Способ изготовления катушки обмотки электрической машины и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к технологии и технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьшшенности при изготовлении гидрогенераторов и синхронных компенсаторов. Целью настоящего изобретения является повышение качества изготавливаемых изделий путем обеспечения заданной геометрической формы катушки, а также упрощения технологии изготовления. Нижние 1 и верхние 2 стержни изолированные термореактивной отвержденJ 8 &П 1 JO , Г Г 7312 СЛ С Jt фи

СООЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51)4 Н 02 К 15 04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

/pe

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ASTOPCHGMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3979178/24-07 (22) 22.11,85 (46) 15.03.87. Бюл. ¹ 10 (71) Производственное объединение

"Уралэлектротяжмаш" им. В.И. Ленина (72) Л.П. Краев, В.З. Пекне и Г.E. Русаков (53) 621.7.073(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 466590, кл. Н 02 К 15/04, 1972, (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШКИ

ОБМОТКИ ЗЛЕКТРИЧЕСКОИ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСЛ1ЕСТВЛЕНИЯ

„.SU,» 1297173 А1 (57) Изобретение относится к технологии и технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промьппленности при изготовлении гидрогенераторов и синхронных компенсаторов. Целью настоящего изобретения является повышение качества изготавливаемых изделий путем обеспечения заданной геометрической формы катушки, а также упрощения технологии изготовления.

Нижние 1 и верхние 2 стержни изолированные термореактивной отвержден1297 ной йзоляцией, укладывают в закрытые пазы устройства 5 длиной, равной длине пазовой части стержня, образованные неподвижными 11 и подвижными 12 линейками. Нижний стержень 1 укладывают в закрытый паз в положение, соответствующее его положению в машине, фиксируют пазовую часть, Концы стержней выполняют неизолированными и с припуском по длине на механическую обработку, размещают в пазах приспособлений 8, расположенных по краям устройства 5. Затем концы опрессовывают по высоте и ширине и отгибают под прямым углом для образования головки катушки. Далее механически обрабатывают торцовые поверхности стержней, которые являются местами их контактирования в головке.

Верхний стержень 2 устанавливают в

173 аналогичный паз устройства 5, но разворачивают его на 180 таким образом, чтобы конец его можно было отогнуть вверх. Прямые концы верхнего стержня размещают в тех же пазах приспособления 8, что и концы нижнего стержня. После механической обработки нижний 1 и верхний 2 стержни укладывают в приспособление для контроля геометрических параметров, снабженное линейками, образующими паз, расположенный между двумя аналогичными пазами, в которых расположены базовые стержни. Затем закрепляют пазовые части, проверяют совпадение торцовых контактных поверхностей головок верхнего и нижнего стержней и соответствие формы лобовых частей и головок базовым стержням. 2 с.п.ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к технологии и технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности при изготовлении гидрогенераторов и синхронных компенсаторов °

Целью изобретения является повышение качества изготавливаемых изделий путем обеспечения заданной геометрической формы катушки, а также упрощение технологии изготовления.

На фиг. 1 изображено устройство и расположение стержней при обработке, левая половина; на фиг. 2 — вид

А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг.2у на фиг. 4 — катушка обмотки.

Способ изготовления стержней катушки обмотки электрической машины осуществляют в следующей технологической последовательности.

Нижние стержни 1 и верхние стержни 2, изолированные термореактивной отвержденной изоляцией, поочередно укладывают в закрытые пазы — нижний стержень 1 в паз 3, а верхний стержень 2, повернутый на 180, в паз 4 устройства 5 со сборным каркасом 6, в котором. стержни жестко крепят по длине пазовой части. Лобовые части

2 находятся в свободном состоянии и их положение соответствует положению катушки в пазах статора. Неизолированные концы стержней 1 и 2, состоящие из двух рядов элементарных проводников, выполняют с припуском и размещают в гнездах 7 приспособлений 8.

В процессе укладки стержней пазовые части располагают симметрично относительно опорных вертикальных плит 9, установленных на расстоянии, равном длине пазовой части, и при помощи упоров 10 фиксируют между неподвижными линейками 11 и подвижными линейками 12 с приводом 13. Концы стержня при помощи пуансона 14 и шибера 15 опрессовывают до плотного сжатия элементарных проводников, при этом с одной стороны стержня угол между осями пазовой части и концом выполняют равным половине шага катушки по пазам, т.е. равным углу о, а с противоположной стороны стержня, со стороны выводов, на одно пазовое деление меньше. Затем по шиберу 15 отгибают концы стержня в плоскости,перпендикулярной оси машины, гибочными головками 16, шарнирно соединенными с пневмоцилиндрами 17, и производя;г

3 1 97 механическую обработку торцовых по-. верхностей 18 стыка головки 19 откипным режущим инструментом 20, шарнирно соединенным через рычаг 21 с пневмоцилиндром 22. Поскольку формовку концов верхнего и нижнего стержней

5 осуществляют без переналадки приспособлений 8 с равными углами d между осями пазовых частей и концами стержней, обеспечивается полное совпадение контактных поверхностей верхнего и нижнего стержней в головке при их укладке в пазы статора, после чего готовые нижний 1 и верхний 2 стержни устанавливают в соответствующие 15 пазы 23 и 24 между базовыми стержнями 25 и 26, жестко закрепленными в каркасе 6, и располагают их по длине так, чтобы плоскости 27 головок совпали с внешними Сторонами 20 контрольных плит 28. Зажимают пазовые части стержней в фасонных линейках

29 подвижными линейками 30, шарнирно соединенными с пневмоцилиндром 31.

