Способ муравьева-лютого фиксации судна на рейде при одноточечной постановке на якорь

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Способ фиксации судна на рейде при одноточечной постановке на якорь, включаюпщй соединение троса-оттяжки с якорной цепью на палубе бака, перемещение его ходового конца вдоль борта будна и крепления его на корме. отличающийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости и повьшения надежности удержания, ходовой конец троса-оттяжки . перемещают вдоль судна посредством троса-проводника , коренной конец Которого соединяют со свободным концом троса-оттяжки , а ходовой конец троса-проводника пропускают через якорный клюз, заводят на палубу кормы и крепят к барабану лебедки, затем трос-оттяжку выбирают через якорный клюз тросом-проводником на корму судна, отсоединяют от троса-проводника и неподвижно закрепляют на кормовых кнехтах, затем травят кормовую цепь брашпилем и останавливают брашпиль, когда судно займет нужное положение. а (Л кякори g (2 ISD со 05 4;ii. -ч Фи«/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5D 4 В б3 В 21/20

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3529051/27-11 (22) 24.12.82 (4б) 15.03 ° 87. Бюл. В 10 (72) Ю.С.Муравьев и В.Т.Лютый (53) 629.12.015.62(088.8) (56) Тихомиров В.И. Управление маневрами корабля. N. Воениздат, 1963, с. 27. (54) СПОСОБ МУРАВЬЕВА-ЛЮТОГО ФИКСАЦИИ

СУДНА HA РЕЙДЕ ИРИ ОДНОТОЧЕЧНОЙ ПОСТАНОВКЕ НА ЯКОРЬ (57) Способ фиксации судна на рейде при одноточечной постановке на якорь, включающий соединение троса-оттяжки с якорной цепью на палубе бака, перемещение его ходового конца вдоль борта еудна и крепления его на корме, „„Я0„„1296471 A 1 отличающийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости и повышения надежности удержания, ходовой конец троса-оттяжки: перемещают вдоль судна посредством троса-проводника, коренной конец которого соединяют со свободным концом троса-оттяжки, а ходовой конец троса-проводника пропускают через якорный клюз, заводят на палубу кормы и крепят к барабану лебедки, затем трос-оттяжку выбирают через якорный клюз тросом-проводником на корму . судна, отсоединяют от троса-проводника и неподвижно закрепляют на кормовых кнехтах, затем травят кормовую цепь . а е брашпилем и останавливают брашпиль, когда судно займет нужное положение.

1 12964

Изобретение относится к области эксплуатации флота, в частности к способам одноточечной постановки судна бортом к ветру при соединении .троса-оттяжки с якорной цепью.

Целью изобретения является сокращение трудоемкости и повышение надежности удержания судна.

На фиг. 1 показано якорное оборудование на баке судна, общий вид, К на фиг. 2 — судно, зафиксированное диаметральной плоскостью к ветру, общий вид, Судно стоит на якоре. На палубе бака 1 судна установлен брашпиль 2 15 с турачками 3 и вьюшкой 4, возле которой уложен трос-проводник 5 с такелажной скобой 6 в концевой петле-r аше. В клюзах 7 находятся якорные цепи 8. Возле клюза 7 разнесен тросоттяжка 9, коренной конец которого с петлей-гашей 10 соединен скобой

11 со звеном якорной цепи 8, а другой конец имеет петлю 12. Трос-проводник

5 опущен в якорный клюз 7 и свисает 25 ! вниз из него. Возле борта стоит матрос с пеньковым тросом 13, на конце которого имеется крючок-кошка 14.

Между скобой 11 и якорем 15 имеется часть (несколько смычек) якорной 30 цепи 16.

На корме судна винтовой стопор 17 с динамометром 18 закреплен, например, цепью на кормовых кнехтах 19.

У кормового клюза 20 динамометр 35

18 кабелем 21 соединен с ревуном 22 и сигнальной лампой 23, расположенной на ходовом мостике судна и подключенной к электросети. Между винтовым стопором 17 и тумбой кнехтов 19 пос- 40 ле снятия троса-оттяжки со шпиля

24 и укладки на кнехты 19 образован дугообразный участок 25 троса-оттяжки

9 (слабина)„ необходимый для нормальной работы динамометра t8. С подвет- ренной стороны к судну, зафиксированному в положении, когда его диаметральная плоскость перпендикулярна действию внешних сил (ветра и тече" ния), пришвартовано плавсредство (ма- 50 лое судно) 26.

