Мальтийский механизм
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение надежности путем замены муфты свободного хода на два упругих элемента и обеспечения совпадения векторов скорости и ускорения ведушей цевки с осью паза мальтийского креста. Механизм содержит корпус 1, шток 2, в отверстии которого с возможностью враш.ения и возвратнопоступательного перемещения установлена ось 3. На оси укреплены зубчатое колесо 4 и диск 5 со ступицей и цевкой 6. Зубчатое колесо 4 находится в зацеплении с зубчатой рейкой 7. К боковой поверхности рейки прикреплена направляющая планка 8. Ведомый мальтийский крест 9 выполнен с радиальными пазами и гнездами 13, взаимодействующими с зубом 17 фиксирующего приспособления , установленного в направляющих 16 и состоящего из плоского толкателя 14 и пружины 15. На оси 3 штока установлен один упругий элемент, а. другой, больщей жесткости, установлен на корпусе для взаимодействия с осью 3. При движении штока 2 вправо зубчатое колесо 4, вращаясь вместе с диском 5, вводит цевку 6 в паз креста 9. При этом цевка 6, воздействуя на горизонтальную часть толкателя 14, выводит зуб 17 из гнезда 13 и поворачивает крест 9 на угол а а диск 5 своей ступицей взаимодействует с направляющей планкой 8. В конце хода штока при помощи упругого элемента меньщей жесткости диск 5 и зубчатое колесо 4 перемещаются вместе с осью 3 от креста 9, выводя тем самым цевку 6 из зацепления с пазом креста 9. После возвращения штока 2 в исходное положение цикл повторяется. 2 ил. Ф (Л 15 ; 7 6 18. ю со оо NI 05 N5 Фиг. J
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК. SUÄÄ 1298462 А1 g 4 F 16 Н 27/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг.!
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3973620/25-28 (22) 10.11.85 (46) 23.03.87. Бюл. № 11 (71) Андроповский авиационный технологический институт (72) В. М. Абрамов, И. В. Надеждин и В. В. Михрют,ин (53) 621.836.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1167381, кл. F 16 Н 27/06, 1983. (54) МАЛЪТИЙСКИЙ МЕХАНИЗМ (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности путем замены муфты свободного хода на два упругих элемента и обеспечения совпадения векторов скорости и ускорения ведущей цевки с осью паза мальтийского креста. Механизм содержит корпус 1, шток 2, в отверстии которого с возможностью вращения и возвратно. поступательного перемещения установлена ось 3. На оси укреплены зубчатое колесо 4 и диск 5 со ступицей и цевкой 6. Зубчатое колесо 4 находится в зацеплении с зубчатой рейкой 7. К боковой поверхности рейки прикреплена направляющая планка 8. Ведомый мальтийский крест 9 выполнен с радиальными пазами и гнездами 13, взаимодействующими с зубом 17 фиксирующего приспособ- ления, установленного в направляющих 16 и состоящего из плоского толкателя 14 и пружины 15. На оси 3 штока установлен один упругий элемент, а, другой, большей жесткости, установлен на корпусе для взаимодействия с осью 3. При движении штока 2 вправо зубчатое колесо 4, вращаясь вместе с диском 5, вводит цевку 6 в паз креста 9.
При этом цевка 6, воздействуя на горизонтальную часть толкателя 14, выводит зуб 17 из гнезда 13 и поворачивает крест 9 на угол я, а диск 5 своей ступицей взаимодействует с направляющей планкой 8. В конце хода штока при помощи упругого элемента меньшей жесткости диск 5 и зубчатое колесо 4 перемешаются вместе с осью 3 от креста 9, выводя тем самым цевку 6 из зацепления с пазом креста 9. После возвращения штока 2 в исходное положение цикл повторяется.
2 ил.
1298462
Формула изобретения
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в устройствах для преобразования возвратно-поступательного движения в прерывистое вращательное, в частности в загрузочных устройствах станков-автоматов для периодического перемещения объектов с позиции на позицию, в автоматических линиях и т. д.
Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение надежности и долговечности механизма при высоких инерционных нагрузках.
На фиг. 1 изображен мальтийский механизм, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сверху.
