Магнитопровод электрической машины с обмоткой

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению . Цепь изобретения состоит в повышении энергетических характеристик и упрощении технологии изготовления. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо 1, зубцы 2, кольца 4, соединяющие зубцы между собой и ярмом. Благодаря тому, что каждое кольцо имеет неизменное поперечное сечение по длине, вьтолнено из упругого материала и расположено в пределах радиального размера зубца, обеспечивается достижение поставленной цели. 4 з.п. ф-лу,7 ил. с 9 ISD QD СП 4 00 фиг. 2

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTMPblTHA

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3649858/24-07 (22) 14. 10. 83 (46) 07.03.87. Бюл. N 9 (71) Всесоюзный научно — исследователь— ский, проектно-конструкторский и технологический институт электромашиностроения (7?) Н.А.Морщаков (53) 621.313.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И- 278836, кл. Н 02 К 15/10, 1965.

Авторское свидетельство СССР

11 1022260, кл. Н 02 К 1/06, 1980.

„„SU„„>295481 А 1 (54) МАГНИТОПРОВОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

МАШИНЫ С ОБМОТКОЙ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении энергетических характеристик и упрощении технологии изготовления. Магнитопровод электрической машины содержит ярмо 1, зубцы 2, кольца 4, соединяющие зубцы между собой и ярмом. Благодаря тому, что каждое кольцо имеет неизменное поперечное сечение по длине, выполнено из упругого материала и расположено в пределах радиального размера зубца, обеспечивается достижение поставленной цели. 4 з.п. ф-лы,7 ил.

11 ()!)1) ()т(е(и (. () Г ll()c . и т(л l" ))1Ркт1) ()ма)!и(!! О(. Трое?H)к)) Е! ча с Г но(. ти к эх(ект рнческим ма))п(нам, мягнитопроноды коT c)Pbtx Bbff f())f f tf ffbf tt L) мал оотх Олн ОЙ ТРх

НОЛОГHH ИХ ИЗГОТОНЛРНИЯ е 5

Пель изобретения — повышение энергетических характеристик и упрощение технологии изготовления магнитопроводя, а также исключение тянгенцияльных смещений зубцов.

На фиг. i представлена конструкция статора, на фиг. 2 — конструкция жесткого соединения зубцов к ярму при помощи днух колец, расположенных в ныемках зубцов со стороны рабочего

15 зазора, на фиг. 3 — конструкция жесткого соединения зубца к ярму при помощи двух колец, расположенных в торцовых выемках зубца, на фиг. 4 устройство, допускающее изменение размера кольца по его диаметру; на фиг. 5 †.конструкция жесткого соединения зубцов с ярмом при помощи колец, при этом кольца расположены на выступах зубцов, изготовленных из материала зубца; на фиг. 6 — то же для выступов, изготовленных из материала отличного от материала зубца, на фиг, 7 — конструкция магнитопровода

30 статора с двумя изоляционными шайбами, содержащими выемки для расположения выступов зубца, предотвращающих тангенциальное смещение зубцов.

Магнитопровод электрической машины соде"жит ярмо 1, выполненное мето- 35 дом навивки на ребро либо иным известным способом, зубцы 2, содержащие аксиально-расположенные пластины, обмотку 3, 40

Жесткое соединение зубцов 2 к ярму 1 производится при помощи гладких колец 4, располоежнных в выемках 5 зубцов 2, которые выполнены в теле зубца ларбо со стороны рабочего зазора, либо в торцовой их части. Выемки

5 со стороны рабочего зазора могут выполняться как в зубцах статора, так и в зубцах ротора, а их размеры не превышают размера кольца. Выемки 5 в торцовой части зубцов обычно применяются для ротора с короткозамкнутой клеткой, так как кольцо, перекрывающее часть паза, не существенно повлияет на ухудшение характеристик машины.

Кольца 4 изготавливаются из упруго«55

ro материала (сталь, пластмасса и др,), они могут бьггь разъемными, с устройствами, допускающими изменение их размера по ег(д)(а)(етрч, например, ярн помощи нас ечек () на концах колец соединения концевых частей кольца внахлест и зажимом их хомутиком 7.