Процесс подготовки к фиксации заключается в сочленении скобой 1 1 троса-оттяжки 9 со звеном якорной цепи

8. Далее матрос крючком (кошкой) 14 захватывает петлю троса-проводника 5 и поднимает ее на палубу бака

Пропуская через якорный клюз 7 трос»проводник 5, разносят его вдаль

71 2 борта по палубе на корму, обнося внешней стороной рангоут, заводят в кормовой клюз 20 и кладут, например, йа шпиль 24. Соединяют трос-оттяжку

9 с тросом-проводником 5 такелажной скобой 6 и оставляют на палубе бака °

Брашпилем 2 выводят якорную цепь 8 со скобой 11 за борт до выхода ее из клюза, после чего травят трос-оттяжку 9 коренным концом„ соединенным с. тросом-проводником 5, на грунт во всю его длину. Шпилем 24 вытягивают на корму трос-оттяжку 9 тросом-проводником 5, заводят его в зев винтового стопора 17 и зажимают его винтом, снимают со шпиля 24 и накладывают на кнехты 19 со слабиной 25 для обеспечения нормальной работы динамометра 18, отсоединяют троспроводник 5 от троса-оттяжки 9. Подготовка к фиксации судна закончена.

Процесс фиксации судна диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам заключается в вытравливании брашпилем 2 якорной цепи 8 с закрепленной на ней скобой 11 петлей-гашей 10 троса-оттяжки 9 на длину, равную длине троса-оттяжки 9 между скобой 11 и кормовым клюзом

20, при этом судно под действием внешних сил (ветра и течения) разворачивается диаметральной плоскостью перпендикулярно к ним и фиксируется ос гановкой брашпиля 2.

Равносторонний треугольник, образованный тросом-оттяжкой 9, якорной цепью 8 и бортом судна позволяет удерживаться судну диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам при изменении их направления по горизонту. Выведение судна из положения диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам может производиться тремя вариантами в зависимости от необходимости.

При достаточной мощности брашпиля

2, например слабом ветре или течении, выбирают якорную цепь 8 до подхода снизу скобы 11 к якорному клюзу 7.

Судно разворачивается носом к ветру, трос-оттяжка 9 остается протянутой между клюзами 7 и 20, к нему могут швартоваться: плавсредства 26 (использование трос-оттяжки 9 в качестве

"бурундука" ). При необходимости можно вытравить якорную цепь 8 брашпилем

2 и вновь зафиксировать судно диамет-, ральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам.

Если брашпилем 2 не удается выбрать якорную цепь 8 при положении судна диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам, то дают ход главному двигателю судна, которое, перемещаясь вперед по дуге с центром вращения в месте зацепления якоря 15 за грунт, выйдет носом к ветру, затем останавливают главный двигатель и выбирают якорную цепь 8 10 брашпилем 2 до подхода скобы 11 к клюзу 7. Трос-оттяжку 9 после этого также можно использовать в качестве

"бурундука" для швартовки плавсредств.

Для выведения судна из положения 15 диаметральной плоскостью перпендикулярно к внешним силам с последующим снятием его с якоря 15 освобождают трос-оттяжку 9 из звена стопора 17, сбрасывают с кормовых кнехтов 19 за 20 борт в воду, и судно разворачивается носом к ветру. Брашпилем 2 якорную цепь 8 выбирают до появления над палубой бака 1 звена с закрепленной на нем скобой 11 петлю-гашу 10 такелаж- 5, ной скобой 6 соединяют с тросом71 4 проводником 5, который накладывают на турачку 3 брашпилем 2 и вращением турачки 3 подтягивают петлю-гашу 10 так, чтобы скоба 11 освободилась от натяжения троса-оттяжки 9.

Скобу 11 снимают со звена якорной цепи 8, выбирают турачкой 3 трос-оттяжку 9 на палубу бака 1, отсоединяют от петли-гаши 10 такелажную скобу !

6 и трос-оттяжку 9 наматывают на вьюшку.

В случае возникновения внезапных внешних сил (ветер, течение), превышающих держащую силу якоря 15 и приводящих. судно к дрейфу (аварийная ситуация), трос-оттяжка 9, разрывная прочность которого меньше держащей силы якоря, рвется, судно выходит носом к ветру и тем самым предотвращает дрейф. Шпилем 24 оторванную часть троса-оттяжки 9 вытаскивают на корму судна. Остальную часть троса-оттяжки 9 вытаскивают брашпилем

2 на палубу бака 1 вместе с.якорной цепью 8 и Скобой 11 которую отсоединяют от звена якорной цепи 8.

1296471!!

I!

Ili !

I!

II

I! !!1

Составитель О.Васильева

Техред И.Моргектал Корректор И. Эрдейи

Редактор М.Келемеш

Заказ 1348

Тираж 409 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4