Судопропускное сооружение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судопропускным сооружениям через ограждающие акваторию дамбы и другие пренятствия. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала. В канале 13 между устоями 12 с нишами 16 установлено плавучее пролетное строение, имеюш.ее заполняемые водой балластные отсеки. Пролетное строение выполнено в виде подпорных элементов 1 и основания круглой формы, враш,аюшегося вместе с элементами 1 на штыре 20. Зазоры между устоями 12 и элементами 1 перекрываются шандорами 21. При повороте основания с элементами 1 судоходный канал можно открыть или перекрыть, обеспечивая, когда это необходимо , проход судов 22 или зан1иту акватории от ветровых и нагонных волн. 3 з. п. ф-лы. 8 ил. со О5 G: -vi
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„» 129667О А1 (51) 4 Е02 В 5/08,,7/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ! З
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3967385/29-15 (22) 15.10.85 (46) 15.03.87. Бюл. № 10 (72) Л. Ф. Златоверховников и Ф. А. Мартыненко (53) 626.1 (088.8) (56) Кучеренко П. Ф. и др. Сухие доки, Л., Судостроение, 1976, с. 284 †2.
Авторское свидетельство СССР № 885420, кл. E 02 В 7/38, 1979. (54) СУДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ (57) Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судопропускным сооружениям через ограждающие акваторию дамбы и другие препятствия. Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала. В канале 13 между устоями 12 с нишами 16 установлено плавучее пролетное строение, имеюгцее заполняемые водой балластные отсеки.
Пролетное строение выполнено в виде подпорных элементов 1 и основания круглой формы, врагцаюшегося вместе с элементами 1 на штыре 20. Зазоры между устоями 12 и элементами 1 перекрываются шандорами 21. При повороте основания с элементами 1 судоходный канал можно открыть или перекрыть, обеспечивая, когда это необходимо, проход судов 22 или защиту акватории от ветровых и нагонных волн. 3 з. и. ф-лы, 8 ил.
1296670
Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к батопортам, и служит для перекрытия пролета судопропускных отверстий. Оно может использоваться также в качестве сухого дока.
Цель изобретения — повышение удобства в эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала.
На фиг. 1 изображено судопропускное сооружение, вид сверху при закрытом пролетном строении; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — судопропускное сооружение при открытом пролетном строении, вид сверху; на фиг. 5 — разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6— разрез Г-Г на фиг. 4; на фиг. 7 — канал с пролетным строением во время транспортировки, поперечный разрез; на фиг. 8 — сухой док с пролетным строением, вид сверху.
Г1 ролетное строение судо пропускного сооружения состоит из двух подпорных элементов 1 с цилиндрическими внешними поверхностями и круглого основания, образованного нижней частью элементов 1, боковыми понтонами 2, жестко связанными с элементами 1 и оборудованными пазухами 3, и двумя поворотными понтонами 4, соединенными между собой шарнирами 5 с нижней стороны основания и снабженными жесткими кронштейнами 6, соединенными шарнирами 7 с боковыми понтонами 2 с верхней сторо ы основания и расположенными в местах, которые соответствуют местам размс,цения пазух 3.
Для скрепления поворотных понтонов 4 друг с другом в опущенном положении служа. фиксирующие устройства 8, для скрепления боковых понтонов 2 друг с друтом при поднятом положении поворотных пон- онов 4 — риксирующие устройства 9 и для скрепления поворотных понтонов 4 в опуп пном положении с боковыми понтонаv.H 2 — фиксирующие устройства 10. Пролетное строение располагается на дне 11 между устоями 12 в пролете судопропускного капа Id 13. Внутренние поверхности элеме.-гсов 1 выполнены плоскими, а расстояние между ними равно расстоянию между устоями !2. Снизу в основании выполнено цесквозное отверстие 14 круглого поперечного сечения с упругой прокладкой 15 внутри, расположенное в центре основания.