Затем производят контроль геометри- 25 ческих размеров каждого стержня,включающий измерения зазоров в лобовых частях, прилегание стержня к имитирующим бандажные кольца машины вертикальным плитам 32„ совпадение го- 30 ловок 19 стержней и стыковку контактных поверхностей 18.

Устройство 5 для изготовления катушки обмотки электрической машины выполнено в виде подвижных опорных столов 33, на которых установлен сборный каркас 6. Он состоит из двух и более вертикальных плит 9, соединенных между собой фасонными линейками 11, к которым шарнирно прикреп- 40 лены подвижные линейки 19 с приводом

13, образующие два паза 3 и 4 для установки нижних и верхних стержней.

Дополнительно плиты 9 соединены фасонными линейками 29, которые с непод" 5 вижными линейками 34 и подвижными 30, шарнирно соединенными с пневмоцилиндром

31, образуют две группы пазов, каждая из которых состоит иэ трех пазов 23 и 24. В крайних пазах 23 и 24 уста- 50 новлены соответственно нижние 25 и верхние 26 базовые стержни, а средние пазы используют для установки изготавливаемых соответственно нижних и верхних стержней. К наружным сторонам плит 9 прикреплены регулируемые упоры 10 для фиксации стержней в продольном направлении. В зоне

173 4 лобовых частей стержней установлены плиты 32, имитирующие бапдажные кольца обмотанного статора, и две крайние плиты 28, которые имеют радиальные пазы 35 с размещенными в них вставками для головок стержней. Расстояние между внешними сторонами плит

28 равно расстоянию 1. между головками стержней. С обеих сторон каркаса 6 в верхней плите опорных столов 33 вы-, полнены окна 36 для установки приспо" соблений 8, опирающихся на планки 37 и винты 38. Приспособление 8 содержит сварной корпус 39, в направляющих пазах которого установлены пуансон 14 с воэможностью возвратно-поступательного перемещения и подпружиненный шибер 15 от усилий пневмоцилиндра 40 через рычаг 41. В корпусе установлены гибочная головка 16, шарнирно сое" диненная с пневмоцилиндром 17, и рычаг 21, соединенный с откидным режу-. щим инструментом 20 и пневмоцилиндром 22.

Плиты 9, 28, 32 каркаса 6 и приспособления 8 имеют пазы (не показаны) для фиксации их в поперечном направлении при помощи направляющей планки 42.

Изобретение обеспечивает получение правильной геометрическбй формы лобовой части и головки катушки, повышение электрической прочности изоляции путем исключения деформации лобовых частей, исключение возможных пробоев изоляции при укладке катушек в пазы магнитопровода статора и упрощение технологического процесса изготовления стержней и сборки обмотки.

Формула изобретения

1. Способ изготовления катушки обмотки электрической машины, включающий фиксацию пазовых частей стер.) жней в приспособлении между неподвижными и приводными линейками в положении, соответствующем положению их в машине, фиксацию лобовых частей и формовку неизолированных концов стержней с образованием головки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения качества изготавливаемых изделий путем обеспечения заданной геометрической формы катушки, а также упрощения технологии изготовления, неизолированные концы стержня выполняют с припуском по длине, пе12c}7 f ред формовкой производят опрессовку концов, а формовку выполняют путем отгиба в плоскости, перпендикулярной оси машины, с последующей механической обработкой поверхностей стыка стержней.

2 ° Устройство для изготовления ка— тушки обмотки электрической машины, содержащее основание, на котором ус- )g тановлен сборный каркас, включающий опорные плиты, несущие неподвижные и подвижные в направлении, перпендикулярном оси стержня, линейки, образующие при их попарном соединении пазы для размещения пазовой части стержня, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения качества изготавливаемых изделий путем обеспечения за7ч 6 данной геометрической йормы катушки, а также упрощения технологии изготовления, снабжено регулируемыми упорами для фиксации стержней от продольного перемещения, закрепленными на опорных плитах с внешней стороны, и приспособлением для контроля геометри— ческих параметров стержня, выполненным в виде двух плит с пазами для размещения в них по краям базовых, а в середине изготавливаемого стержней, установленных параллельно опорным плитам на расстоянии друг от друга, соответствующем расстоянию между головками стержней, при этом в опорных плитах выполнены пазы под углом, соответствующим углу шага катушки в машине для прохода верхнего и нижнего стержней.

1297173

Составитель Г. Майорова

Техред А.Кравчук

Корректор А. Тяско

Редактор А. Лежнина

Заказ 791j58 Тираж бб1

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К-35, Раушская нао., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, я 4