Храповый механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах для блокировки вращения вала в одном из направлений. Целью изобретения является повьшение надежности путем обеспечения автоматического управления. Храповой механизм (М) состоит из храпового колеса (ХК) 1, взаимодействующего с собачкой 6, соединенной с М управления. М управления выполнен в виде центробежного насоса 3. На его выходном тангенциальном патрубке 4 установлен сильфон 5, шарнирно соединенный с собачкой 6. При вращении ХК 1 по часовой стрелке собачка стопорит М, так как центробежный насос 3 не создает избыточного давления в сильфоне 5. При вращении ХК 1 против часовой стрелки вращается ротор 2 центробежного насоса 3, и создается избыточное давление в сильфоне 5 который удлиняется и поднимает собачку 6, расклинивая храповой М. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. с SS (Л СП фиг.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ СО1.1ИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3983395./25-27 (22) 24.10.85 (46) 07.03.87. Бюл. У 9 (72) В.В.Душин и Г.П.Иванченко (53) 621.825.5 (088.8) (56) Патент Франции У 2378981, кл. F 16 D 41/12, 1977.
Авторское свидетельство СССР
У 271192, кл. F 16 D 43/04, 1968. (54) ХРАПОВОЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах для блокировки вращения вала в одном из направлений.
Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического управления. Храповой меха„„SU„„12950 0 (51)4 F 16 D 41/12 низм (М) состоит из храпового колеса (ХК) 1, взаимодействующего с собачкой 6, соединенной с М управления.
М управления выполнен в виде центробежного насоса 3. На его выходном тангенциальном патрубке 4 установлен сильфон 5, шарнирно соединенный с собачкой 6. При вращении ХК 1 по часовой стрелке собачка стопорит М, так как центробежный насос 3 не создает избыточного давления в сильфоне 5. При вращении ХК 1 против часовой стрелки вращается ротор 2 центробежного насоса 3, и создается избыточное давление в сильфоне 5, который удлиняется и поднимает собачку 6, расклинивая храповой М. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1295070
ВНИИПИ Заказ 600/39
Тираж 812 Подписное
Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в механизмах для блокировки вращения вала в одном из направлений.
Целью изобретения является повыше- 5 ние надежности путем обеспечения автоматического управления.
На фиг,1 показан храповой механизм с застопоренным храповым колесом; на фиг.2 — то же, с отведенной от храпового колеса собачкой.
Храповой механизм содержит храповое колесо 1, к которому грикреплен ротор 2 центробежного насоса 3. На выходном тангенциальном патрубке 4 насоса 3 закреплен сильфон 5, шарнирно соединенный с собачкой 6. Выходной тангенциальный патрубок 4 расположен в направлении вращения храпового колеса при холостом ходе. В пат20 рубке 4 установлен предохранительный клапан 7.
Храповой механизм работает следующим образом.
При вращении храпового колеса 1 по часовой стрелке собачка 6 стопорит механизм, так как центробежный насос 3 не нагнетает воздух в сильфон 5 и не создает в нем избыточное давление.
При вращении храпового колеса 1 против часовой стрелки вращается ротор 2 центробежного насоса 3 и создает избыточное давление в сильфоне
5, который удлиняется и поднимает собачку 6, расклинивая храповой механизм. При избытке давления в выходном тангенциальном патрубке воздух выпускается автоматически через предохранительный клапан.
Описанный храповой механизм имеет простую конструкцию, небольшую металлоемкость и практически бесшумен.
Предлагаемое техническое решение способствует повышению надежности конструкции, позволяет расширить функциональные возможности.
Формула изобретения
1. Храповой механизм, содержащий храповое колесо, взаимодействующую с ним собачку и механизм управления собачкой, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения автоматического управления, механизм управления собачкой выполнен в виде центробежного насоса с установленным на его тангенциональном выходном патрубке сильфона, шарнирно соединенного с собачкой, ротор насоса связан с храповым колесом, а тангенциальный патрубок расположен в направлении вращения храпового колеса при холостом ходе.
2. Механизм по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что на тангенциальном выходном патрубке установлен предохранительный клапан.