Трелевочная каретка подвесной канатной дороги

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области подъемно-транспортного оборудования, а именно к подвесным канатным установкам, предназначенным преимущественно для трелевки леса в равнинной и горной местности, и может быть использовано в лесной промышленности . Цель изобретения - повышение безопасности работы. Трелевочная каретка подвесной канатной дороги содержит корпус 1, на осях которого шарнирно подвешены балансиры 3 и на них ходовые катки 4, взаимодействуюшие с несущим канатом 5. Подвеска подвешена при помощи njapHHpHo установленных на осях 8 откидных скоб 9. Упор 27, установленный на корпусе 1 коробки, снабжен втулкой со срезным штифтом. Кроме того, каретка снабжена механизмом аварийного останова, включап им подпружиненную гильзу с двуПсИечим фиксатором, толкатель, двуплечий рычаг и подпружиненный IHTOK с инерционным грузом и пружиной. 8 ил. Р (Л ю со 05 4 Oi со cfve.f

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК g 4 В 61 В 12/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3832139/29-11 (22) 30.12.84 (46) 15.03.87. Бюл. № 10 (71) Львовский филиал Проектно-конструкторского технологического института Министерства лесной промышленности УССР (72) И. С. Бадера, В. В. Скобей, P. В. Хома, М. П. Мартынцив и Б. И. Морозович (53) 625.576(088.8)

56) Авторское свидетельство СССР о 742208, кл. В 61 В 7/00, 1978.

Авторское свидетельство СССР № 1162650 кл В 61 В 12/02 1984 (54) ТРЕЛЕВОЧНАЯ КАРЕТКА ПОДВЕСНОЙ КАНАТНОЙ ДОРОГИ (57) Изобретение относится к области подьемно-транспортного оборудования, а именно к подвесным канатным установкам, предназ„„SU,» 1296459 А1 наченным преимущсствсннО для трелевки леса в равнинной н горной местности, и может быть использовано в лесной промышленности. Цель изобретения — — повышение безопасности работы. Трелево.ная каретка подвесной канатной дороги содержит корпус 1, на осях которого шарнирно подвешены балансиры 3 и на них ходовые катки 4, взаимодействуюгцие с несущим канатом 5. Подвеска подвешена прн помощи шарнирно установленных нг осях 8 откидных скоб 9. Упор 27, установленный на корпусе 1 коробки, снабжен втулкой со срезным штифтом. Кроме того, каретка снабжена механизмом аварийного останова, включащим подпружиненную гильзу с двуплечим фиксатором, толкатель, двуплечий рычаг и подпружиненный шток с инерционным грузом и пружиной. 8 ил. ,4

1296459

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к подвесным канатным установкам, предназна-ченным преимущественно для трелевки леса в равнинной и горной местности, и может быть использовано в лесной промышленности.

Цель изобретения — повышение безопасности работы.

На фиг. 1 изображена трелевочная каретка, общий вид; на фиг. 2 — — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — механизм аварийного останова (тормоза), находящийся внутри корпуса; на фиг. 4 — механизм аварийного отключения шарнирной подвески с крюком и грузом (размещен внутри корпуса); на фиг. 5 — узел 1 на фиг. 3; на фиг. 6 — узел 11 на фиг. 2; на фиг. 7 —— узел III на фиг. 3; на фиг. 8 — узел IV на фиг. 3.

Трелевочная каретка подвесной канатной дороги содержит корпус 1, выполнен- ный из листового материала. На осях 2 корпуса 1 шарнирно подвешены балансиры 3, а на них — ходовые катки 4, взаимодействующие с несущим канатом 5. К корпусу 1 на осях 6 подвешена подвеска 7 при помощи шарнирно подвешенных на Осях

8 откидных скоб 9, расположенных с обеих сторон корпуса 1 и подвески 7. Подвеска

7 снабжена фиксатором 10 грузоподъемного каната 11, на котором прикреплен крюк

12, шейка 13 которого выполнена с бобышкой

14, взаимодействующей с фиксатором 10 (полуцанги). На подпружиненный фиксатор

10 (пружины не показаны) одевают фиксирующую втулку 15, положение которой зависит от положения подпружиненных рычагов 16 (собачек). На шейку 13 крюка

12 одевают разрезную втулку 17, взаимодействующую с дном кольцевого упора 18.

Положение подпружиненных рычагов 16 зависит от положения тяг 19 (фиг. 6), выполненных с продолговатыми отверстиями 20.

Тяги 19 взаимодействуют с поворотными рычагами 21, выполненными двуплечими (плечи 22 и 23), а плечо 22 рычага 21 с втулкой 24, зафиксированной срезным штифтом 25 и установленной на подпружиненном пружиной 26 упоре 27 (фиг. 4).

За счет пружины 26 упор 27 всегда занимает положение, показанное на фиг. 4.

