Механический ясс
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение предназначено для демонтажа для подводной добычи нефти и газа, установленного на дне моря . Целью изобретения является повышение эффективности работы ясса,снижения материальных и трудовых затрат при работе в морских условиях. Устройство включает ступенчатый корпус 1, захватный механизм (ЗМ) 5, верхний 2 и нижний упоры 3. На большей полой ступени корпуса штифтами 8 за0 С Ч ч Vi V
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СО).1ИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (И) (51) 4 Е 21 В 31 107 ф;Я Р.ЩЧР,(%
13,,,,;, И
ЪИЪЛЯОТЙМА
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3935241/22-03 (22) 28.06.85 (46) 23.03.87 Бюл. У 11 (71) Научно-исследовательский и про11 ектный институт "Гипроморнефтегаз (72) В.С. Кроль и Ф.Н. Султанов (53) 622.248.13 (088.8) .(56) Справочное пособие по газлифтному способу эксплуатации скважин.
М.: Недра, 1984, с. 127.
Авторское свидетельство СССР
11 "-881295, кл. Е 21 В 23/00, 1981. (54) МЕХАНИЧЕСКИЙ ЯСС (573 Изобретение предназначено для демонтажа для подводной добычи нефти и газа, установленного на дне моря. Целью изобретения является повышение эффективности работы ясса,снижения материальных и трудовых затрат при работе в морских условиях. Устройство включает ступенчатый корпус 1, захватный механизм (ЗМ) 5, верхний 2 и нижний упоры 3. На большей полой ступени корпуса штифтами 8 за1298343 фиксирована B T IKQ (В) 9. На ней установлен цилиндр-поплавок (ЦП) 10 с выпускным н впускным обратным клапанами 11. Длина меньшей ступени корпуса больше длины В 9. Спущенный с судна ясс крепят при помощи ЗМ 5 к демонтируемому предмету, и ЦП 10 заполняется водой ° Затем иэ него, подавая воздух, вытесняют воду. По мере вытеснения воды ЦП 10 приобретает подъемную силу, которая достигает величины достаточной для срезки штифf
Изобретение относится к устройствам демонтажа оборудования для подводной добычи нефти и газа, установленного на дне моря.
Цель изобретения — повышение эффективности работы ясса, снижение ма-, териальных и трудовых затрат при работах в морских условиях.
На фиг,1 показан ясс,общий вид в продольном разрезе, на фиг.2 — схема ведения работ с применением ясса.
Механический ясс (фиг,1) состоит из ступенчатого корпуса 1 с верхним
2 и нижним 3 упорами. Нижний упор
3 снабжен скобой 4 для соединения с захватным механизмом 5, а верхний упор 2 — скобой 6 для соединения с тягой (якорной цепью) 7. На большей ступени корпуса 1 зафиксирована при помощи штифтов 8 втулка 9 с установленным на ней цилиндром-поплавком 10 с впускным 11 и выпускным 12 обратными клапанами. Большая ступень корпуса 1 выполнена полой. Втулка 9 имеет возможность осевого перемещения между упорами 2 и 3 относительно корпуса 1, а длина меньшей ступени корпуса больше длины втулки 9. Впускной клапан 11 подсоединен к шлангу 13, по которому подается сжатый воздух.3ахватный механизм 5 соединяется с демонтируемым предметом 14. Механический ясс на якорной цепи 7 спускают к демонтируемому предмету с судна 15, с которого впоследствии по шлангу 13 35 подают сжатый воздух в цилиндр-поплавок 10 (фиг.2). тов 8. После их срезки В 9 перемещается из крайнего нижнего положения вверх по корпусу 1 к упору 2. Пе- ремещаясь вверх, В 9 выходит из контакта с большей ступенью корпуса 1.
Силы трения исчезают и В 9 под действием подъемной силы, получив ускорение, стремится к верхнему упору 2.
Посредством удара В 9 придает значительную кинетическую энергию демонтируемому предмету, тем самым освобождая его. t з.п. ф-лы. 2 ил.
Механический ясс работает следующим образом.
Спущенный с судна 15 механический ясс крепят при помощи захватного механизма 5 к демонтируемому предмету
14, при этом полость цилиндра-поплавка 10 заполнена водой. Натягивают цепь 7, сообщая ей максимально достижимое усилие с судна 15, и убеждаются в надежности крепления ясса к предмету 14.Далее для включения ясса в работу подают через шланг 13 сжатый воздух в цилиндр-поплавок 10, вытесняя тем самым из него через выпускной„ обратный клапан 12 воду. По мере вытеснения воды цилиндр-поплавок
10 приобретает подъемную силу, которая в последний момент достигает величины, достаточной для среза штифтов 8. Параметры штифтов 8 расчитаны таким образом, что усилие их среза на
1Х меньше подъемной силы цилиндрапоплавка 10. После среза штифтов 8 втулка 9, на которой установлен цилиндр-поплавок 10 стремится переместиться из своего крайнего нижнего положения вверх, по корпусу 1 к упору 2. Когда втулка 9,перемещаясь вверх, выйдет из контакта с большей ступенью корпуса 1, силы трения между ними исчезнут и втулка под действием подъемной силы, получив определенное ускорение подъема, устремится к верхнему упору 2 и нанесет по нему удар, направленный вверх, передав тем самым значительную кинемати1298343 ческую энергию демонтируемому предмету, способствующую его освобождению и извлечению.
Для создания повторного удара тре5 .буется заполнить цилиндр-поплавок 10 водой, тогда втулка 9 совместно с цилиндром-поплавком, потеряв плавучесть, опустится вниз до упора 3. Далее при помощи водолаза необходимо закре- fg пить втулку 9 штифтами 8 на корпусе
1 и повторить последовательно описанные работы.
При извлечении сильно прихваяен- 15 ных предметов необходимо из цилиндрапоплавка 10 вытеснять воду на 75 и при этом повторять эту операцию несколько раз. Этой операцией можно
"раскачать" прихваченный предмет, а 20 затем уже срезать штифты с нанесением удара.
Формула из обретения
1. Механическии ясс, содержащий корпус с верхним и нижним упорами и захватным механизмом, втулку, зафиксированную на корпусе штифтами и имсющую возможность осевого перемещения между упорами относительно кор пуса, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы ясса, снижения материальных и трудовых затрат при работах в морских условиях, он снабжен установленным на втулке цилиндром-поплавком с впускным и выпускным обратными клапанами, а корпус выполнен ступенчатым,причем втулка зафиксирована на большей ступени корпуса, а длина меньшей ступени корпуса больше длины втул-ки.
2. Ясспоп.1, отличающийс я тем, что большая ступень корпу" са выполнена полой.
1298343
Составитель В. Родина
Техред Л.Сердюкова Корректор А. Обручар
Редактор А. Ворович
Тираж 533 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 868/31
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4