Планетарная зубчато-фрикционная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , к планетарной зубчато-фрикционной передаче приводах различных машин, С целью повышения нагрузочной способности передачи путем выравнивания распределения нагрузки между параллельными потоками мощности , нажимное устройство ведущих и аз. (Л го со сд о со а

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

C е

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3952030/25-28 (22) 13.09.85 (46) 07.03.87. Бюл. ¹ 9 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт цементного машинострое(72) Л.М. Ивачев (53) 621 ° 833 ° 6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР №- 3 12998, кл. F 16 Н 1/28, 1971.

„Л0„„1295096 А1 (sй 4 F 16 Н 3/44 3 7/08 (54) ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТО-ФРИКЦИОННАЯ

ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, к планетарной зубчато-фрикционной передаче в приводах различных машин. С целью повышения нагрузочной способности передачи путем выравнивания распределения нагрузки между параллельными потоками мощности, нажимное устройство ведущих и

1295096 ведомых зубчато-фрикционных дисков

6 и 7 каждого из сателлитов включает пружину 8 и поршневые гидроцилиндры

9 (10), поршни которых взаимодействуют с пружиной, а полости цилиндИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве планетарной зубчато-фрикционной передачи в приводах различных механизмов. 5

Цель изобретения — повышение нагрузочной способности путем выравнивания распределения нагрузки по параллельным готокам.

На фиг. 1 схематично показана пла«10 нетарная зубчато-фрикционная передача с двумя гидроцилиндрами в каждой сателлитной оси, обеспечивающими регулировку сжатия пружины," один— при сборке, другой — в процессе эксплуатации; на фиг. 2 — вариант выполнения передачи с одним гидроцилиндром в каждой оси, обеспечивающим регулировку сжатия пружин при сборке, на фиг. 3 — то же, с одним гид20 роцилиндром в каждой оси, обеспечивающим регулировку сжатия пружины в процессе эксплуатации.

Планетарная зубчато-фрикционная передача (фиг. f) содержит корпус 1, многовенцовые центральные колеса, 2 и 3, имеющие соответственно наруж-, ные и внутренние зубья, последнее из которых связано с корпусом 1, водило 4 с пустотелыми осями 5, уста30 новленные на последних сателлиты, каждый из которых выполнен в виде набора зубчато-фрикционных ведущих 6 и ведомых 7 дисков, взаимодействующих с соответствующими центральными 35 колесами и сжатых между собой в осевом направлении нажимной пружиной 8.

В каждой из осей 5 размещены два поршневых гидроцилиндра 9 и 10 с поршнями 11 и 12, взаимодействующими 40 с пружиной 8. Гидроцилиндры 9 и 10 могут быть образованы внутренними цилиндрическими полостями осей 5. Нажимное устройство может включать стяжной винт, выполненный в виде ров связаны с управляемой гидросистемой 17. В передаче обеспечивается регулирование и автоматическое поддержание заданного нагрузочного режима. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. стержня 13, на котором установлены поршни 11 и 12 и пружина 8 и имеющего на одном конце головку 14, а на другом — резьбу 15 с гайкой 16. Управляемая гидросистема содержит насосный блок 17, связанный напорной гидромагистралью 18 через вентили 19 и 20 и каналы 2 1 и 22 с гидроцилиндрами 9 и !О. На напорной гидромагистрали установлены гидроаккумулятор

23 и электроконтактный манометр 24, электрически подключенный к насосному блоку 17. Вместо гидро- может быть использован пневмоаккумулятор.

В передаче (фиг. 2) в каждой оси

5 размещен один гидроцилиндр 9 с поршнем 11, а в другом варианте передачи (фиг. 3) — соответственно один гидроцилиндр 10 с поршнем 12.

Сборка и работа планетарной зубчато-фрикционной передачи осуществляется следующим образом.

При сборке (фиг. 1 и 2), когда насосный блок 17 не подключен к передаче, пружины 8 находятся в свободном ненагруженном состоянии.

Для того, чтобы сжать пружины 8 на минимальное рабочее усилие, во время сборки передачи гидроцилиндры

9 через,каналы 21 подсоединяют к гидромагистрали 18 насосного блока

17 путем открытия вентиля 19. Масло от насосного блока 17 по напорной гидромагистрали 18 и каналам 21 поступает в гидроцилиндры 9, под давлением масла поршни 11 сжимают пружи ны 8 ° При доведении давления масла до минимального, которое соответствует минимальному рабочему усилию нажимного устройства и минимальному моменту трения в сателлитах, насосный блок 17 выключается, а гайка 16 завертывается на стяжном винте 13 до упора в торец поршня 11.

