Двигатель внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить герметичность рабочей камеры и надежность уплотнений . При вращении выходного вала поршневой элемент 8, кинематически связанный с наклонной шейкой 4 при помоши ползуна 6 и паза, совершает возвратно-поступательное движение вокруг оси цилиндрического кольца 9. Происходит периодическое изменение рабочих объемов, в которых осуществляются рабочие циклы двигателя. При размещении плоскости разъема полукорпусов 1 и 2 под углом к оси выходного вала 3 уплотнительные полукольца 10 соприкасаются только со сферической рабочей поверхностью , расположенной в одном из полукорпусов . Каждый из последних имеет разделительный выступ, несущий узел уплотнений , контактирующий с поршневым элементом . 5 ил. (Л Ю со 01
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК » 1295017
А1 (gg 4 F 02 В 53/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3967249/25-06 (22) 17.10.85 (46) 07.03.87. Бюл. № 9 (72) С. Г. Кононенко, Н. И. Мищенко, Ю. M. Дерявченко, В. Ф. Аверин и С. В. Десятун (53) 621.437(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1019086, кл. F 02 В 53/00,,1983. (54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить герметичность рабочей камеры и надежность уплотнений. При вращении выходного вала поршневой элемент 8, кинематически связанный с наклонной шейкой 4 при помощи ползуна
6 и паза, совершает возвратно-поступательное движение вокруг оси цилиндрического кольца 9. Происходит периодическое изменение рабочих объемов, в которых осуществляются рабочие циклы двигателя. При размещении плоскости разъема полукорпусов 1 и 2 под углом к оси выходного вала 3 уплотнительные полукольца 10 соприкасаются только со сферической рабочей поверхностью, расположенной в одном из полукорпусов. Каждый из последних имеет разделительный выступ, несущий узел уплотнений, контактирующий с поршневым элементом. 5 ил.
1295017
Изобретение относится к двигателям внут реннего сгорания, а именно к двигателям со сферической рабочей камерой.
Целью изобретения является повышение герметичности рабочей камеры и надежности работы уплотнений.
На фиг. 1 представлен двигатель, разрез; на фиг. 2 — рабочая камера, поперечный разрез; на фиг. 3 — то же, продольный разрез; на фиг. 4 — схема выполнения узла уплотнения; на фиг. 5 — схема расположения уплотнительных элементов цилиндрического пальца.
Двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный корпус, выполненный раз ьемным из двух полукорпусов 1 и 2, выходной вал 3 с наклонной шейкой 4, ось которой проходит через центр сферической рабочей камеры 5 и на которой установлен ползун 6, размещенный в пазу 7 поршневого элемента 8, снабженного цилиндрическим пальцем 9, закрепленным в корпусе параллельно пазу 7 для перемещения ползуна 6 и проходящим через центр сферической камеры 5, систему уплотнительных пластин 10 поршневого элемента 8 и узел 11 уплотнений, контактирующий с поршневым элементом 8. Плоскость 12 раз.ьема полукорпусов 1 и 2 выполнена наклонной под углом а=40 — 70 относительно оси выходного вала 3, сферическая рабочая камера 5 расположена в одном полукорпусе 1, а каждый из полукорпусов 1 и 2 снабжен разделительным выступом 13, несущим узел 11 уплотнений, контактирующий с поршневым элементом 8.
Система уплотнительных пластин 10 поршневого элемента 8 выполнена в виде уплотнительных полуколец 14 (фиг. 2 и 3), прижатых к поверхности сферической камеры плоскими пружинами 15. Кроме того, в поршневом элементе 8 размещены дополнительные уплотнения 16 и запрессованы разрезные кольца 17.
Уплотнительные полукольца 14 своими концами входят в паз дополнительных уплотнений 16 на 2 — 5 мм, образуя уплотняющий лабиринт.
Дополнительные уплотнения 16 снабжены выступами, которые входят в пазы разрезных колец 17, образуя лабиринт.
В полукорпусах 1 и 2 выполнены также каналы и окно газообмена, обеспечивающие протекание термодинамических процессов двигателя, а в полукорпусе 1 размещена также свеча зажигания (не показана), осуществляющая воспламенение топливовоздушной смеси.
На фиг. 2 также обозначены: у1 — наибольший двугранный угол с ребром, проходящим по оси цилиндрического пальца 9, между полуплоскостью, проходящей через ось выходного вала 3, и полуплоскостью, проходящей через наиболее удаленную от первой плоскости точку уплотнительных полуколец 14 поршневого элемента 8 в ВМТ или НМТ (точка А, фиг. 2); у2 — наименьший двугранный угол с ребром, проходящим через ось цилиндрического пальца 9, между плоскостью проходящей через ось выходного вала 3, и полуплоскостью, проходящей через ближайшую к первой плоскости точку полукорпуса 2 возле неподвижного узла 11 уплотнения (точка Б, фиг. 2);
10 ф» — угловой ход поршневого элемента 8 от ВМТ до НМТ;
R — радиус сферической рабочей камеры 5; — радиус цилиндрической поверхности поршневого элемента 8, дополнительных уплотнений 16 и разрезных колец 17; а — расстояние от оси лопатки поршневого элемента 8 до наиболее удаленной от этой осН плоскости уплотнительного полукольца 14;
b — высота «жарового поясы» поршневого элемента 8;
h — глубина захода уплотнительных полуколец 14 в паз дополнительных уплотнений 16.
Углы у и у определяются из геометрических соотношений, приведенных выше конструктивных размеров, по следующим зависимостям: у =- -+игся и; у =- +агси и ф» . ct ф, . a+b
r — h .. 1
При вращении выходного вала 3 поршневой элемент 8, кинематически связанный с наклонной шейкой 4 при помощи ползуна
6 и паза 7, совершает возвратно-поворотное движение вокруг оси цилиндрического
35 r>альца 9, обеспечивая периодическое изменение рабочих объемов в камере 3, в которой осуществляются рабочие циклы двигателя.
При размещении стыка между полукорпусом 1 и 2 под углом я к оси выход4О ного вала 3 в пределах у (а(у уплотнительные полукольца 14 соприкасаются только со сферической рабочей поверхностью камеры 5, выполненной в полукорпусе 1, что улучшает герметизацию рабочей камеры и повышает надежность уплотнений.
Анализ конструктивных проработок подобных двигателей внутреннего сгорания показывает, что оптимальный угол а, плоскости разъема полукорпусов лежит в пределах
40 (а(70".
Формула изобретения
Двигатель внутреннего сгорания, содеру жащий неподвижный корпус со сферической рабочей камерой, выполненный раз ьемным из двух полукорпусов, выходной вал с наклонной шейкой, ось которой проходит!
295017 мои апо
Puz Г
3 через центр сферической камеры и на которой установлен ползун, размещенный в пазу поршневого элемента, снабженного цилиндрическим пальцем, закрепленным в корпусе параллельно пазу ползуна и проходящим через центр сферической камеры, систему уплотнительных пластин поршневого элемента и узел уплотнений, контактирующий с поршневым элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения герметичности рабочей камеры и надежности работы уплотнений, плоскость разъема полукорпусов выполнена наклонной к оси выходного вала, сферическая рабочая камера расположена в одном из полукорпусов, а каждый из последних снабжен разделительным выступом, несущим узел уплотнений; контактирующий с поршневым элементом.
1295017
Составитель A. Жариков
Редактор Г. Волкова Текред И. Верес Корректор М. Самборская
Заказ 448II36 Тираж 504 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4