Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к обработке зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности бочкообразования при диагональном шевинговании и стойкости инструмента за счет повышения плавности нарастания , давления и постепенного увеличения съема припуска к краям зубьев колеса. Зубья шевера, выполненные постоянной толщиной, содержат стружечные канавки 3, образующие режущие кромки 4, причем отношение ширины S стружечных канавок к толщине b промежутков 5 между ними выбрано монотонно увеличивающимся от середины зубьев шевера и их концан. Характер изменения указанного отношения целесообразно выполнять при постоянном или переменном шаге режущих кромок,а также при постоянной ширине канавок или толщине промежутков между Шши. На зубьях 2 шевера выполнены стружечные канавки 3 с увеличивающейся шириной S и (или) уменьшающейся толщиной b промежутков 5 между ними от середины зубьев к их концам так, что отношение S,- : Ь- монотонно увеличивается в указанном направлении. 3 з.п, ф-лы, 5 ил. W ю ;о Од со со (pus.Z
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 (!9) (11) .(51) В 2 F 21 28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н АВТОРСИОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3939250/25-08 (22) 26.07.85 (46) 15.03.87. Бюл. ¹ 10 (71) Житомирский филиал Киевского политехнического института (72) Е.В.Скочко и В.А.Нечипоренко (53) 621.914.6(088.8) (56) Патент США № 2859508, НКИ, 29-103, опублик. 1958. (54) ДИСКОВЫЙ ШЕВЕР ДЛЯ ДИАГОНАЛЬНОГО ШЕВИНГОВАНИЯ БОЧКООБРАЗНЫХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к обработке зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности бочкообразования при диагональном шевинговании и стойкости инструмента за счет повышения плавности нарастания . давления и постепенного увеличения съема припуска к краям зубьев колеса.
Зубья шевера, выполненные постоянной толщиной, содержат стружечные канавки 3, образующие режущие кромки 4, причем отношение ширины S стружечных канавок к толщине Ь промежутков 5 между ними выбрано монотонно увеличивающимся от середины зубьев шевера и их концам. Характер изменения указанного отношения целесообразно выполнять при постоянном или переменном шаге режущих кромок,а также при постоянной ширине канавок или толщине промежутков между Мими.
На зубьях 2 шевера выполнены стружечные канавки 3 с увеличивающейся шириной S и (или) уменьшающейся толщиной Ъ промежутков 5 между ними от середины зубьев к их концам так, что отношение S; : Ъ; монотонно увеличивается в указанном направлении. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
1 129633
Изобретение относится к машиностроению, в частности к обработке зубчатых колес, Цель изобретения — повышение точности бочкообразования и стойкости инструмента за счет повышения плавности нарастания. давления и постепенного увеличения съема припуска к краям зубьев колеса.
На фиг. 1 схематически изображен инструмент (шевер), общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 3-5 — варианты выполнения стружечных канавок.
Шевер 1 содержит зубья 2 постоянной толщины, снабженные стружечными канавками 3 трапецеидального сечения шириной S которые образуют режущие кромки 4, расстояние между соседними стружечными канавками 3 определяется толщиной b промежутка
5 между ними. Отношение S/b ширины S стружечных канавок 3 к толщине
Ь промежутков 5 между ними выполнено монотонно возрастающим от середины зубьев шевера к их концам, т.е. редины зубьев шевера к их концам происходит соответствующее плавное уменьшение реальной площади контакта на сопряженных профилях зубьев шевера и колеса. В результате контактные давления от середины зубьев к их концам плавно увеличиваются, что приводит к возрастающему внедрению режущих кромок шевера в материал зубьев колеса и монотонно увеличивающемуся снятию материала в указанных направлениях, с наибольшим снятием припуска у концов и наименьшим в средней части зубьев. Отношение $/Ь может возрастать вдоль зуба в указанных направлениях при одновременном увеличении ширины S стружечных канавок 3 и умепьшении толщины Ь промежутков 5 между ними при постоянном шаге t режущих кромок 4 (фиг. 3). Такой вариант исполнения стружечных канавок зубьев шевера позволяет обеспечить постоянную вдоль зубьев колеса шероховатость поверхности. Отношение S/Ü может возрастать в направлениях к концам зубьев шевера за счет увеличения ширины Б стружечных,канавок 3 при сохранении постоянной толщины Ь промежутков 5 между ними (фиг. 4). Постоянная толщина промежутков между стружечными канавками обеспечивает .равнопрочность режущих частей шевера, а также простое изготовление гребенки для долбления стружечных канавок шевера.
