Арматурный элемент для усиления грунтового основания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к строительству , касается усиления грунтового основания путем размещения в нем арматурных элеме нтов и позволяет повысить несущую способность основания за счет обеспечения возможности расположения арматурного элемента по заданной криволинейной траектории. Арматурньй элемент выполнен из двух противолежащих полос 1 и 2, жестко или шарнирно соединенных между собой в лидирующем конце 3. Полоса 1 выполнена с отверстиями 4, в каждом из которых закреплен крепежный элемент 5, а полоса 2-е продольными щелями 6, в каждую из которых свободно заведен конец соответствующего крепежного элемента 5. Расстояние от лидирующего конца до ближайшего к нему крепежного элемента и расстояние между крепежными элементами по длине полос составляют соответственно 1,2-1,8 и 0,4-0,6 длины изгиба полосы в грунте при потере устойчивости. Полосы целесообразно вьтолнять шириной и/или толщиной , увеличивающейся в направлении от их лидирующего конца. 2 з.п, ф-лы, , 5 ил. СО Ю СО 4:;. СО ND Ф{/г.з

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 4 Е 02 D 27/48, 3/08

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3676032/29-33 (22) 18.11.83 (46) 07.03.87, Бюл. ¹ 9 (71) Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений им. Н.М. Герсеванова (72) Х.А. Джантимиров, А.И. Мороз, В.Е. Стрельцов и P.А. Немов (53) 624.138.9(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 421737, кл. Е 02 D 29/02, 1957.

Строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Экспресс-информация.N.: ВИНИТИ, 1976, № 35, с. 1, 2. (54) АРМАТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ УСИЛЕНИЯ

ГРУНТОВОГО ОСНОВАНИЯ (57) Изобретение относится к строительству, касается усиления грунтового основания путем размещения в нем арматурных элементов и позволяет повысить несущую способность основания за счет обеспечения возможности рас„„90„„1294921 А i положения арматурного элемента по заданной криволинейной траектории. Арматурный элемент выполнен из двух противолежащих полос 1 и 2, жестко или шарнирно соединенных между собой в лидирующем конце 3. Полоса 1 выполнена с отверстиями 4, в каждом из которых закреплен крепежный элемент 5, а полоса 2 — с продольными щелями 6, в каждую из которых свободно заведен конец соответствующего крепежного элемента 5. Расстояние от лидирующего конца до ближайшего к нему крепежного элемента и расстояние между крепежными элементами по длине полос составляют соответственно 1,2-1„8 и д

Й

0,4-0,6 длины изгиба полосы в грунте при потере устойчивости. Полосы целесообразно выполнять шириной и/или толщиной, увеличивающейся в направлении от их лидирующего конца. 2 з.п. ф-лы, 5 ил. 12949?1

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для усиления грунтовых оснований размещением в них арматурных элементов.

Цель изобретения — повышение не- 5 сущей способности основания за счет обеспечения возможности расположения арматурного элемента по заданной криволинейной траектории.

На фиг. 1 изображена полоса арматурного элемента с отверстиями; на фиг. 2 — то же, с продольными прорезями; на фиг. 3 — то же, в сборе; на фиг. 4 — то же со смещенными полоса—

Э

15 ми друг относительно друга; на фиг.5— схема усиления основания существующего фундамента.

Арматурный элемент для усиления грунтового основания выполнен состав-20 ным из двух параллельных полос i и 2 из упругого материала, .например оцинкованной стали, пластмасс и др., соединенных между собой жестко или шарнирно в лидирующем конце 3. Полоса 1 25 выполнена с отверстиями 4, в каждом из которых закреплен крепежный штыревой элемент, например болт 5, а полоса 2 — с противолежащими отверстиям продольными щелями б, через каж-З0 дую из которых свободно пропущен соответствующий крепежный элемент. Указанное соединение дает возможность продольного смещения полос друг относительно друга. 35

Расстояние от лидирующего конца до ближайшего к нему крепежного элемента и расстояние между крепежными элементами по длине арматурного элемента составляет соответственно 1,2-1,8 щ и 0,4-0,6 расчетной длины полуволны изгиба полосы в грунте при потере устойчиЮЬсти.

