Способ прокатки листов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет уменьшить расход металла путем уменьшения выпукпости по ширине раскатов при про .изводстве толстых листов на реверсивных станах. Цель изобретения - экономия металла путем уменьшения боковой обрези. Прокатка в черновой клети ведется в валках с увеличенной до .1,3-1,4 максимальной ширины листов b бочкой, именщих профилировку с цилиндрической средней частью и концевыми участками с радиусами, увеличив аюп1;имися к краям бочки на величину (). Переход от края бочки к ее цилиндрической части выполнен по кривой h, р-3,5х/а+2,5х. При прокатке вдоль до первого поворота на 90 ° (продольная схема прокатки с протяжкой и разбивкой ширины) слябы раскатываются до получения длины , определяемой из соотношения Е Ьмакс(1 + 1/002 }1р-Ь/сГе+1,67). В результате поворота на 90° длина раската становится его шириной, разность обжатий в профилированных валках между центром раската и его боковыми KpOMKaNm обеспечивает увеличенную втяжку прикромочных участков, которая компенсирует вьтуклость торцов. В результате получаемые равные торцы после второго поворота на 90 стано- S вятся параллельными боковыми кромками , что позволяет уменьшить боковую обрезь до минимума. 1 табл.,2 ил. 4 К со ч со О1 м

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51)4 В 21 В 1/38

l . Р .

/

М (:О

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Н ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3977048/22-02 (22) 11. 11.85 (46) 23.03.87. Бюл. У 11 (71) Коммунарский горно-металлургический институт (72) В.M.Äàíüêo, А.И.Герцев, Ю.В.Гесслер и Ю.Э.Хажилин (53) 621.77.04(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР N - 939140,- кл, В 21 В 1/38, 1982.

Васильев Я.Д, и др. Производство полосовой и листовой стали. — Киев:

Выца школа, 1976, с. 20, (54) СПОСОБ ПРОКАТКИ ЛИСТОВ (57) Изобретение позволяет уменьшить расход металла путем уменьшения выпуклости по ширине раскатов при про.изводстве толстых листов на реверсивных станах. Цель изобретения — экономия металла путем уменьшения боковой обрези. Прокатка в черновой клети ведется в валках с увеличенной до

1,3-1,4 максимальной ширины листов

Ь бочкой, имеюших профилировку с

Мс К с цилиндрической средней частью и концевыми участками с радиусами, увеличивающимися к краям бочки на величину h =34 (d>/Ь). Переход от края бочки к ее цилиндрической части выполнен по кривой h;=h <.3,5x/à+2,5х.

При прокатке вдоль до первого поворота на 90 (продольная схема прокатки с протяжкой и разбивкой ширины) слябы раскатываются до получения длины, определяемой из соотношения

Ькакс(1+1/0 02 1 р Ь/ 6+1 67) В ре о зультате поворота на 90 длина раската становится его шириной, разность обжатий в профилированных валках между центром раската и его боковыми кромками обеспечивает увеличенную втяжку прикромочных участков, которая компенсирует выпуклость торцов.

В результате получаемые равные торцы после второго поворота на 90 становятся параллельными боковыми кромками, что позволяет уменьшить боковую обрезь до минимума. 1 табл.,2 ил.

1 129795

Изобретение относится к прокатке металлов, в частности к прокатке толстых листов на реверсивных станах.

Цель изобретения - экономия металла путем уменьшения боковой обрези.

На фиг. I показана профилировка валков черновой клети и очаг деформации при прокатке в черновой клети поперек, сечение; на фиг, 2 — форма 10 раската после поперечной прокатки в черновой клети по предлагаемому способу (основные линии) и по известному (пунктирные линии), план.

Способ осуществляется следующим 15 образом.

Сляб задается в валки черновой клети так, что его продольная ось, совпадает с направлением прокатки.

На бочках валков черновой клети име- 20 ется профилировка, длина средней цилиндрической части которой равна максимальной ширине листов Ь„с,„„ (фиг.I).

Если длина гладкой части бочки меньше Ь,„ при прокатке вдоль после

25 о второго поворота на 90 боковые кромки раската обжимаются в больней степени, чем его центральная часть, и . вследствие больней вытяжки прикромочных слоев металла образуется значи- 30 тельная выпуклость торцов (" рога" )„ для удаления которой увеличивают торцевую обрезь.