Sq
Ь„
S< S
° ° °
Ь, — (д где S< Б ) ° ° ° Sq ширина последовательно расположенных стружечных канавок в направлении от середины к концам зубьев; толщина промежутков между стружечными канавками последовательно расположенных в направлении от середины к концам зубьев.
b(у bf у b|, Б /bh 2
Г7ь— ! где Б„Ф Б„
Процесс бочкообразования зубьев колес предлагаемым шевером протекает .следующим образом. .Ю
При диагональном шевинговании каж-. дое поперечное сечение зубьев meaepa no длине обрабатывает соответствущее сечение впадины между зубьями колеса, т.е, . средние сечения зубьев шевера профилируют середины впадин, концы зубьев шевера — одноименные концы зубьев колеса. Вследствие монотонно увеличивающегося отношения. $/Ь от сеОтношение S/Ü может возрастать в указанных направлениях вдоль
1 зубьев при сохранении постоянной ширины S . стружечных канавок 3 и уменьшающейся толщине Ъ. промежутков 5 между ними (фиг. 5).
В зависимости от требуемой величины бочкообразности зубьев обрабатываемых колес выбор ширины S стружечных канавок и толщины Ь промежутков между ними в средней части зубьев и у их концов может произво;. диться по зависимости — ширина стружечных канавок на концах и на середине зубьев шевера соответственно;
129б330
S„ S
b;, Sb — величины ширнйы со-. седних стружечных ка-,30 навок; — величины толщин соседних промежутков между стружечными канавками; 35 — разность арифметической прогрессии.
d определяется загде Я;, S1, Ь„,b;», Приращение висимостью
S,/Ü,- S,/b,=
1,2 ... 2) (1 эЪ и 2 (О 4 ... 2) и-2
S ь, где S — ширина стружечной канавки
I на середине зуба;
Ь, — толщина промежутка между стружечными канавками на середине зуба;
n — количество стружечных ка-.. навок на одной стороне зуба шевера.
При постоянной толщине промежут-. ков между стружечными канавками (фиг. 4) приращение д эквивалентно приращению ширины стружечных канавок определяемому из зависимости
Ь „, Ь, — толщина промежутков между канавками у концов и на середине зубь- ев шевера соответственно. 5
Значение указанного соотношения, меньше величины 1,2 не позволяет получить бочкообразную форму зуба, а значение, большее 2, недопустимо
fO уменьшает величину пятна контакта при эксплуатации, а также почти для всех предложенных вариантов не обеспечивает достаточной прочности режущих частей у концов зубьев шевера.
Характер изменения отношения вдоль зуба определяется требуемой формой "бочки" зуба и может быть . описан арифметической, геометричес-. кой прогрессией или другим рядом чисел. Наиболее технологической греI бенкой для долбления стружечных канавок будет гребенка для шевера с изменением отношения по арифметической прогрессии. 25 (1,2 ... 2) S S< и 2 - 1 (О 4 ... 2) . .тПри постоянной ширине стружечных канавок (фиг. 5) приращение д эквивалентно уменьшению d, т.е. отрицательному приращению толщины-промежутков между стружечными канавками, определяемому из зависимости
Ь, Ь, -12 ... 2
Ь.(0,33 ... 1) и — 2
Таким образом, в процессе диагонального шевингования предлагаемой конструкцией шевера при смещении пятна контакта от середины к концам зубьев происходит плавное нарастание давления и постепенное увеличение съема припуска к краям зубьев колеса что приводит к устранению ступенек, улучшению формы "бочки" зуба, к уменьшению износа и к повышению точности бочкообразования зубьев обрабатываемых колес.
Формула изобретения
1. Дисковый шевер для диагонального шевингования бочкообразных зубчатых колес на боковых сторонах зубьев которого выполнены стружечные канавки с различным расстоянием междуними,отличающийся тем, что, с целью повышения точности бочкообразования и стойкости инструмента, отношение ширины канавок к толщине промежутков между ними выполнено монотонно увеличивающимся от середины зубьев шевера к их концамв
2. Дисковый шевер по и. 1, о тл и ч а ю .шийся тем,что mar режущнх кромок вдоль зубьев выполнен постоянным.
3. Дисковый шевер по и. 1 о тл и ч а ю шийся тем, что ширина стружечных канавок вдоль его зубьев выполнена постоянной.
4. Дисковый шевер по п.1, о тл и ч а ю шийся тем, что промежутки между стружечными канавками выполнены постоянной ширины вдоль его зубьев.
1296330
®un 7
Составитель И.Кузнецова
Техред А*Кравчук Корректор Л.Патай
Редактор 3.Слиган
Тираж 976 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 703/16 ю
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4