При большом перемещении упора 27 (случай, если втулка 24 не препятствует перемещению упора 27) последний упирается в двуплечий рычаг 28 (в его плечо 29), который поворачивается на оси 30 и своим другим плечом 31 надавливает на откидную скобу 9.

Кроме того, корпус 1 снабжен (фиг. 3) пружиной 32, гильзой 33, выполненной с кольцевым упором 34 и ударной головкой

35 (фиг. 3 и 7). Перемещается гильза 33 в направляющих 36. Ударная головка 35 гильзы 33 при разжатой пружине 32 надав10

2G

2 ливает на плечо 37 двуплечего рычага, который, поворачиваясь на оси 38, плечом 39 через шайбу 40 надавливает на клинья 41, размещенные в корпусе 42 и подпружиненные пружинами 43, которые отжимают клинья 41 от несущего каната 5. Когда пружина 32 разжата, кольцевой упор 34 занимает положение, показанное на фиг. 5 штриховой линией. Внутри гильзы 33 (фиг. 7) размещен подпружиненный пружиной 44 шток 45, соединенный с возвратным канатом

46 через серьгу 47 и на него одет со свободным ходом по штоку 46 инерционный груз

48 (фиг. 3). 3а счет наличия пружины 49, насаженной на шток 45 и упирающейся в гильзу 33, инерционный груз 48 не касается толкателя 50 -- расстояние аь Расстояние ai надо рассматривать при спущенной гильзе 33, когда пружина 32 разжата (на фиг. 3 она показана условно при взведенной гильзе 33, т.е. когда пружина 32 сжата). Толкатель 50 своей головкой 51 взаимодействует с плечом 52 двуплечего фиксатора 53 (фиг. 3 и 5), другое плечо 54 которого взаимодействует с кольцевым упором

34 гильзы 33. Пружина 55 всегда прижимает плечо 52 к упору 56. Расстояние а — ход штока 45, который при разжатой пружине

44 упирается в ударную головку 35. Позицией 57 обозначены стропы поднимаемого груза, а 58 — упор несущего каната 5. Усилие сжатия пружины 32 гильзы 33 больше, чем усилие сжатия пружины 44 штока 45, так как пружина 32 является ударной. Упор 58— устанавливают над разгрузочной площадкой канатной установки.

Трелевочная каретка подвесной канатной дороги работает следующим образом.

При спущенной пружине 32 гильзы 33 ее кольцевой упор 34 занимает положение, показанное штриховой линией на фиг. 5, т.е. гильза 33 прижата посредством ударной головки 35 к плечу 37, клинья 41 заклинили несущий канат 5 и каретка не перемещается.

Перед работой (или при монтаже) необходимо взвести механизм аварийного тормоза.

Для этого или поднимают груз или затормаживают грузоподъемный канат 11 и натягивают возвратный канат 46. При этом сжимается пружина 44 штока 45 и он давит на гильзу 33 и сжимает пружину 32. Гильза 33 перемещается в направляющих 36 и ее кольцевой упор 34, надавливая на плечо

54 двуплечего фиксатора 53, поворачивает его против часовой стрелки и проскакивает, а пружина 55 возвращает плечо 54 в исходное положение. При снятии усилия с возвратного каната 46 гильза 33 становится взведенной и под усилием пружины 32, а пружина 44 штока 45 разжимается и заставляет шток 45 упереться в ударную головку

35. Инерционный груз 48 при этом не упирается в толкатель 50, так как этому препятствует пружина 49 (расстояние ai) .

Каретку перемещают «вверх» на лесосеку и, 1296459 з подтрелевывая, поднимают груз, который бобышкой 14 крюка 12 фиксируется фиксатором 10. Каретка готова к спуску груза.

В аварийных ситуациях (например, при подъеме груза и обрыве возвратного каната 46 каретка может катиться по несущему канату 5 с зафиксированным грузом вниз, создавая аварийную обстановку, но в момент разрыва возвратного каната 46 всегда действует усилие, которое разорвало канат, оно же и сжимает пружину 44 штока 45. 10

В момент после разрыва возвратного каната 46 пружина 44 штока 45 помогает штоку

45 удариться об ударную головку 35, при этом инерционный груз 48, скользя по штоку 35 за счет силы инерции, сжимает пружину 49 и ударяет толкатель 50, что, в свою очередь, поворачивает плечо 52 двуплечего фиксатора 53 и выводит плечо 54 из зацепления с кольцевым упором 34 гильзы 33. а взведенная ранее пружина 32 вместе с гильзой 33 ударной головкой 35 (импульсом силы) о ударяет в плечо 37 двуплечего рычага и клинья 41 надежно заклинивают несущий канат 5, каретка с грузом не успевает набрать скорость и затормаживается.

