Устройство для натяжения гибких элементов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для натяжения гибких элементов приводов машин с гибкой связью. Цель изобретения - повьппение удобства в эксплуатации путем обеспечения возможности бесступенчатого регулирования усилия натяжения на ходу. С этой целью эксцентрик 2 с закрепленным на нем натяжным роликом 4 ицеет фрик74 (Л ю со ел о со сх фаг.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕаЪБЛИН
„.SU 1295098 А1 (50 4 F 16 Н 7/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ; 3
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3908859/25-28 ,(22) 11.06 ° 85 (46) 07.03.87. Бюл. Ф 9 (71) Проектно-конструкторский технологический институт Всесоюзного промышленного обьединения Союзуглемаша (72) Г.К. Хатченок (53) 621.855.058.2(088.8) (56} Патент США Р 4504254, кл. F 16 Н 7/12, 1985.
Патент Великобритании N 2090936, кл. Р 16 Н 7/12, 1982.
Патент СПА Р 3545294, кл. F 16 Н 7/12, 1970. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАТЯЖЕНИЯ ГИБКИХ
ЭЛЕМЕНТОВ (5?) Изобретение относится к машиноь строению и может быть использовано для натяжения гибких элементов приводов машин с гибкой связью. Цель изобретения — повьппение удобства в эксплуатации путем обеспечения возможности бесступенчатого регулирования усилия натяжения на ходу. С этой целью эксцентрик .2 с закрепленным на нем натяжным роликом 4 имеет фрик1295098 ционные поверхности, сопрягаемые с клиниваются. Благодаря этому станоаналогичными поверхностями диска 8, вится возможной бесступенчатая рекоторый связан с обоймой 5 корпуса гулировка усилия натяжения гибких
1 при помощи механизма свободного элементов на ходу в передачах за хода. Для стягивания фрикционных по- 5 счет поворота эксцентрика 2 или дисверхностей используют винт 9, ввин- ка 8 в ту или иную сторону с послеченный в резьбовое отверстие 7 экс- дующей фиксацией нового положения центрика 2 и имеющий головку "под эксцентрика 2 и диска 8 при помощи ключ". При вращении винта 9 против винта 9 и механизма свободного хочасовой стрелки фрикционные поверх- 10 да. 2 ил. ности эксцентрика 2 и диска 8 расИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для натяжения гибких элементов приводов машин с гибкой связью.
Цель изобретения — повышение удорства в эксплуатации путем обеспечения возможности бесступенчатого регулирования усилия натяжения на ходу °
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез, на фиг. 2 — вид А на фиг. 1.
Устройство для эксцентричного натяжения гибких элементов состоит из корпуса 1, внутри которого расположен экс„ентрик 2 с установленной на нем осью 3. На оси закреплен натяжной ролик 4. К корпусу 1 жестко крепится обойма 5 механизма свободного хода. Эксцентрик 2 имеет конический бурт 6 и центральное резьбовое отвер; стие 7. На ступице эксцентрика 2 свободно установлен конусный диск 8, который своим конусом сопрягается с буртом 6 эксцентрика 2. В централь25 ное резьбовое отверстие 7 эксцентрика 2 ввинчен винт 9, выполненный с упорным буртом 10 и головкой "под ключ". Направление нарезки винта 9 выбрано таким, что под воздействием момента натяжения диск 8 прижат к эксцентрику 2 (на фиг. 1 правая резьба). Обойма 5 выполнена с пазом 11, уменьшающимся в направлении воздействия момента натяжения (на фиг. 2 35 против часовой стрелки). В лазе заложены клиновой сегмент 12 и поджимная пружина 13, снаружи закрытые кольцевой крышкой 14. Обойма 5, диск 8 и
2 клиновой сегмент 12 образуют механизм свободного хода с возможностью вращения диска 8 только в направлении, противоположном воздействию момента натяжения (на фиг. 2. в направлении по часовой стрелке).
Устройство для натяжения гибких элементов работает следующим образом.
Для натяжения винт 9 с помощью ключа, надеваемого на головку, поворачивается в направлении натяжения (на фиг. 2 по часовой стрелке). Винт
9 взаимодействует по резьбе отверстия 7 с эксцентриком 2 и посредством упорного бурта 10 с диском 8.
Эксцентрик 2 воспринимает через натяжной ролик 4 и ось 3 противоположно направленный момент сил натяжения гибких элементов, поэтому фрикционная пара (эксцентрик 2 и диск 8) зажата с усилием, пропорциональным этому моменту, и поворачивается заодно с винтом 9 относительно обоймы
5 и корпуса 1. За счет трения о диск
8 клиновой сегмент 12 приподнимается по пазу 11, деформируя поджимную пружину 13, и не оказывает сопротив-: ления натяжению.
В натянутом положении ключ снимается с головки винта 9. Под воздействием сил натяжения гибких элементов фрикционная пара остается зажатой, а клиновой сегмент 12 под собственным весом и (или) действием поджимной пружины 13 занимает исходное положение, заклинивая диск 8 относительно обоймы 5 и препятствуя
129
Составитель О.Климов
Техред B.Кадар
Корректор А.Тяско
Редактор И. Горная
Тираж. 8!2 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 601/40
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 повороту эксцентрика 2 в сторону ос лабленйя натяжения (на фиг. 2 против часовой стрелки) .
Дня ослабления натяжения гибких элементов винт 9 поворачивается в соответствующем направлении (на фиг. 2 против часовой стрелки). При этом диск 8 из-эа заклинивающего действия клинового сегмента 12 не может повернуться вместе с винт и 9, а эксцентрик 2 заторможен фрикционным воздействием на его бурт 6 конуса диска 8. Происходит вывинчивание винта 9 из резьбового отверстия 7 эксцентрика 2 и ослабление фрикционной пары. Под действием гибких элементов эксцентрик 2, поворачиваясь на винте
9, выбирает зазоры устройства, после
5098 4 чего фрикционная пара эксцентрик 2 диск 8 вновь затягивается винтом 9.
Формула изобретения
Устройство для натяжения гибких элементов, содержащее корпус, размещенный в нем с возможностью поворота эксцентрик с натяжным роликом, установленный в корпусе диск, образующий
10 с эксцентриком фрикционную пару, и фиксирующий последнюю винт, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения удобства в эксплуатации путем обеспечения возможности бесступенчатого регулирования усилия натяжения на ходу, диск установлен в корпусе с возможностью осевого переме щения и связан с последним посредством механизма свободного хода.