1295096

10 цилинды 10 и гидроаккумулятор, ь- 23. После доведения давления

Формула

55

Для работы гидросистемы в автоматическом режиме электроконтактный манометр 24 настраивают на давление, соответствующее минимальному рабочему нажимнoMy усилию» При поднятии 5 давления масла в гидросистеме до максимального электроконтактный манометр 24 выключает привод (не показан) насосного блока 17. По мере неизбежных утечек масла из гидросистемы и уплотнений гидроцилиндра 9 давление масла постепенно падает. При достижении минимальной величины снова включается насосный блок 17 и давление поднимается до максимального значения, таким образом, цикл работы повторяется. Гидроаккумулятор

23 позволяет продлить время стабилизации давления в гидросистеме и умен шить частоту включения насосного бло- 2 ка 17.

Благодаря тому, что все полости гидроцилиндров 9 соединены с общей гидромагистралью 18, давление и нажимное усилие в каждом из гидроцилиндров 9 одинаковы, соответственно этому равны осевые усилия сжатия пружин 8 и вращающие моменты в каждом из сателлитов, а также в каждом из зубчато-фрикционных дисков 6 и 7.

Это обеспечивает равномерное распределение нагрузки между потоками передачи мощности в многопоточной передаче и повышает ее нагрузочную способность и надежность.

Для перевода передачи в рабочий эксплуатационный режим вентиль 19 закрывают, а вентиль 20 открывают, этим гидроцилиндры 9 отключаются от гидросистемы настройки пружин на минимальное рабочее усилие, а гидроцилиндры 10 подготавливаются для автоматического эксплуатационного регулирования нажимного усилия в минимального рабочего до максимального. 4

Передача работает (фиг. 1 и 3) следующим образом.

Вращающий момент от центрального колеса 2 передается ведущим зубчатофрикционным дискам 6 сателлитов и через фрикционные накладки ведомым зубчато-фрикционным дискам 7. Диски, обкатываясь вокруг центрального колеса 3, передают вращение водилу 4.

Ксли момент сопротивления на водиле не превышает момент трения в сателлитах, который обеспечивается первоначальной затяжкой пружин 8 на минимальное рабочее давление при. сборке передачи, гидросистема автоматического поджима дисков, т.е. гидроцилиндры 10, во время эксплуатации не включается в оаботч.

Если режим работы требует увеличения передаваемого передачей вращающего момента, например, до 140-150Х от минимального рабочего, электроконтактный манометр 24 настраивают на давление масла в гидросистеме цилиндра 10, соответствующее увеличенному нажимному усилию и вращающему моменту трения в дисках сателлитов, равному 140- 150Х. Гидросистема цилиндра 10 включается на автоматический режим работы. Масло иэ насосного блока 17 поступает в гидродо 150Х от минимального рабочего давления электроконтактный манометр

24 выключает блок 17. Ввиду неизбежных утечек масла через уплотнения гидроцилиндров 10 и других узлов гидросистемы давление масла благодаря аккумулятору 23 падает постепенно.

При достижении давления масла 140Х от минимального рабочего снова включается насосный блок 17, давление в гидросистеме поднимается до 150Х

Цикл работы передачи в автоматическом режиме при повышенной нагрузке повторяется.

Так как полости гидроцилиндра 10 сообщаются с общей гидромагистралью

18, давление и нажимное усилие во всех гидроцилиндрах 10 одинаковы, соответственно этому равны усилия сжатия пружин 8 и вращающие моменты трения в каждом из сателлитов и в зубчато-фрикционных дисках 6 и 7, что обеспечивает равномерное распределение нагрузки между потоками мощности и тем самым повышает нагрузочную способность, надежность и долговечность многопоточной передачи. изобретения

1. Планетарная зубчато-фрикционная передача, содержащая корпус, многовенцовые центральные колеса с наружными и внутренними зубьями, во- дило с установленными на его пустотелых осях сателлитами, каждый из которых выполнен в виде набора ве-, дущих и ведомых зубчато-фрикционных дисков, взаимодействующих с соответl» (., »"»

» .(»

»

» с т ну(Ощим и це н т pa л ь н ьц (и K o. (е (. aM E! 1 1 сжатых между собой в осевом направлениии няжимным уст ройс B oM HK JII0 -! Яж щим пружину О т л и ч а 1(> (11, а я с я тем, что, с целв>о повьнвения наг руз очной способн ости путем вырав-. нивания распределени»я нагрузки г(о пяряллельным потокаM. О!(а сняожеEIF управляемой гидросистемой и г!Ор!111!е-"ыми гидродилиндрами, раз IB!(IpEI»II»MI»

ПО М((1! !»!1(ей МЕ PÐ Il 0 ОД!(О(!»> Il (. 1(OT» из осей п(>р!!!!! vi к О 1 ();>II# Р 3 а_#_ i(деисT в ук>т с пружинами, а ПИ1!и((др!. каналаМИ СВ»»3ЯНЫ С 1 ИДРОСИС (ЕМОИ .

?» Передача по и, 1, о т л ич а 10 щ а. я с я тем, чтО гидросистема содержит связанные с напорной ма-,-(1- стралв!О гидрояккумулятор и элекТРОКОНТЯКТНЫЙ МЯНОМЕТР.

1295096

Составитель О.Косарев

Техред В.Кадар Корректор А.Обручар

Редактор И. Горная

Заказ 601/40

Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4