Устройство для испытания пары трения "вал-колодка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области испытания материалов. Целью изобретения является повышение точности испытаний , а также расширение технологических возможностей. Указанная цель достигается благодаря тому, что образец вьтолнен с возможностью изменения положения своей оси относительно зоны трения, предусмотрена компенсация износа образца и самоуравновешивание, а также возможность перераспределения износа по поверхности контробразца. Для этого устройство снабжено кулисой 12, взаимодействующей через ползуны, ходовую гайку 16 и резьбовой хвостовик 17 с держателем 3 образца 5, одноплечими рычагами 8, установленными на раме, и уравновешивающим узлом 13, соединенным с держателем 3 образца 5. 3 ил. СО :) 30 19 Фиг.2
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11), (51) 4 G 01 N 3/56
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Фиг.2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К А BTOPCHOMY СИИДЕТЕЛЬСТИУ (21) 3929344/25-28 (22) 03.06.85 (46) 23.03.87. Бюл. Ф 11 (75) Э.Л. Корзун (53) 620. 178. 162 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 721656, кл. G 01 N 3/56, 1981. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ПАРЫ
ТРЕНИЯ ВАЛ вЂ” КОЛОДКА (57) Изобретение относится к области испытания материалов. Целью изобретения является повышение точности испытаний, а также расширение технологических возможностей. Указанная цель достигается благодаря тому, что образец выполнен с возможностью изменения положения своей оси относительно зоны трения, предусмотрена компенсация износа образца и самоуравновешивание, а также воэможность перераспределения износа по поверхности контробразца. Для этого устройство снабжено кулисой 12, взаимодействующей через ползуны, ходовую гайку 16 и реэьбовой хвостовик 17 с держателем 3 образца 5, одноплечими рычагами 8, установленными на раме, и уравновешивающим узлом 13, соединенным с держателем 3 образца 5. 3 ил.
1298609
Изобретение относится к испытаниям материалов на износ.
Цель изобретения — повышение точ ности испытания материалов за счет компенсации износа образца, его 5 уравновешивания и перераспределения нагрузки по контробразцу.
На фиг. 1 представлено устройство для испытания материалов; на фиг. 2— то же, вид сверху; на фиг. 3 — вид 1О
А на фиг. 1.
Устройство содержит раму 1, держателя 2 и 3 соответственно контробразца 4 и образца 5, узел 6 нагружения и привод 7 вращения держателя 2. Оно снабжено двумя рычагами
8 и 9, установленными с возможностью перемещения в направлении к держателю 2, закрепленными на рычагах 8 и 9 цапфами 10 и 11, кулисой 12 и уравновешивающим узлом 13. Держатель
3 опирается ползунами 14 на внутренние направляющие кулисы 12, снабженной цапфой 15, ходовой гайкой 16, которая сопрягается с реэьбовым хвостовиком 17 держателя 3. Уравновешивающей узел 13 поджат пружиной 18 и связан гибкой связью 19 с держателем 3. Кулиса 12 подвижно установлена с помощью цапф 10 и 11 на рычагах 8 и 9, нижние концы которых (фиг, 3) шарнирно соединены через резьбовые втулки 20 и ось 21, опоры 22 с передвижным основанием 23, которое с помощью прорезей 24 и болтов 25 эа- 35 креплено на раме 1.
