Состав ванны для ликвидации прихвата колонны труб
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к бурению скважи15 и позволяет повысить эффективность ликвидации прихвата за счет повышения смазывающих и структурномеханических свойств состава.Для этого он содержит масла моторные отработанные (ММО), серебристый графит (СГ) дисолван и дизельное топливо (ДТ) в количествах (мае..%) соответственно: 25-30, 20-25, 0,5-1,3 и остальное. ММО - продукт отработки автотракторных , дизельных и авиационных масел. Состав готовят смешением в ДТ заданных количеств дисолвана и ММО. После этого вводят СГ. Полученную смесь перемешивают в течение нескольких минут до равномерного распределения введенных в ДТ компонентов. Плотность данного состава близка к плотности воды, что позволяет уменьшить высокое давление на устье скважины при закачке жидкостной ванны, а также уменьшить возможность возникновения различных сопутствующих осложнений (осыпи стенок скважины и др.). 1 табл. (Л ГчО со 00 со 4 ю
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК
ВСЕгТо3рц ф т.„-.:.-.., 1
Р.,4 ф !
ЦВМИОТЕМА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3938273/22-03 (22) 28.06.85 (46) 23.03.87. Бюл. У 11 (7i) Ивано-Франковский институт неф6 ти и газа (72) А.В. Аниськовцев, В.Г. Ясов, Е.П. Буйков и В.И. Аниськовцев (53) 622. 248. 14 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 68427, кл. Е 21 В 31/03, 1946.
Самотой А.К. Прихваты колонн при бурении скважин. M., 1984, с. 131, 146-148. (54) СОСТАВ ВАННЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ
ПРИХВАТА КОЛОННЫ ТРУБ (57) Изобретение относится к бурению скважин,и позволяет повысить эффективность ликвидации прихвата за счет повышения смазывающих и структурномеханических свойств состава.Для этоSU 1298 42 А1 (51) 4 E 21 В 31/00, 31/03 го он содержит масла моторные отрабо.— танные (ММО), серебристый графит (СГ) дисолван и дизельное топливо (ДТ) в количествах (мас..X) соответственно:
25-30, 20-25, 0 5-1,3 и остальное.
MM0 — продукт отработки автотракторных, дизельных и авиационных масел.
Состав готовят смешением в ДТ заданных количеств дисолвана и MMO. После этого вводят СГ. Полученную смесь перемешивают в течение нескольких минут до равномерного распределения введенных в ДТ компонентов. Плотность данного состава близка к плотности воды, что позволяет уменьшить высокое давление на устье скважины при закачке жидкостной ванны, а также уменьшить возможность возникновения различных сопутствующих осложнений (осыпи стенок скважины и др.).
1 табл.
1, ч81,, Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин, а именно к установке жидкостных ванн для .- иквидации прихвата колонны труб.
Цель изобретения — повышение эффективности ликвидации прихвата за счет повышения смазывающих и структурно-механических свойств состава.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Повышение смазывающих и структурно-механических свойств состава приводит к уменьшению силы трения в зоне прихвата, а значит к уменьшению усилия освобождения колонны труб.
Состав готовят смешением в дизельном топливе заданных количеств поt0
45 верхностно-активного вещества и отработанного моторного масла. После этого вводят серебристый графит.Полученную смесь перемешивают в течение нескольких минут до равномерного распределения введенных компонентов в дизельном топливе, при этом компо25 ненты вводят в следующем соотношении, мас.%:
Масла моторные отработанные 25-30
Серебристый графит 20-25
Дисолван 0,5-1,3
Дизельное топливо Остальное
Масла моторные отработанные — это продукты отработки автотракторных, дизельных и авиационных масел, они характеризуются следующими свойствами: вязкость кинематическая не менее: 25,0 ° 10 м /с при 50 С;
5,0 10.6 м /с при 100 С, температура вспышки в открытом тигле не ниже о
100 С; массовая доля механических
/ примесей не более 2,0%; массовая доля воды не более 4,0%; массовая доля горючего не более 6 0%.
Исследования состава проводились в лабораторных условиях, Смазывающая способность определялась на приборе ПТ-2 измерением коэффициента трения пары сталь-сталь в в различных средах.
В качестве моторного отработанного масла использовалось отработанное масло АС-8 плотностью 872 кг/м,динамической вязкостью 29,5 10 Па и с содержанием механических примесей менее 1%. 55
Фоp мула из обре те ния
Состав ванны для ликвидации прихвата колонны труб, содержащий дизельное топливо с добавками поверхностноактивного вещества, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения эффективности ликвидации прихвата за счет повышения смазывающих и структурно-механических свойств состава, он дополнительно содержит моторные отработанные масла и серебристый графит при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Моторные отработанные
25-30
20-25
0,5-1,3
Остальное масла
Серебристый графит
Дисолван
Дизельное топливо
В таблице приведены примеры пригот-. овленияя сocT;lBH. и его характеристика в сравнении с некоторыми другими составами.
Анализ таблицы показывает, что оптимальная добавка моторных отработанных масел находится в пределах 2530 мас.%, а серебристого графита 2025 мас.%, чем достигается уменьшение коэффициента трения по сравнению с составом 3 в 4,5-4,9 раза. Дальнейшее увеличение содержания этих компонентов не приводит к заметному уменьшению коэффициента трения, Измерение на реометре ВСН-3 показали, что состав, состоящий из
30 мас.% масла моторного отработанного 25 мас.% серебристого графита, 1,0 мас.% дисолвана и 44 мас.% дизельного топлива, обладает следующими структурно-механическими свойствами: предельное динамическое напряжение сдвига 2,7 Па, эффективная вязкость 26,6 10 Па ° с, что в 10,6 раза больше динамической вязкости состава 3 (при 600 об/мин на ВСН-З).
Кроме того, плотность предлагаемого состава в 1,2 раза выше плотности состава Р 3 и близка плотности воды. Это позволяет уменьшить высокое давление на устье скважины при закачке жидкостной ванны, а также уменьшить воэможность возникновения различных сопутствующих осложнений (осыпи стенок скважины и др.).
C()cTBB ванны мас I 7
Коэффициент трения
Состав
Вязкость", Па с 10Э. ность, . мз
Серебристый графит
Масло моДизельное топливо +
+ 1 мас.7. торное отработанное дисолвана
1 (вода водопроводная) 1000
О, 1,25
О, 100
1,0
2 (нефть) 3,1
831
3 (дизельное топливо+ПАВ) 100
820 25 О, 118
824 2,9
829 3,2
831 3,4
0,088
0,076
0,074
90
20
75
832 3 5 0,072
833 3,6 0,071
836 3,7 0,0705
840 3,9 0,070.
836 4,2 0,054
857 6,0 0,043
27,5
72,5
70
35
60
30
65
30
0,032
895 8,3
13
975 17,4 0,026
20
50
983 21,1
0,025
22,5
47,5
988 26,6 0,024
16
О, 023
1080 41 5
30
1120 94,6 0,022
40
30
Тираж 533 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб. ° д. 4/5
Заказ 868/31
П1 »«1: . -». .ии - и пигрчф веское предприятие, r. ужгород, ул. Проектная,4
* ДлЯ составов 1-10 вЯзкость динамическаЯ, длЯ составов 11-18 вязкос „ ф фективная.
Составитель И. Левкоева
Редактор А. Воровнч Техред Л.Сердюкова Корректор М. Самборская