Мускульный привод транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Мускульный привод транспортного средства состоит из качающегося рычага 1, подвешенного на оси 2, педалей 3 и 4, пружины 5, опирающейся на упор 6 и на регулятор момента 7 с входящим в него подъемным роликом 8, рейки 9, содержащей опорные плоскости 10 и 11, роликов 12 и 13, дополнительного гибкого органа 14, причем ролик 13 опирается на опорную плоскость 10, основную муфту 15 свободного хода со звездочкой 16, муфты 17 со звездочкой 18, дополнительной муфты 19 с дополнительной звездочкой 20, ведущей звездочки 21, замкнутой цепи 22, ведущего вала 20, на котором установлено ведущее колесо 23, а также колеса 18 и 16, опорного вала 24, на котором установлены звездочка связи 18 и дополнительная муфта 19 с дополнительной звездочкой 20, основного гибкого органа 25, который обведен через подъемный ролик 8, ролик 12 и одним концом прикреплен к упору 6, а другим - к рейке в точке А. Шток демпфера 26 прикреплен к оси ролика 13, IsS ОО авгпк Фиг1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (5g g В 62 М 1/04
ОПИСАНИЕ ИЗОбРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3863219/27-11 (22) 06.03.85 (46) 07.03.87. Бюл. № 9 (75) !О. А. Карцев и В. И, Тимонин (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1129116, кл. В 62 М !/04, 1982. (54) МУСКУЛЬНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Мускульный привод транспортного средства состоит из качающегося рычага 1, подвешенного на оси 2, педалей 3 и 4, пружины 5, опирающейся на упор 6 и на регулятор момента 7 с входящим в него подьемным роликом 8, рейки 9, содержащей опорные плоскости 10 и 11, роликов 12 и 13, дополнительного гибкого органа 14, причем ролик 13 опирается на опорную плоскость 10, основную муфту 15 свободного хода со звездочкой 16, муфты 17 со звездочкой 18, дополнительной муфты 19 с дополнительной звездочкой 20, ведущей звездочки 21, замкнутой цепи 22, ведущего вала 20, на котором установлено ведущее колесо 23, а также колеса 18 и 6, опорного вала 24, на котором установлены звездочка связи 18 и дополнительная муфта 19 с дополнительной звездочкой 20, основного гибкого органа 25, который обведен через подъемный ролик 8, ролик 12 и одним концом прикреплен к упору 6. а другим — к рейке в точке А. Шток демпфера 26 прикреплен к оси ролика !3, 1294689 звездочкой 16 которому прикреплена одним концом до;. лнительная цепь 27, обведенная через до:.ллнительную муфту с дополнительной звез,ki)÷êoé 20, а также через муфту свободного хода с ведомой звездочкой 16, другим концом прикреплена к рейке 9 в точке Б. Корпус демпфера 26 прикреплен к рейке в точке В.
Плоскость 11 рейки опирается на муфту 15 свободного хода с ведомой звездочкой 16.
Все муфты обратного хода имеют сцепление с валом ведущего колеса 23 при вращении против часовой стрелки и холостой ход— при вращении против часовой стрелки. Повторные воздействия усилий на педали 3 и 4 в прямом направлении создают перемещение рейки в сторону движения и прокручивают посредством цепи 27 ведущее колесо также
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к мускульным транспортным средствам (МТС) с автоматическим регулированием усилий.
Целью изобретения является облегчение управления приводом.
На фиг. 1 показан мускульный привод в сборе, обший вид; на фиг. 2 — положение привода при движении МТС под уклон; на фиг. 3 — то же, при движении МТС на подъем.
Мускульный привод состоит из качаюгцегося рычага 1, подвешенного на оси 2, педалей 3 и 4, пружины 5 усилия, опирающейся на упор 6 и на регулятор 7 момента с входящим в него подъемным роликом 8, рейки 9, содержащей опорные плоскости 10 и 11, роликов 12 и 13, дополнительного гибкого органа 14, причем ролик 13 опирается на опорную плоскость 10, основной муфты 15 свободного хода со звездочкой 16, муфты 17 с ведомой звездочкой 18. дополнительной муфты 19 с дополнительной звездочкой 20, ведущей звездочки 21, замкнутой цепи 22 вала, на котором установлено ведущее колесо 23. Имеется также опорный вал 24, на котором установлены ведущая звездочка 21 и дополнительная муфта 19 с дополнительной звездочкой 20, основной гибкий орган 25, который обведен через подъемный ролик 8, ролик 12 и одним концом прикреплен к упору 6, а другим — к рейке в точке А. Шток демпфера 26 прикреплен к оси ролика 13, к которому прикреплена одним концом дополнительная цепь 27, обведенная через дополнительную муфту с дополнительной звездочкой, а также через основную муфту 15 свободного хода с звездочкой 16, и другим концом прикреплена к рейке 9 в точдля движения вперед. По мере уменьшения величины импульсного воздействия на педали в связи с окончанием разгона МТС и достижения равномерного движения, характеризуемого меньшей затратой энергии, регулятор момента 7 опускается за счет разжатия пружины усилия 5 под влиянием сдерживающего воздействия демпфера 26. Вследствие опускания регулятора момента 7 увеличиваются ход рейки 9 и количество оборотов ведущего колеса за один ход рейки.
