Коробка передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , в частности к коробкам передач автотранспортных средств. Целью изобретения является повышение надежности и долговечности коробки передач. Зубья 16 шестерен 11-14 промежуточного и ведомого валов 4 и 3 вьшолнены подвижными в осевом направлении , что позволяет включать нужную передачу введением зубьев 16 в зацепление без использования синхронизаторов . Сами зубья 16 могут быть различной формы, в частности в виде роликов. Включение прямой передачи обеспечивается непосредственным соединением ведущего вала 2 с ведомым валом 3 и через зубчатые полумуфты 25, 26 с синхронизатором 24. 4 ил. ю со сд о UP 4

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (д!) g Г 16 Н 3/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фиг. f

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2! ) 3906940/25 — 28 (22) 05.06.85 (46) 07.03.87. Бюл. № 9 (71) Горловский филиал Донецкого политехнического института (72) Э.Н. Меликов, А.И. Севостьянов, К.Э. Меликов и А.В. Жуков (53) 621.833(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 894270, кл. Е 16 Н 3/42, 1979. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к машиностроенжо, в частности к коробкам передач автотранспортных средств.

„„SU „„1295094 А 1

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности коробки передач. Зубья 16 шестерен 11-14 промежуточного и ведомого валов 4 и 3 выполнены подвижными в осевом направлении, что позволяет включать нужную передачу введением зубьев 16 в зацепление без использования синхронизаторов. Сами зубья 16 могут быть различной формы, в частности в виде роликов. Включение прямой передачи обеспечивается непосредственным соединением ведущего вала 2 с ведомым валом 3 и через зубчатые полумуфты

25, 26 с синхронизатором 24. 4 ил.

1295094 2 вал 3 момент передается по одному из четырех возможных путей: через зубчатое колесо 7 — шестерню 11, шестерню 12 — зубчатое колесо 8, шестерню 13 — зубчатое колесо 9, либо шестерню 14 — зубчатое колесо 10, в зависимости от включенной передачи.

Включение передачи осуществляется путем перемещения соответствующего

10 башмака 19 с помощью вилки 20, который, воздействуя на упругие кольца

17 и пружины 18, перемещает зубья 16 из сепаратора 15 в межзубчатое пространство по линии зацепления одной из

2 — 15 указанных зубчатых пар, обеспечивая их зацепление без заклинивания, вследствие наличия радиуса r на зубьях зубд чатых колес 7-10, и передачу крутящего момента. Коробка передач может обеспечивать непосредственную передачу крутящего момента с ведущего

5 вала 2 на ведомый 3 (прямая передача) включением через зубчатые полумуфты 25 и 26 синхронизатора 24. При этом другие четыре передачи отключены.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач автотранспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности коробки передач.

Положительный эффект достигается тем, что зубья шестерен промежуточного и ведомого валов выполнены подвижнйми в осевом направлении, что позволяет включать нужную передачу введением зубьев в зацепление без использования синхронизаторов.

На фиг. 1 изображена кинематичес кая схема коробки передач на фиг. узел 1 на фиг. 1 (при выключенной передаче); на фиг. 3 — то же, при включенной передаче; на фиг. 4 — ви

А на фиг. 3.

Коробка передач состоит из корпу са 1, входного 2, выходного 3, промежуточного4 валов, зубчатых колес и 6 постоянного зацепления, располо женных на входном 2 и промежуточном

4 валах, зубчатых колес 7-10 и шестерен 11-14 с укрепленными на них с параторами 15, в каждом из которых установлены подвижно в осевом направлении зубья 16. Последние могут быть . ЗО различной формы, в частности в видероликов. Для поджатия зубьев 16 в сепараторах 15 установлены также упругие в осевом направлении кольца 17 и пружины 18. Элементами переключения пер дач являются башмаки 19 с 35 вилкой 20. Зубчатые колеса 21-23 служат для включения передачи заднего хода. Синхронизатор 24 с зубчатыми полумуфтами 25 и 26 включает прямую

Ю передачу.

Коробка передач работает следующим образом.

Крутящий момент передается с входного вала 2 через зубчатые колеса б и 5 на промежуточный вал 4. Далее с промежуточного вала 4 на выходной

Формула изобретения

Коробка передач, содержащая корпус, ведущий, ведомый и промежуточные валы, зубчатые колеса, шестерни

1 и элементы переключения, о т л и— ч а ю. щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, коробка передач снабжена размещенными на шестернях промежуточного и ведомого валов сепараторами, в которых установлены с возможностью осевого перемещения зубья этих шестерен, и упругими в осевом направлении кольцами, взаимодействующими с зубья-. ми, а элементы переключения выполнены в виде взаимодействующих с упругими кольцами башмаков.

1295094

У Х о

} 295094

Составитель М.Радугин

Техред В.Кадар

К о рре кто р А, 06 ручар

Р еда к то р И. Горн ая

Тираж 8}2 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по депам изобретеьий и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 601/40

Производстве

П оизводственно-полиграфическое предприятие, г. ж р д, У го о ул. Проектная, 4