В боковых устоях 12 предусмотрены нипгп 16 с вогнутыми цилиндрическими noBcðêHîcTÿìè, имеющими радиус, превышающий радиус основания. В дне 11 выполнено углубление 17 крутлой формы того же радиуса с плоским горизонтальным дном, в коз ором смонтированы наружное упругое кольцо 18, отвечающее местоположению передней части элементов 1, и внутреннее уп10
55 ругое кольцо 19, отвечающее местоположению тыловой части боковых понтонов 2.
В центре углубления 17 дна 11 заделан вертикальный цилиндрический штырь 20, имеющий диаметр, соответствующий диаметру несквозного отверстия 14 с нижней стороны основания.
Для установки четырех шандоров 21, каждые два из которых при открытом для прохода судов 22 судопропускном канале 13 замыкают ниши 16 боковых устоев 12, с наружной стороны элементов 1 и в самих нишах 16 боковых устоев 12 выполнены вертикальные пазы 23, а в углублении 17 дна
11 — горизонтальные пазы 24.
Сооружение может быть использовано в качестве сухого дока для докования судов 22. Для этого пролетное строение размещается в общей кольцевой нише 25 между боковыми устоями 12, имеющими тупиковый судопропускной канал 26 (фиг. 8).
Сооружение работает следующим образом.
Пролетное строение в сложенном виде на плаву заводится с помощью буксира на место установки, которое в плане расположено между нишами 16 в боковых устоях 12 на оси судопропускного канала 13 над штырем 20.
Для беспрепятственной доставки плавучего пролетного строения на место установки необходимо, чтобы его ширина в сложенном виде была меньше ширины пролета судопропускного канала 13 в поперечных сечениях, расположенных за пределами ниш 16 в боковых устоях 12.
Вертикальные плоскости внутренних стен элементов 1 с боковыми понтонами 2 при установке плавучего пролетного строения должны располагаться строго параллельно оси судопропускного канала 13.
После заводки пролетного строения оно разворачивается, в результате чего ширина его увеличивается до максимальной величины. Для этого с помощью фиксирующих устройств 9 освобождают от скрепления друг с другом боковые понтоны 2, далее с помощью шпилей, расположенных на боковых устоях !2 и связанных гросами с кнехтами, размещенными на элементах 1, производится раздвижка элементов 1 с боковыми понтонами 2 относительно друг друга, затем откачивается вода из балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 и одновременно заполняются водой поворотные понтоны 4.
Под действием образующейся при этом вертикальной силы, направленной вниз, поворотные понтоны 4 опускаются и одновременно поворачиваются вокруг шарниров 5 и 7, вследствие чего происходит дальнейшее раздвижение элементов 1 с боковыми понтонами 2.
1296670
После окончания разворачивания поворотных понтонов 4 и принятия горизонтального положения с помощью фиксирующих устройств 8 поворотные понтоны 4 скрепляются друг с другом и с помощью фиксирующих устройств 10 — с боковыми понтонами 2.
Далее продолжается заполнение водой поворотных понтонов 4 и одновременно с ним начинается заполнение балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 до тех пор, пока упругая прокладка 15 внутри несквозного отверстия 14 не войдет в контакт с вертикальным цилиндрическим штырем 20, а само основание — с концен- 15 трическими упругими кольцами 18 и 19.
Затем заполнение водой поворотных понтонов 4 и балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 временно приостанавливается и производится фиксирование плавучего пролетного строения в заданном положении относительно вертикальной оси путем установки в горизонтальные и в вертикальные пазы 23 и 24 четырех шандоров 21.
Затем возобновляется заполнение водой поворотных понтонов 4 и балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 до того момента, пока основание полностью не опустится на концентрические упругие кольца 18 и 19, а упругая прокладка 15 внутри несквозного отверстия 14 — на вертикальный цилиндрический штырь 20.
При этом положении плавучего пролетного строения относительно вертикальной оси пролет судопропускного канала 13 остается открытым и суда 22 могут проходить через него беспрепятственно в обоих направлениях.
