Компенсатор реактивной мощности
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области электрических машин, предназначенных для компенсации реактивной мощности потребителей, включенных в распределительные сети, путем генерирования мощности с опережающим коэффициентом. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение удельной мощности. Компенсатор (К) содержит статор 1, / 2 Фиг. 1 ротор 2, вал которого покоится в подшипниках и соединен через упругий элемент 3 с корпусом. Ротор вьтолнен безобмоточным. При взаимодействии магнитных полей токов обмотки возбуждения и рабочей обмотки, размещенных на статоре 1, ротор 2 приходит во вращательно-колебательное движение вокруг своей оси с частотой питающей сети. При условии, когда собственная частота механической колебательной системы, определяемая моментом инерции ротора и жесткостью упругого элемента К, установлена ниже частоты сети, входной импеданс К, регулируемый током возбуждения, приобретает реактивную составляющую с опережающим коэффициентом, которая компенсирует реактивный ток потребителей , что повьш1ает удельную мощность и упрощает конструкцию. 5 ил. & (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (g1) 4 Н 02 К 33/04
А1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3912569/24-07 (22) 10.04.85 (46) 07.03.87, Бюл. М 9 (75) M.Â. Цалюк и Е.M. Стасюк (53) 621.313.323(088.8) (56) Мельников Н.А. Электрические сети и системы. — N.: ГЭИ, 1969, с. 31-40.
Сыромятников И.А. Режимы работы асинхронных и синхронных двигателей.М.: ГЭИ, 1963, с. 80-83. (54) КОМПЕНСАТОР РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ (57) Изобретение относится к области электрических машин, предназначенных для компенсации реактивной мощности потребителей, включенных в распределительные сети, путем генерирования мощности с опережающим коэффициентом.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повьппение удельной мощности.
Компенсатор (К) содержит статор 1, ротор 2, вал которого покоится в подшипниках и соединен через упругий элемент 3 с корпусом. Ротор выполнен безобмоточным. При взаимодействии магнитных полей токов обмотки возбуждения и рабочей обмотки, размещенных на статоре 1, ротор 2 приходит во вращательно-колебательное движение вокруг своей оси с частотой питающей сети. При условии, когда собственная частота механической колебательной системы, определяемая моментом инерции ротора и жесткостью упругого элемента К, установлена ниже частоты сети, входной импеданс К, регулируемый током возбуждения, приобретает реактивную составляющую с опережающим коэффициентом, которая компенсирует реактивный ток потребителей, что повьппает удельную мощность и упрощает конструкцию. 5 ил.
1295486
Изобретение относится к электрическим машинам, предназначенным для компенсации реактивной мощности потребителей, включенных в распределительные сети. 5
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение удельной мощности °
На фиг. 1 и 2 представлена конструкция,компенсатора; на фиг. 3 и 4— силы, действующие на ротор; на фиг. 5схема замещения компенсатора.
Компенсатор (фиг. 1) содержит ста. тор 1 с расположенным внутри него с минимальным воздушным зазором ротором 2, который через упругий элемент
3 соединен с корпусом 4.
В качестве упругого элемента 3 могут использоваться устройства типа торсион или другие, в том числе магнитные, допускающие возможность изменения их упругости. Статор 1 выполнен из листов электротехнической стали с явно выраженными полюсами 5.
I 25
На каждом из полюсов 5 намотана обмотка 6 возбуждения (фиг. 2), питаемая постоянным током. На разделенной части каждого из полюсов 5 размещается рабочая обмотка 7, питаемая переменным током от сети.
Для упрощения конструкции компенсатора его ротор 2 выполнен безобмоточным. Ротор 2 также изготовлен из листов электротехнической стали с явно выраженными полюсами 8, разме- 35 щаемых относительно полюсов 5 статора
1 с минимальным воздушным зазором.
Компенсатор работает следующим образом.
При протекании постоянного тока по обмотке 6 возбуждения статора 1 роторные полюса 5 поляризуются и на каждый из них действуют взаимно уравновешивающиеся силы F u F (фиг. 3). В результате такого вза- 45 имодействия ротор 2 остается в покое.
При одновременном протекании постоянного тока по обмотке 6 и переменного тока сети через рабочую обмотку
7 (фиг. 4) равновесие сил нарушается. При этом на части полюсов 5 статора 1 магнитные поля обмоток 6 и 7 суммируются, а на другом — вычитаются.
Образующаяся при этом результирующая сила взаимодействия полюсов 5 статора 1 и ротора 2 создает на каждом из полюсов 8 ротора 2 тангенциальную Р и радиальную F составляющие силы.
Возникшие тангенциальные составляющие сил F приводят к нарушению покоя ротора 2 и заставляют eãî перемещаться то в одну сторону (при данном направлении тока в рабочей обмотке), то в противоположную сторону (при противоположном направлении тока). Радиальные составляющие
F взаимно уравновешиваются, Таким образом, ротор 2 совершает вращательно-колебательные движения вокруг своей оси с частотой питающей сети.
При этом в первую четверть периода сетевого напряжения движение ротора приводит к накоплению энергии в упругом элементе 3 и соответствует двигательному режиму компенсатора, сопровождающемуся потреблением электрической энергии из сети и запасаемой в виде потенциальной энергии упругого элемента 3 (режим Заряд" эквивалентного конденсатора).