Полосы целесообразно выполнять шириной и/или толщиной, увеличивающей- 45 ся .в направлении от их лидирующего конца.

Усиления основания с помощью арматурных элементов осуществляют следующим образом. Устанавливают направляю-50 щие 7 для обеспечения устойчивости

О гибкого арматурного элемента, после чего начинают вдавливать арматурный элемент 8 известными устройствами 9, например вальцами из резины, гидродомкратами и др. При равномерном вдавливании двух полос арматурный элемент сохраняет в грунте прямолиней,ную форму. При достижении лидирующим концом элемента о предел енкой о тме тки одна из полос фиксируется, а вдавливается другая. При достижении критической силы лидирующий участок задав-. лиьаемой полосы теряет устойчивость и выпучивается. Затем производят вдавливание обеих полос в смещенном положении, что вызывает криволинейное движение лидирующего конца элемента.

Меняя взаимное положение полос друг откосительно друга, достигается любая траектория движения арматурного элемента в грунте. После достижения проектного положения по необходимости производят натяжение элемента.

В грунте стержень теряет устойчивость по нескольким полуволнам, при этом длина полуволны изгиба, при которой реализуется минимальная критическая сила, зависит от изгибной жесткости EI стержня и сжимаемости окружающего грунта. Зная сечение и модуль упругости материала полосы и модуль деформации грунта можно вычислить величину критической силы и длину полуволны изгиба полубесконечной полосы в грунте. Для того, чтобы в грунте выпучивался только лидирующий участок, длина его принимается при шаркирйом соединении полос в лидирующем конце равной 1,2-1,4 длины полуволны, а при жестком — 1, -1,8 длины полуволкы изгиба. Расстояние между крепежными элементами принимается меньшим, по крайней мере, в два раза, что гарантирует участки полосы между ними от выпучивания, т.е. 0,4-0,6 длины полуволны изгиба.

Так как усилие в элементе увеличивается от лидирующего участка к хвостовой части, его сечение может быть переменным, т.е. увеличиваться за счет ширины или толщины от лидирующего участка к хвостовой части.

Предел применения предлагаемого арматурного элемента определяется несущей способностью арматурного элемента на вдавливающую нагрузку. Несущая способность элемента на вдавливание определяется как меньшее из двух значений: прочность материала элемента на вдавливание и устойчиность элемента от продольного изгиба.

Формула изобретения

l. Арматурный элемент для усиления грунтового основания, включающий

3 1294921 размещенный в грунте стержень, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения несущей способности основания за счет обеспечения возможжня. ности расположения арматурного элемента по заданной криволинейной траектории, стержень выполнен составным из двух параллельных полос из упругого материала, соеднненных между собой в лидирующем конце,.причем одна полоса выполнена с отверстиями, в каждом иэ которых закреплен болт, а другая полоса — с противолежащими отверстиям продольными щелями, через каждую из которых свободно пропущен соответствующий болт, при этом рас4 стояние от лидирующего конца до ближайшего к нему болта и расстояние между болтами по длине элемента составляет соответственно 1,2-1,3 и

0,4-0,6 длины полуволны изгиба полосы в грунте.

2. Элемент по п. 1, о т л и ч а— ю шийся тем, что ширина полос увеличивается в направлении от лидирующего конца арматурного стержня.

3. Элемент по пп. 1 и 2, о т л ич а ю шийся тем, что толщина полос увеличивается в направлении от лидирующего конца арматурного стер1294921

Составитель Г. Гаврищук

Редактор И. Дербак Техред Л.Сердюкова Корректор А.. Обручар

Заказ 569/31 Тираж 607 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, нл. Проектная, 4