Для перекрытия пролета судопропускного канала 13, необходимость чего может
1 быть вызвана требованиями защиты внутренней акватории от наводнения или силь- 4О ного волнения, убираются все четыре шандора 21. Вслед за этим выкачивается вода из поворотных понтонов 4 и балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами до тех пор, пока основание не выйдет из кон- 45 такта с концентрическими упругими кольцами 18 и 19, а упругая прокладка 15 внутри несквозного отверстия 14 — с вертикальным цилиндрическим штырем 20.
После этого плавучее пролетное строение поворачивается вокруг оси вертикального цилиндрического штыря 20 до того момента, пока оно не займет новое положение перпендикулярное предыдущему своему положению.
Поворот плавучего пролетного строения вокруг вертикальной оси осуществляется шпилями, размещенными на боковых устоях 12 с помощью тросов, натянутых между шпилями и кнехтами, расположенными на элементах I.
Затем плавучее пролетное строение устанавливается в углубление 17 дна 11 в новом положении, причем его установка производится в порядке, который был описан ранее.
После выполнения всех перечисленных операций плавучее пролетное строение полностью перекрывает пролет судопропускного канала 13.
В этот период времени действующее на пролетное строение усилие от напора воды через один из элементов 1 с боковым понтоном 2 передается на все основание, а затем через концентрические упругие кольца 18 и 19 и вертикальный цилиндрический штырь 20 далее на дно 11 и, наконец, на грунт основания.
В случае необходимости удаления пролетного строения из судопропускного канала 13 оно складывается для того, чтобы его можно было бы транспортировать по каналу 13.
Складывание пролетного строения производится в обратном порядке.
При использовании сооружения в качестве сухого дока судно 22, которое нуждается в ремонте, заводится в тупиковый судопропускной канал 26 между боковыми устоя ми 12 и далее в проход между двумя элементами I пролетного строения.
Вслед за этим пролетное строение поворачивается вокруг вертикального цилиндрического штыря 20 на 90, после чего производится поэтапное опускание его на концентрические упругие кольца 18 и 19 и н; вертикальный цилиндрический штырь 20,; также одновременная установка четырех шандоров 21. Затем производится откачка воды из общей кольцевой ниши 25 между боковыми устоями 21 и судно 22 садится на кильблоки, которыми оборудуются сухие доки, после чего начинается ремонт судна 22.
После окончания ремонта судна 22 общая кольцевая ниша 25 между боковыми устоями 12 вновь заполняется водой, вследствие чего судно 22 всплывает с кильблоков.
Затем пролетное строение снова поворачивается вокруг вертикального цилиндрического штыря 20 и судно 22 выводится из сооружения и далее через канал 26 между боковыми устоями 12 в экваторию.
Формула изобретения
l. Судопропускное сооружение, содержащее канал, образованный дном и устоями с нишами, плавучее пролетное строение с заполняемыми водой балластными отсека1296670 д и 7 ми, размещенное между устоями, и привод пролетного строения, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала, оно снабжено шандорами, в дне выполнено углубление круглой формы, сопрягающееся с нишами устоев, выполненными цилиндрической формы, а пролетное строение выполнено в виде круглого основания с диаметрально противоположно расположенными подпорными элементами с цилиндрическими внешними поверхностями, установленного в углублении дна с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, причем в нишах и цилиндрических подпорных элементах с внешней стороны выполнены вертикальные пазы, в которых размешены шандоры.
2. Сооружение по п. 1, отличающееся тем, что внутренние поверхности подпорных элементов выполнены плоскими, а расстояние между ними равно расстоянию между устоями.
3. Сооружение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что оно снабжено упругими уплотнительными кольцами, установленными в круг1О лом углублении дна.
4. Сооружение по пп. 1 — 3, отличающееся тем, что круглое основание пролетного строения выполнено из нескольких шарнирно соединенных между собой понтонов с возможностью складывания в транспортное положение.
1296670
1296670
7Z m
1б 1Z
77 ф1/Я 7
queue 8
Составитель А. Сергеев
Редактор A. Долинич Техрсд И. Верес Корректор Г. Рен етник
Заказ 588/33 Тираж 607 Г!одписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 3035, Москва, 7К вЂ” -35, Раушская наб., д. 415
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4