При увеличении диаметра кольца либо его уменьшении создается внутренняя радиальная сипа, прижимяющая зубец к ярму путем передачи силы От кольца к зубцу через общую их площадь

8 контактирования.

Для статора кольцо не должно перекрывать выход обмотки 3 из паза, поэтому его располагают на выступах

9, выполненных заодно с. зубцами 2, либо на выступах 10, выполненных из материала отличного от материала зубца, например из пластмассы, магнитодиэлектрика и др. При этом каждый выступ 10 жестко соединен с телом зубца путем расположения части выступа 10 в теле зубца 2.

Конструктинное решение с выступами из материала, отличного от материала зубца, повышает коэффициент использования стали зубца. Кроме того, если необходимо для статора между кольцами 4 и зубцами 2 (фиг. 2 и 5) ставить изоляционную прокладку для уменьшения потерь в стали зубцов статора, то по варианту (фиг. 6) роль изоляционной прокладки ныполняют вы— ступы 10.

С целью предотвращения тангенциального смещения зубцов, ярмо содержит специальные шайбы 11 с выемками

12, в которые входят выступы 9 или

10 и которые жестко соединены с ярмом известными способами.

Специальные шайбы могут изготавливаться из изоляционного материала лив бо материала с повышенным поверхностным сопротивлением, либо из стали для короткозамкнутых роторов в виде. беличьей клетки и статорон, у которых выступы изготовлены иэ изоляционного материала.

Применение гладких колец, с неизменным поперечным сечением по его длине, позволяет производить установку зубцов после укладки обмотки на поверхность ярма таким образом, что расстояние Ь между крайними пластинами соседних зубцов со стороны рабочего зазора меньше диаметра обмоточного провода.

Это приводит к упрощению конструкции машины за счет исключения клиньев для крепления обмотки в пазах и к г С//Ц1 улучшению кс эффициента воздушного зазора, как следствие, улучшению энергетических (КПД, соя ) характеристик машины, а также упрощению технологии жесткого соединения зубцов с яр-5 мом, Изобретение может быть использовано в магнитопроводах электрических машин постоянного и переменного тока.

Изготовление магнитопровода может производиться в следующей последовательности: изготовление ярма и зубцов магнитопровода, их изолировка в необходимых местах, установка на ярмо специальных шайб и их крепление к ярму, укладка обмотки на ярмо, установка зубцов на ярмо таким образом, что расстояние между крайними пластинами смежных зубцов меньше диаметра обмо20 точного провода, установка колец, изменение диаметра только раэрезных колец и их крепление, пропитка, либо компаундирование обмоток, 25

Формула изобретения

1, Магнитопровод электрическои машины с обмоткой, содержащий ярмо, зубцы иэ аксиально-расположенных пластин, имеющих выступы, либо выемки для расположения колец, соединяющих зубцы между собой и ярмом, полузакрытые пазы под обмотку, о т л и ч а ю щ и йс я тем что с целью повышения энер"

Ф t гетических характеристик и упрощения технологии изготовления, каждое кольцо имеет неизменное поперечное сечение по длине, выполнено из упругого материала и расположено в пределах радиального размера зубца, при этом расстояние между крайними пластинами ! соседних зубцов со стороны рабочего зазора меньше диаметра обмоточного провода.

?, Магнитопровод по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что, по меньшей мере одно из колец имеет радиальный разрез, позволяющий изменять его диаметр.

3. Магнитопровод по пп. i и 2, отличающийся тем, что части кольца, примыкающие к разрезу, выполнены зубчатыми и соединены внахлест при помощи хомутика.

4. Магнитопровод по пп. 1-3, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью исключения тангенциальных смещений зубцов, по торцам ярма установлены изоляционные шайбы, имеющие выемки для размещения зубцов магнитопровода.

5. Магнитопровод по пп. 1-4, о т— л и ч а ю шийся тем, что выступы в зубце для расположения колец выполнены из материала, отличного от материала зубца, 129 548 1

Составитель В. Константинов

Корректор В.Бутяга

Редактор Н.Бобкова Техред В,Кадар

Заказ 624/59 Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытии

113035 Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4 5

У I

Производственно-полиграфическое предприятие, г, ж