Мальтийский механизм содержит корпус 1, установленный на корпусе 1 шток 2, в отверстии которого установлена ось 3 со связанными с ней зубчатым колесом 4 и диском 5, жестко соединенными между собой при помощи ступицы диска. На диске 5 установлена ведущая цевка 6. Зубчатое колесо 4 находится в зацеплении с рейкой 7, неподвижно установленной в корпусе 1. На боковой поверхности рейки 7 жестко закреплена направляющая планка 8, длина которой определяется крайними положениями диска 5, соответствующими началу и концу движения мальтийского креста 9, закрепленного на ведомом валу 10. На обоих концах направляющей планки 8 имеются радиусные фаски, выполненные с размером, превышающим радиус диска 5, что позволяет свободно перемещаться диску 5 и зубчатому колесу 4 в поперечном направлении рейки 7 в крайних положениях штока 2. Упругий элемент 11, имеющий меньшую жесткость, размещен на оси 3, а упругий элемент 12 одним концом закреплен в корпусе, а другим взаимодействует с осью 3 во время обратного хода штока 2 при приближении его к крайнему левому положению. Мальтийский крест 9 имеет дополнительные гнезда 13, число которых равно числу пазов. Плоский толкатель 14 с пружиной 15 установлен в направляющих 16, расположенных перпендикулярно зубчатой рейке 7. На верхнем конце толкателя 14 размещен зуб 17.
Мальтийский механизм работает следующим образом.
При движении штока 2 вправо зубчатое колесо 4, вращаясь, также перемещается вправо вместе с диском 5. При этом диск 5 взаимодействует ступицей с направляющей планкой 8. Установленная на диске 5 цевка 6 перемещается по циклоиде и через некоторое время с начала движения входит в радиальный паз мальтийского креста 9. Одновременно с этим цевка 6, воздействуя на горизонтальную часть толкателя 14, перемещает последний вверх и до начала движения креста выводит зуб 17 толкателя 14 из гнезда 13, освобождая мальтийский крест 9. При перемещении це тра колеса Oi на величину хода
h, соответствующему одному обороту зуб5
2 чатого колеса 4, мальтийский крест 9 поворачивается на угол а, равный 2л/г, где z— число пазов креста. При приближении колеса 4 к правому крайнему положению толкатель 14 под действием пружины 15 опускается вниз, зуб 17 входит в очередное гнездо 13, обеспечивая неподвижность мальтийского креста 9. В крайнем правом положении ступица диска 5 выходит из контакта с направляющей планкой 8, и под действием сил упругого элемента 11 диск вместе с зубчатым колесом 4 и осью 3 перемещается в поперечном направлении рейки 7, тем самым выводя цевку 6 из зацепления с мальтийским крестом 9. При обратном движении штока траектория движения цевки 6 — та же циклоида (траектория пальца за один цикл показана пунктиром), однако палец 6 движется, не касаясь. мальтийского креста, и возвращается в исходное положение. При приближении зубчатого колеса 4 к левому крайнему положению ось 3 ограничительной головкой начинает взаимодействовать с упругим элементом 12 и под действием его сил упругости в крайнем лев, м положении диск 5 вместе с зубчатым колесом 4 передвигается в обратном направлении (к мальтийскому кресту), и цевка 6 занимает начальное положение.
Далее цикл работы мальтийского механизма повторяется.
Мальтийский механизм, содержащий корпус, установленное на нем ведущее звено, выполненное в виде штока с отверстием на конце установочной оси, размещенной в отверстии штока перпендикулярно последнему, и связанных с установочной осью зубчатого колеса и диска с цевкой на торцовой поверхности, ведомый мальтийский крест с радиальными пазами, каждый из которых предназначен для периодического взаимодействия с цевкой, приспособление для фиксации креста и зубчатую рейку, прикрепленную к корпусу и взаимодействующую с зубчатым колесом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения конструкции, механизм снабжен направляющей планкой, прикрепленной к зубчатой рейке параллельно ей, и двумя упругими элементами, один из которых, имеющий меньшую жесткость, размещен на установочной оси штока, а второй размещен на корпусе с возможностью периодического взаимодействия с осью штока, при этом установочная ось выполнена с ограничительной головкой и установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения, а диск выполнен с предназначенной для взаимодействия с направляющей планкой ступицей, размещенной со стороны зубчатого колеса и жестко связанной с последним.
1298462
Составитель A. )Кук
Редактор О. Головач Техред И. Верес Корректор А. Зимокосов
Заказ 748/37 Тираж 812 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, 7К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4