пуансона 14 и тяги-талрепа 15.
На основании 1 размещен ложемент с регулируемыми по высоте параллельными роликовыми опорами 4, предназначенными для размещения на них обода испытуемого сектора 5 зубчатого колеса. Посредством шарнира 9 на сменной колодке 2 ложемента укреплен толкатель 7, ось которого перпендикулярна осям роликов опор 4. Толкатель 7, предназначенный для перемещения сектора
5, имеет привод, выполненный, например, в виде винта 10 и гаек 11. На предварительно отрегулированных по высоте опорах 4 размещается испытуемый сектор 5. Толкателем 7 в зону испытаний подводится испытуемый зуб сектора 5. После окончательной регулировки опор 4 и угла наклона к поверхности зуба пуансона 14 нагружателя приступают к испытаниям. 3 ил.
93524
15
25
40
12
Изобретение относится к испытательной технике, а именно к устройствам для испытания на усталость зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением.
Цель изобретения — повышение достоверности результатов испытаний путем снижения влияния деформации обода сектора.
На фиг. l изображена схема устройства; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.l; на фиг.3 — то же, вариант.
Устройство содержит основание 1, на котором размещен ложемент для сектора испытуемого зубчатого колеса, выполненный со сменной колодкой 2, которая закреплена на основании болтами 3. На колодке 2 размещены по крайней мере три регулируемые по высоте параллельные роликовые опоры 4, предназначенные для размещения на них обода испытуемого сектора 5. Каждая опора
4 выполнена с ползуном 6. Толкатель 7 предназначен для перемещения сектора 5 вдоль ложемента. Ось толкателя 7 перпендикулярна осям роликов опор 4. На одном конце толкателя 7 размещен упор 8, шарнирно связанный с толкателем 7 и предназначенный для взаимодействия с торцом обода испытуемого сектора 5. Толкатель 7 посредством шарнира 9 установлен на колодке 2 ложемента. Продольное перемещение толкателя осуществляется посредством привода, выполненного, например, в виде винта 10 и гаек 11. Для предотвращения сдвига испытуемого сектора 5 зубчатого колеса и повышения безопасности испытаний на колодке 2 имеется фиксатор 12.
Нагружатель состоит из коромысла 13, одним концом шарнирно укрепленного на основании 1, пуансона 14, шарнирно укрепленного одним концом на коромысле 13, а другим взаимодействующего с зубом испытуемого зубчатого сектора 5, тяги-талр па
15, соединяющей пуансон 14 с основанием 1.
Тяга-талреп 15 служит для изменения угла наклона пуансона 14 при настройке на очередной зуб испытуемого зубчатого сектора 5.
Узел регулирования высоты роликовых опор 4 (фиг 1 и 2) состоит из винта 16 с контргайкой 17. Винт 16 приводит в движение клин 18. Клин взаимодействует своей рабочей поверхностью с ползуном опоры 6 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2. Узел регулирования высоты роликовых опор 4 (фиг.3) состоит из эксцентрикового вала 19, гайки 20. При вращении эксцентрикового вала 19 эксцентрик приводит в движение ползун 6 опоры 4 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2.
Для предотвращения смещения в поперечном направлении испытуемого зубчатого сектора в процессе нагружения предусмотрены ограничители 21, укрепленные на сменной колодке болтом 3. Прокладки 22 устанавливаются между основанием 1 и сменной колодкой 2 на болтах 3 и служат для ориен2 тировки определенным образом сменной колодки 2 относительно пуансона 14.
Устройство работает следующим образом.
Перед проведением испытаний зубьев зубчатых колес с внутренним зацеплением на усталостную прочность зубчатое колесо разрезается на зубчатые секторы.
Испытуемый зубчатый сектор 5 устанавливают на опоры 4, предварительно настроенные на радиус обода испытуемого зубчатого колеса. Настройка опор на радиус обода испытуемого зубчатого колеса производится путем изменения высоты опоры 4. Изменение высоты роликовых опор 4 производится, например (фиг.2) за счет вращения винта 16 и перемещения связанного с ним клина 18. Клин 18 взаимодействует своей рабочей поверхностью с ползуном 6 опоры 4 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2, меняя тем самым высоту опоры 4. Фиксация высоты опоры 4 после настройки на требуемый радиус осуществляется за счет самоторможения клина и контргайки 17.
Изменение высоты опор 4 может производиться и за счет (фиг.3) вращения эксцентрикового вала 19, который при этом взаимодействует своей рабочей поверхностью с ползуном 5 опоры 4 и перемещает его по направляющим пазам сменной колодки 2.
Фиксация высоты опоры 4 осуществляется за счет применения самотормозящегося эксцентрика и гайки 20. После установки зубчатого сектора 5 он фиксируется фиксатором 12.
В процессе нагружения нагрузка передается от пуансона 14 нагружателя на испытуемый зуб и далее воспринимается опорами 4 и упором 8. Для перенастройки на другой зуб необходимо отпустить одну из гаек 11 и вращением другой добиться перемещения винта 10 с толкателем 7, а следовательно, испытуемого зубчатого сектора 5 вдоль ложемента, после чего гайки 11 затягивают.
При настройке нагружателя на испытуемый зуб пуансон 14 подводится к поверхности зуба под необходимым углом, для чего, вращая гайку тяги-талрепа 15, меняют угол наклона пуансона 14.
В устройстве обод испытуемого зубчатого сектора предварительно базируется на взаимно параллельных роликовых опорах, чем значительно уменьшаются деформации
его обода в процессе нагружения. а следовательно, повышается точность результатов испытания. В устройстве напряженное деформированное состояние, возникающее в испытуемом образце, приближается к напряженному деформированному состоянию, соответствующему реальным условиям нагружения. Кроме того, устройство дает возможность проводить испытания при приложении нагрузки в зоне однопарного зацепления в любом необходимом месте, при коэффи1293524
Формула изобретения
Составитель Л. Жук
Редактор Н. Швыдкая Техред И. Всрес Корректор М. Самборская
Заказ 374/43 Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
l 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производотвенно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 циентах асимметрии цикла R ) О, а также проводить испытания зубчатых секторов, вырезанных из колес с внутренними зубьями для целого ряда типоразмеров колес (в широком диапазоне значений модуля зубьев и диаметров колес).
Устройство для испытания зубьев секторов зубчатых колес на усталостную проч- 10 ность, содержащее основание и закрепленный на нем механизм нагружения зубьев, отличающееся тем, что, с целью повышения достоверности путем снижения влияния деформации обода сектора, оно снабжено размещенным на основании ложементом, выполНенным по крайней мере с тремя регулируемыми по высоте параллельными роликовыми опорами, предназначенными для размещения на них обода испытуемого сектора, шарнирно связанным с ложементом толкателем, ось которого перпендикулярна осям роликов, предназначенным для перемещения испытуемого сектора вдоль ложемента, и приводом толкателя.