Второй механизм аварийного откл|очения шарнирной подвески 7 срабатывает только 25 в случае, если по каким-либо причинам не сработал первый механизм. Такое резервирование необходимо для того, чтобы в случае несрабатывания первого механизма каретка с грузом не ударилась в мачту канатной установки. Механизм срабатывает при сильном ударе упора 27 об упор 58 на несущем канате 5. При этом, ударяясь в рычаг 21 втулкой 24, срезается срезной штифт 25, шток упора 27, перемещаясь, ударяет в плечо 29 двуплечего рычага 28, а последний, поворачиваясь плечом 31 (фиг. 4 и 1), вы35 бивает поворотную откидную скобу 9 с оси 6 и подвеска 7 вместе с грузом падает вниз на разгрузочную площадку. При этом повышается техника безопасности при работе с трелевочной кареткой. 40

Бобышка 14 грузового крюка 12 фиксируется в шарнирной подвеске 7 при помощи фиксатора 10 (полуцанги подпружиненные), которые в нагруженном состоянии фиксируются втулкой 15, причем фиксация груза происходит только тогда, когда раз- 45 резная втулка 17 находится в верхней части шейки 13 крюка 12, а когда втулка 17 находится в нижней части шейки 13, фиксация не произойдет. Это выполнено для того, чтобы исключить фиксацию грузового крюка 12, при подаче каретки «вверх» на лесосеку. Когда разрезная втулка 17 находится в нижней части шейки 13, то при подъеме грузового крюка 12 его бобышка 14 (конус) заходит в фиксатор 10 (между полуцангами) до его конусной части и разводит полуцанги фиксатора 10, вследствие чего фиксирующая втулка 15 не может зафиксировать фиксатор 10 (полуцанги). Когда же разрезная втулка 17 находится в верхней части шейки 13 (как на фиг. 2), она препятствует входу бобышки 14 (конуса) до конусной части фиксатора 10, последний, упираясь в днище кольцевого упора 18, вместе с ним поднимается вверх до тех пор, пока фиксирующая втулка 15 упрется в корпус подвески 7 и зафиксирует фиксатор 10 (сожмет полуцанги) (фиг. 2). Крюк 12 зафиксирован в подвеске 7.

Расфиксация грузового крюка 12 (его бобышки 14) происходит, когда каретка доезжает до упора 58 на несущем канате 5 и упирается в него упором 27 (фиг. 4). При этом сжимается пружина 26 и втулка 24, зафиксированная срезным штифтом 25, нажимает на плечо 22 поворотного рычага

21 и поворачивает его против часовой стрелки. При этом плечо 23 надавливает на подпружиненные тяги 19, они перемещаются вниз (фиг. 4 и 6), открывая продолговатыми отверстиями 20 поворот подпружиненных рычагов 16 (собачек), которые войдут внутрь подвески 7 в отверстие 20.

При подъеме грузоподъемным канатом 11 груза фиксирующая втулка 15 проскочит рычаги 16 и при опускании груза втулка

15 зависнет на рычагах 16 и расфиксирует фиксатор 10. Фиксатор 10 (полуцанги 10, TBK как они подпружинены расходятся) и грузовой крюк 2 опускаются вниз. Груз расфиксирован.

Предложенная конструкция трелевочной каретки позволяет значительно повысить безопасность, надежность и эффективность работы за счет сокращения простоев, которые могут возникнуть при аварийном обрыве возвратного каната.

Формула изобретения

Трелевочная каретка подвесной канатной дороги, содержащая корпус с ходовыми катками, установленными с возможностью взаимодействия с несущим канатом, и шарнирно прикрепленную к корпусу подвеску с блоками, установленными с возможностью взаимодействия с грузоподъемным канатом, выполненным с грузоподъемным органом, имеющим бобышку, установленную с возможностью взаимодействия с фиксатором грузоподъемного каната, при этом на корпусе каретки установлен упор, соединенный посредством тяги с рычагом, установленным на подвеске с возможностью взаимодействия с упомянутым фиксатором, отличаюи аяся тем, что, с целью повышения безопасности работы, она снабжена механизмом аварийного останова, включающим подпружиненную гильзу с двуплечим фиксатором, толкатель, двуплечий рычаг и подпружиненный шток с инерционным грузом и пружиной, и механизмом аварийного отключения подвески, включающим дву1296459

5 плечий рычаг и откидную скобу, а упор установленный на корпусе каретки, снабжен втулкой со срезным штифтом, причем подпружиненная гильза механизма аварийного останова выполнена с возможностью взаимодействия посредством его двуплечего рычага с клиньями, которыми снабжен несущий канат, и с подпружиненным штоком механизма аварийного астапова, инерционный груз которого выполнен с возможностью взаимодействия посредством толкателя с двуплечим фиксатором подпружиненной гильзы, а втулка, размещенная на упоре корпуса каретки, выполнена с возможностью взаимодействия посредством двуплечего рычага механизма аварийного отключения подвески с его откидной скобой, которая шарнирно установлена на подвеске.

1296459

Фаг5

Oz

Фиг. 8

Фиг. 7

Составитель А. Стерликова

Редактор М. Келемеш Техред И. Верес Корректор H. Король

Заказ 583/22 Тираж 456 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К вЂ” 35, Рау шская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4