В следующую четверть периода сетевого напряжения, когда потенциальная энергия деформированного упругого элемента переходит в кинетическую энергию движения ротора, компенсатор работает генератором, возвращая в сеть накопленную в нем энергию (Разряд эквивалентного конденсатора).
В третью четверть периода сетевого напряжения упругий элемент 3 деформируется в противоположную сторо-. ну — система вновь накапливает энергию, а в четвертую четверть периода отдает ее обратно в сеть.
Таким образом, компенсатор дважды за период ведет себя как двигатель, накапливая энергию в упругом элементе, и дважды как генератор, возвращая ее в сеть, аналогично конденсатору, включенному в сеть переменного тока.
Допуская воэможность пренебрежения активными потерями в компенсаторе можно считать, что среднее значение энергии, потребляемой кэмпенсатором за время, кратное половине периода сетевого напряжения, равно нулю. Такие особенности работы компенсатора позволяют считать, что его удельные массогабаритные параметры оказываются существенно меньшими по сравнению с теми же параметрами известных электрических машин, для которых среднее.
1295486 4
С учетом этого электрическая схема замещения преобразователя-двигателя, находящегося во вращательно-колебательном движении, представлена на я 5 фиг. 5.
Входной импеданс такой схемы равен
uL
Zð,„„=Rд,-.1 (г С -1 Т О) 11о Зхсэкь °
10 (4)
Таким образом, преобразовательдвигатель вращательно-колебательного движения, включенный в сеть переменного тока, благодаря реакции его колеблющейся системы на входной импеданс ведет себя как некоторая эквивалентная емкость С э„, причем ее величина определяется зависимостью
Сэкь (5) (< Т, С -1 î)
Учитывая равенства (2) и (3), первичные параметры механической колебательной системы определяются
25 2 К г 1
Т=С К
L o Ь С
Поэтому емкость С „ сказывается равной причем
1
Сэкв (6)
-L я2 0
К (— - -1) где Я вЂ” собственная резонансная частота механических коле35 баний преобразователя во вращательно-колебательном движении.
Необходимо подчеркнуть, что, как следует из равенства (6), преобразо40 ватель-двигатель создает емкостную реакцию для сети только при условии и0 403 °
Анализ уравнения (6) также показы.
Я вает, что при условии, когда =1, .
45 о т.е. когда резонансная частота механической колебательной системы двигателя равна частоте сети, С „ =О, и при условии (при принятых допуще50 HHsx)э
К
-l я2
Э
К (— -1)L о эквивалентная емкость Сэкь стремится к бесконечности.
Поскольку момент сил, тормозящих движение колебательной системы двигателя, связанный с диссипативными потерями, по сравнению с инерциальным и упругим моментами невелик, его влиянием для упрощения анализа можно пренебречь. значение энергии за любой промежуток времени есть конечная и всегда положительная величина.
Входной импеданс любого электроме ханического преобразователя-двигател слагается из собственного импеданса его рабочей обмотки Е, характеризую щего его сопротивление в заторможен1 ном виде, и импеданса Z, определяемого вносимым сопротивлением, вызванным реакцией его механической системы.
Z R,+jQL где R — активное сопротивление рабоо чей обмотки преобразователя;
L — индуктивность его рабочей обмотки;
Я вЂ” круговая частота сети.
Вносимое сопротивление Z можно рассматривать как приведенное в первичную цепь электрическое сопротивление, численно равное с К
Z =— (2) з,к (я) где К вЂ” коэффициент трасформации идеального трансформатора, равный коэффициенту электромеханической связи преобразователя-двигателя; з — механический импеданс колебательной системы преобразователя-двигателя для частоты и, который выражается зависимостью
s„(u)=p+j(uI- â€,„, ), К(р (3) .где P — параметр преобразователя-двигателя, характеризующий диссипативные потери, вызванные потерями в стали, тре-. нием ротора двигателя в подшипниках и о воздух;
Т вЂ” момент инерции ротора;
К вЂ” жесткость упругого элемента колебательной системы двигателя, определяемая его механической и магнитной упругостями.
Таким образом, изменяя коэффициент электромеханической связи К путем регулирования постоянного тока возбуждения компенсатора и (или) частоту собственных механических колебаний его ротора ц путем вариации момента инерции I или жесткости К упругого элемента, с которым он связан, при сохранении условия Я <Ы, можно в весьма широких пределах изменять генерируемую компенсатором реактивную мощность с опережающим коэффициентом мощности.
Предлагаемый компенсатор по сравнению с известными дает возможность генерирования реактивной мощности с заменой синхронного вращательного движения ротора вращательно-колебательным движением с относительно небольшими углами его поворота, что обеспечивает упрощение конструкции и уменьшение габаритов, а также по1295486 6 вышение удельной мощности, улучшает эксплуатационные характеристики.
Формула из обретения
Компенсатор реактивной мощности, содержащий статор с рабочей обмоткой, укрепленный в корпусе, обмотку возбуждения и ротор, о т л и ч а ю—
10 шийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения удельной мощности, ротор выполнен безобмоточным и соединен с корпусом посредством упругого элемента, причем ротор с уп15 ругим элементом выполнены с обеспечением собственной частоты вращательно-колебательного движения ротора меньшим частоты напряжения питания рабочей обмотки.
1295486
Составитель В. Трегубов
Редактор Н. Бобкова Техред It. Сердюкова Корректор И. Иуска
Заказ 625/60 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4