Узел 6 нагружения, выполненный в виде грузов, соединен с верхним концом рычага 8 ° На последнем размещен кронштейн 26 для крепления в нем датчика-индикатора 27, взаимодейству- ющего с регулируемым подпятником 28 кулисы 12. Датчик-индикатор 29 установлен на основании 23 и взаимодействует с рычагом 8. Датчик-индикатор
30 закреплен.на кулисе 12 и регистрирует перемещения держателя 3. Вблизи зоны трения установлены микротермосопротивления 3 1 с помощью кронштейнов 32, закрепленных в цанговых зажимах 33 резьбовых втулок 34, сопряженных с резьбовой осью 35, закрепленной на рычаге 8. Держатель 2 вы— полнен в виде вала привода 7, имеет эксцентрик 36, взаимодействующий с датчиком 37. Привод 7 имеет тахогенератор 38. В цепи питания привода 7 установлен преобразователь 39 для нагружения тормозным моментом пары трения. Датчик 40 измеряет силу сжатия образца 5 и контробразца 4. Устройство снабжено согласующим узлом
41 и самописцем 42. Преобразователь
43 изменяет напряжение возбуждения привода 7. Расстояние между осью держателя 3 и цапфой 10 кулисы 12 изменяется на величину, большую или меньшую радиуса контробразца 4. Образец 5 выполнен в виде тормозной фрикционной накладки, например бло— ка криволинейных оболочек, контробразец 4 — в виде, например, абразивного круга.
Устройство работает следующим образом.
Закрепленный в держателе 3 образец 5 подачей резьбового хвостовика 17 при вращении ходовой гайки 16 подводится к контробразцу 4, вращаемому приводом 7, которым обеспечивают определенную частоту вращения в за-; висимости от величины напряжения возбуждения, подаваемого от преобразователя 43, величина тока в цепи якоря, контролируемая преобразователем 39, характеризует момент трения между образцом 5 и контробразцом 4.
Нагружение образцов 4 и 5 осуществляют узлом 6 через датчик 40 и рычаг
8, цапфу 10, кулису 12, цапфу 15, ходовую гайку 16, резьбовой хвостовик 17. В ходе износа появляется поступательное смещение в сторону центра контробразца 4 и поворотное смещение относительно цапфы 10 кулисы
12 с держателем 3. При этом происходит также поворот рычагов 8 относительно опор 22. Эти перемещения кулисы 12 и рычагов 8 через подпятники 28 передаются датчиками 29 и 27 и регистрируются на ленте самописца 42.
Восстановление первоначального положения рычагов 8 достигается подачей образца 5 резьбовым хвостов:лксм
17 при вращении ходовой гайки 16 к центру контробразца 4. Сила трения между образцом 5 и контобразцом 4 передается на держатель 3 и через ползуны 14 на кулису 12, разгружая таким образом от поперечных сил реэьбовую пару 16 и 17. Для повышен;ля достоверности выявления степени влия-„ ния отдельных факторов на интенсивность и характер износа образца 5
1 в установке предусмотрено рассосредо1298609 точение износа контробразца за счет; увеличения поверхности его взаимодействия с образцом 5. Для этого ширина контробразца 4 принята заведомо большей толщины образца 5 и для того, чтобы вся эта поверхность могла участвовать во взаимодействии с рабочей поверхностью образца 5, рычагам 8 сообщаются возвратно-поступательные горизонтальные перемещения вдоль оси 2 1 вращением последней. Этими перемещениями достигаются максимальное снижение износа контробразца 4 и локализация износа на рабочей поверхности образца.
В ходе испытаний рычагам 8 сообщают возвратно-поступательные горизонтальные перемещения вдоль резьбовой оси 21.
Постоянство начальных условий испытаний обеспечивают уравновешивающим узлом 13.
Перемещением основания 23 по раме 1 изменяют расстояние между осью держателя 3 и цапфой 10. Температуру в зоне трения регистрируют термо5 сопротивлением 31.
Формула изобретения
Устройство для испытания пары трения вал — колодка, содержащее раму, установленные на ней держатели контробразца и образца, узел нагружения и привод вращения держателя контроб15 разца, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено двумя одноплечими рычагами, закрепленными шарнирно на раме, двумя цапфами, установленными на рычагах
20 на равном расстоянии от рамы,и кулисой, размещенной на цапфах между рьг чагами с возможностью перемещения.
Фиг.З
Составитель В.Данилов
Техред И.Моргентал
Корректор А.Обручар
Редактор И.Горная
Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 880/44
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4