После прокатки сляба до длины

2 =Ь,„с,„ +2а=Ь„„„. +2 (О, 1 -О, 15) 3 g °

Отсюда следует, что l, è(1,3-),4)

Разность радиусов h должна обесР печивать компенсацию максимально возможной с/ „„на данном стане за счет на 2hp большего обжатия кромок по сравнению с обжатием центра на глад55 кой бочке, Этому условию удовлетворяет найденная экспериментально за— висимость

h =34 (d +Ь)„„

» Р с с 0 021 .1 / Р +1 67) за 2-4 прохода раскат поворачивается на 90 в горизонтальной плоскости и прокатывается поперек для получения необходимой ширины листа (разбивка ширины). Если раскат при прокатке только на гладкой части бочки шириной Ь„ „ (известньп» способ) получается с выпуклостью по ширине с», то при протяжке (предлагаемый способ) его длина увеличивается до Р„ b для того, чтобы при разбивке ширины концевые участки валков обжимали кромки раската в большей степени, чем обжимается его центральная часть на цилиндрической части бочки. Вслед.— ствие большей вытяжки прикромочных слоев металла выпуклость торцов раската, образующаяся при веерообразном уширении, компенсируется (фиг.2).

Возможность изменять длину раската при протяжке Eq от Ь ц„, до (1,31 4) b позволяет изменять сте7 2 пень обжатия боковых кромок раската, следовательно, степень компенсации выпуклости торцов раската.. Таким образом, появляется возможность регулирования неравномерности вытяжек по ширине раската в зависимости от величины подлежащей устранению выпуклости по этой ширине.

Выбор длины бочки валков 0 . равной (1,3-1,4) Ь„„„, обусловлен тем, что при прокатке раскатов, имеющих максимальную выпуклость по ширине раскатов с б „„„, для ее компенсации необходима максимальная неравномерность обжатия по ширине раската.

Поэтому такой раскат при протяжке раскатывается до максимальной длины равной длине бочки валков. При поперечной прокатке после первого поворота на 90 боковые кромки расо ката шириной kpp (фиг. 1) прокатываются с переменным, уменьшающимся к центру раската, обжатием. Размер а должен быть равен длине концов раската с д „„, на которой выпуклость по ширине уменьшается до нуля. Исследованиями на толстолистовом стане установлено, что у раскатов с наиболее неблагоприятной формой в плане (т.е. имеющих 0"å à ñ) длина концов, на которых dвуменьшается до нуля,,с каждой стороны равна в среднем (0,1 0,15) всей длины раската, У раскатов с меньшими d меньше длина концов с переменной шириной. Поэтому для раскатов с с "«..., а=(0,1-0,15)l>, а длина рабочей части бочки 1б определяет ся иэ соотношения

3 1297957 4 где (д /Ь) „ — максимальное при про- в определении 1др в связи с отсутствикатке на гладкой час- ем коррекции по р,, учитывая, что

- ти бочки валков черно- при р„ =1,76 68 =12 мм при прокатке вой клети данного ста - на гладкой части бочки, а Рц =2756 мм, на отношение выпуклос- 5 равна ти по ширине раската

2812-2756 сРВ к ширине листа Ь.. А = — — — — — — 100X=2X.

2756

Переход от цилиндрической части бочки к ее краям определяется по кривой 10

3 5х

h =h

P a+2,5х для экономии металла путем уменьшения боковой обрези на новых толстолистовых станах, у которых черновая клеть специально спроектирована с увеличенной в (1,3-1,4) раза длиной бочки.

Формула изобретения

Способ прокатки листов, включающий продольную прокатку в черновой клети, поворот сляба на 90 в гориД зонтальной плоскости, разбивку ширины, второй поворот на 90 и последующую продольную прокатку в черновой и чистовой клетях, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью экономии металла путем уменьшения боковой обрезки раската, продольную прокатку сляба в черновой клети до первого поворота ведут до получения раската длиной Е,„, определяемой из соотношения

"P " к 0,02 Ь b/с/ +1,67) где h — разность между радиусами

3 валка у края бочки и на 15 расстоянии х от края бочки; а — половина разности между длиной бочки валка и длиной ее цилиндрической части, мм, После получения заданной ширины 20 листа с учетом припуска на боковую обрезь поперечной прокаткой раскат поворачивается на 90 в горизонтальо ной плоскости и прокатывается вдоль в черновой клети для получения под- 25 ката на чистовую клеть, который затем в чистовой клети прокатывается до толщины готового листа.