Кроме того, по мере опускания регулятора происходит перемещение роликов 12 и 13 в сторону качаюшегося рычага 1, что создает постоянное натяжение цепи 27 при любом положении регулятора момента 7 на качающемся рычаге 1. 3 ил.
2 ке Б. Корпус демпфера 26 прикреплен к рейке в точке В. Плоскость 11 рейки опирается на основную муфту 15 свободного хода со
В исходном положении, т. е. при отсутствии усилий на педалях 3 и 4, пружина 5 удерживает регулятор 7 момента в нижней части качающегося рычага 1. При этом ролик 12 находится рядом с подъемным роликом 8, а шток демпфера 26 полностью выдвинут из корпуса демпфера.
Если ведущее колесо МТС заторможено, а к педалям 3 и 4 приложено усилие в прямом направлении, т. е. по направлению движения, то качающийся рычаг 1 отходит от ведущего колеса 23, и за счет действия подъемного ролика 8 регулятор 7 момента поднимается вверх, одновременно сжимая пружину 5 усилия. При этом ролик 12 перемещается в сторону демпфера 26 на величину, равную половине расстояния, пройденного регулято20 ром 7 момента, а ролик 13 перемещается на величину, равную половине от расстояния, пройденного роликом 12. В этом случае шток демпфера 26 укорачивается, войдя в корпус демпфера на величину, равную четверти от хода регулятора 7 момента, а необходимое при этом перемещение конца цепи 27 компенсируется на ту же величину. Точная регулировка компенсации цепи 27 для ее поддержания в натянутом состоянии при перемещении регулятора 7 момента от низа до верха производится изменением места установки опорного вала 24 на корпусе.
Если регулятор 7 момента кратковременно зафиксирован демпфером 26 в верхней части рычага 1, а направление приложения усилий к педалям изменяют на обратное, то рейка 9 перемешается в сторону ведущего
1294689
3 колеса 23 по траектории, напоминающей движение скрипичного смычка. Рейка 9 опирается опорной плоскостью 11 на основную муфту 15 свободного хода со звездоч.— кой 16, которая в это время вращается в сторону своего холостого хода. Кроме того, цепь 27, прикрепленная одним концом к концу рейки, прокручивает как муфту свободного хода со звездочкой 16, так и дополнительную муфту 19 с дополнительной звездочкой 20, которая при этом находится в зацеплении с опорным валом 24 и посредством ведущей звездочки 21 передает вращение ведушему колесу 23 через муфту со звездочкой 18 и замкнутую цепь 22, передающему движение вперед.
Все муфты обратного хода имеют сцепление с валом ведущего колеса 23 при вращении против часовой стрелки и холостой ход при вращении против часовой стрелки.
Повторные воздействия усилий на педали 3 и 4 в прямом направлении создают перемещение рейки в сторону движения МТС и прокручивают посредством цепи 27 ведущее колесо также для движения вперед.
По мере уменьшения величины импульсного воздействия на педали в связи с окончанием разгона и достижения равномерного движения, характеризуемого меньшей затратой энергии, регулятор 7 момента опускается вниз за счет разжатия пружины 5 усилия под влиянием сдерживающего воздействия демпфера 26. Вследствие опускания регулятора 7 момента увеличиваются величина хода рейки 9 и количество оборотов ведущего колеса за один ход рейки. Кроме того, по мере опускания регулятора 7 происходит перемещение роликов 12 и 13 в сторону качающегося рычага 1, что создает постоянное натяжение цепи 27 при любом положении регулятора 7 момента на качающемся рычаге 1.
Для оптимального использования биомеханики человека диаметр звездочки 21 должен быть меньше, чем звездочки 18. Это обеспечивает уменьшение усилий и увеличение скорости перемещений педалей при воздействии усилий во время их обратного перемещения.
Формула изобретения
Мускульный привод транспортного средства, содержащий ведомую и ведущую звездочки, ведомая из которых связана с валом колеса, обхватывающую их цепь, качаю15 щийся рычаг с педалями, связанный с регулятором момента, основную муфту свободного хода, связанную посредством основного гибкого органа с роликами и рейки с качающимся рычагом с педалями, и до20 полнительную муфту свободного хода, отличающийся тем, что, с целью облегчения управления приводом, он снабжен дополнитель. ной цепью, дополнительной звездочкой, в которой размещена дополнительная муфта, дополнительным гибким органом и демпфе2S. ром со штоком, на конце которого установлен ролик, закрепленный на рейке, выполненной с направляющей для размещения в ней последовательно друг за другом упомянутых роликов, обхваченных дополнительным гибким органом, один конец которого
З0 закреплен на рейке, а другой — на ролике штока демпфера, обхваченном основным гибким органом, связанным с регулятором момента, при этом на штоке закреплен конец дополнительной цепи, обхватывающий дополнительную и ведомую звездочки, а другой закреплен на основной обгонной муфте.
1294689
Составитель Н. Николаева
Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 440/20 Тираж 567 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4