Плоские закрытые направляющие

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на подвижных узлах машин, например металлорежущих станков. Целью изобретения является павьшение точности перемещения подвижного узла за счет компенсации перекосов в двух взаимно перпендикулярных направлениях . На базовой поверхности станины I закреплены направляющие 2 неподвижного элемента, между которыми расположен подвижной злемент, направляющие поверхности 3 и 4 которого взаимодействуют через смазочный слой 5 с направляющими 2. Подвижный элемент состоит из двух частей 6 и 7 и шарика 8, размещенного в глухих конических отверстиях 9 и 10, выполненных в соприкасающихся поверхностях частей 6 и 7. Благодаря шарику 8 части 6 и 7 подвижного элемента самоустанавливаются так, что направляющие поверхности подвижного и неподвижного элементов располагаются строго параллельно. 2 ил. 2 L (Л с 9u,z.1

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (5D4 В 23 1 02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ!

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA (21) 3919076/31-08 (22) 01.07.85 (46) 07.03.87. Бюл. Р 9 (71) Институт сверхтвердых материалов АН УССР (72) М.А. Соломко (53) 621.941.2 (088,8) (56) Пуш В.Э. Конструирование металлорежущих станков. М., Машиностроение, 1977, с. 159, рис, 136. (54) ПЛОСКИЕ ЗАКРЫТЫЕ НАПРАВЛЯЮЩИЕ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано на подвижных узлах машин, например металлорежущих станков. Целью изобретения является повышение точности перемещения подвижного узла за счет компенсации перекосов в двух взаимно перпендикулярных направлениях. На базовой поверхности станины

l закреплены направляющие 2 неподвижного элемента, между которыми расположен подвижной элемент, направляющие поверхности 3 и 4 которого взаимодействуют через смазочный слой 5 с направляющими 2. Подвижный элемент состоит из двух частей 6 и 7 и шарика 8, размещенного в глухих конических отверстиях 9 и 10, выполненных в соприкасающихся поверхностях частей 6 и 7. Благодаря шарику 8 части 6 и 7 подвижного элемента самоустанавливаются так, что направляющие поверхности подвижного и неподвижного элементов располагаются строго параллельно. 2 ил, 1294556.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подвижных узлах машин, например металлорежущих станков.

Цель изобретения — повышение точности перемещения подвижного узла за счет компенсации перекосов в двух взаимоперпендикулярных направлениях.

На фиг. 1 даны плоские закрытые ! направляющие; на фиг, 2 — сечение

А-А на фиг, На базовой поверхности станины 1 закреплены направляющие 2 неподвижного элемента, между которыми расположен подвижный элемент, направляющие поверхности 3 и 4 которого взаимодействуют через смазочный слой 5 с направляющими 2 неподвижного элемента, причем подвижный элемент расположен о базовой поверхности станины 1 и состоит из двух частей 6 и 7 и шарика 8. Шарик 8 размещен в глухих конических отверстиях 9 и 10 вы полненных в соприкасающихся поверхностях частей 6 и 7 подвижного элемента. Причем глухие конические отверстия 9 и 10 выполнены в соприкасающихся поверхностях частей 6 и 7 подвижного элемента таким образом, что оси указанных отверстий 9 и 10 совпадают с осью симметрии подвижного элемента. Шарик 8 может быть расположен на разных расстояниях от направляющих. 35

В качестве смазочного слоя в данных направляющих может применяться либо гидростатическая смазка, либо аэростатическая смазка.

Предлагаемые плоские закрытые направляющие работают следующим образом.

При подаче рабочей смазки от источника постоянного давпения между направляющими 2 неподвижного элемента и направляющими 3 и 4 подвижного элемента образуются смазочные слои 5. Подвижный элемент вследствие выборки зазоров занимает центральное положение между направляющими 2 неподвижного элемента. При этом происходит поворот двух частей 6 и 7 подвижного элемента на шарике 8 до тех пор, пока направляющие поверхности подвижного и неподвижного элементов не расположатся строго параллельно. Благодаря самоустановке направляющих повышается их жесткость, так как величина смазочного слоя в этом случае может быть взята минимально возможной, для чего одну из направляющих неподвижного элемента следует выполнить с возможностью установочного перемещения.

Формула изобретения

Плоские закрытые направляющие, содержащие закрепленные на станине опоры и связанный с ними через смазочный слой подвижный узел с элементом угловой податливости, о т— л и ч а ю щ и е с я тем, что, с целью повышения точности перемещения подвижного узла, они дополнительно снабжены плитой, установленной между подвижным элементом и одной из опор, а элемент угловой податливости выполнен в виде шарика, установленного в выполненных в сопряженных поверхностях подвижного элемента и плиты конических углублениях с осями, совпадающими с осью симметрии подвижного элемента.

1 294556

5 б

Составитель А. Абрамов.

Редактор В. Данко Техред Л.Сердюкова Корректор И. Муска

Заказ 427/ 13 Тираж 787 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул, Проектная, 4