Пример. На толстолистовом стане прокатывается лист 12 1570 ° 30

«6000 мм из сляба 250х1000х 16000 мм.

Параметры профилировки для данного стана: Ьмакс=2500 мм; hð=2,83 мм; где сР =208 мм при прокатке листов Ь=

=2500 мм. Выпуклость по ширине раскатов, прокатываемых на гладкой части бочки (т.е. по известному способу), равна 14 мм, т.е. находится на нижнем пределе, поскольку допускаемая d> для листов Ь 7 1500 мм рав- 40 на 15 мм. В данном случае d" при прокатке по известному способу определена экспериментально, однако она может определяться и путем расчета.

Необходимая для устранения d 45 длина сляба после протяжки „=2812 мм.

Таким образом, необходимая относительная длина бочки в этом случае равна Р„р/Ь„щк =1,13. При прокатке с увеличенной длиной бочки валков чер- 50 новой клети коэффициент вытяжки при протяжке до Р„ =2812 мм увеличивается по сравнению с прокаткой по известному способу, когда предельная

Ррр 2600 мм (рч = 1, 76 проч ив р,, = 1, 63)

В связи с этим d уменьшается не только за счет большего обжатия кромок раската при разбивке ширины, но и за счет увеличения ц„. Погрешность

В таблице приведены результаты прокатки при с в середине изменения этого параметра (пример 2), на верхнем пределе (пример 3), меньше нижнего предела (пример 4) и.больше верхнего (пример 5), а также по известному способу (пример 6).

Из таблицы видно, что, если ядр/

/3 (1,4, то при прокатке по предлагаемому способу выпуклость по ширине раскатов устраняется (примеры

1-3). Если величина  ìÐньше ниж— него предела, то для устранения g сляб должен протягиваться до длины,.

Ьмакс (т e .Рпр/Ъмоiк 1 ) . Если величина с q больше верхнего предела, то для полного устранения сРО 2„ /Ь„ц„„ должно быть больше 1,4, что невозможно вследствие того, что E ==(1,3-1,4)Ьщ . В этом случае для полного устранения z необходимо увеличить h<. При прокатке по известному способу d полностью не устра8 няется.

Предлагаемый способ прокатки толстых листов может быть использован

5 1297957 максимальная ширина листа; радиус концевых участков бочки валка;

6 ми с радиусом hp увеличивающимся к краям бочки на величину где b a«c

h =34 (/,/4)„„„„ и переходными участками от края бочки к средней ее части по кривой

3 5х

=h - ---— а+2,5х где h разность между радиусами валка у края бочки и на расстоянии х от края бочки, мм; половина разности между длиной бочки и длиной ее цилиндрической части, мм.

При- Размеры листа, Размеры сляба, d,мм мер мм мм

1 2 «1 570 «6000 250 «1 000 «1 600

2 18«2000«5000 195«1000x2500 112

3 14 «1 800«6000 180 «1050 «1 920 61

2,9

4 20«2500«5000 210«700«2090 180

3,5

5 8 x l 400«7000 200«1000«1 350

6 36«2500«4000 21 0 «700 х2500 300

7 1 5 « 2000«6000 200 х1 000«21 60 93

0,7

П р и м е ч а н и е: Параметр d - выпуклость по ширине при прокатке по известному способу; — по предлагаемому способу.

Ъ вЂ” выпуклость по ширине готового листа;

dg — выпуклость по ширине раската, причем прокатку осуществляют в вал- Ю ках с профилированной образующей . бочки длиной 1,3-1,4 максимальной шнрины листа с цилиндрической средней частью длиной, равной максимальной ширине листа, концевыми участка- f5

?812 1,13 О

3433 1,37 О

3250 1,30 О

3520 1,40 О

2400 0,96, О

3667 1,47 О

2600 1,04 93

1297957

Составитель В.Васильева

Редактор О.Юрковецкая Техред А. Кравчук Корректор Л.Пилипенко

Зака з 2247

Тираж 480 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва,Ж-35, Раущская наб. д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4