Патент 1299

Пустотелый металлический винт

 

№ 1299,, 1

Класс 62b и 65f

ПАТЕНТ HA ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ пустотелого металлического винта.

К патенту ин-ца Г. Лейтнера (Н. Leit11er), Лондон, выданному по заявкам от 12 и 13 сентября 1924 r. (ваяв. свид. № 79084 от 12 сентября 1924 г.).

0 выдаче патента опубликовано 31 мая 1926 года. Действие патента распространяется иа 15 лет от 15 сентября 1924 года.

Предлагаемое изобретение касается такого рода пропеллеров, которые имеют отьемные лопасти с переставным шагом, состоящие из металлических лн- стов, при чем стороны всасывания и, давления каждой лопасти образуются из отдельных листов, края которых, будучи соединены между собою помощью спайки, сварки или склейки, образуют края лопасти. Лопасти этого типа; требуют нормализации при надлежащей .ч емпературе с целью корректирования всяких изменений в структуре, которым может подвергаться материал под влия- иием обработки или от перегревания при сварке. Такая нормализация - про- изводит известное искривление поверх- ности давления, вследствие неодинако-, вого расширения металла.

Предлагаемое изобретение имеет целью уничтожение этого искривления обра- боткою листов помощью проковки или, т. под. способом, или же дальнейшим, 1 прессованием до тех пор, пока они не придут в свойственное им нормальное состояние. При этом средняя часть поверхности давления имеет двоякую кривизну, выпуклую у ведущего края и переходящую в вогнутость, соста- вляющую остальную часть поверхности, при чем лопасть такой формы в этой части поверхности обладает свойствами того что известно под именем „Phillip"s

entry". Корневой или цилиндрический конец лопасти не подвергается изменению, остальная же часть поверхности давления лопасти остается почти плоскою.

Такие изменения в форме совершаются постепенным переходом. Периметр сечений в новом устройстве не изменяется, а, так сказать, перераспределяется; таким образом, предлагаемое устройство отличается от прежнего, в котором материал. вследствие обработки, подвергается сжатию или расширению, отсутствием местных искривлений. Вместо того. чтобы при прессовании или формовании делать среднюю часть лопасти выпуклою, оказалось более выгодным придавать ей двоякую кривизну, не доводя последнюю, однако, до той степени, которая получается в готовой лопасти, после горячей обработки и переформирования. В виду того, что напряжения у вершин лопастей пропеллера меньше, чем у корневых их частей, листам придается меньшая толщина у вершины, чем у корня, при чем толщина по длине листа изменяется, по преиму- ществу, сообразно изменению напряжений; наивыгоднейшая при этом форма гголучается криволинейным утонением листа к концу, вследствие чего лопасть получает форму, обе поверхности которой вогнуты в продольном направлении. У толстого конца листа, из которого впоследствии делается корневая часть лопасти, толщина быстро возрастает, а затем на некоторой определенной длине остается постоянною. Это особое увеличение толщины не имеет прямого отношения к напряжениям, но дает материал, из которого, при изготовлении лопасти, могут быть устроены кольца, конусы комбинации таких частей, желобки или выступы желаемой формы и размеров, посредством отрезания ненужного излишка материала.

Полученные желобки или выступы слу>кат для укрепления лопасти в ступице против действия центробежной силы.

Если бы для таких колец потребовалась более значительная толщина, чем Т3 которая на практике придается необра- . ботанному листу, то можно произво- дить местную осадку материала. Для придания особой жесткости, каждый лист снабжается одним или несколькими ребрами или гребнями, которые располагаются наиболее выгодным образом в отношении жесткости и удобства последующей обработки листов; по I преимуществу, эти ребра располагаются так, что выступают внутрь лопасти, во избежание помехи движению лопасти в воздухе или в иной среде. Если при; выделке из таких листов лопастей для, пропеллера встретятся местные ослабле- ния, которые нельзя предвидеть в каждом отдельном листе, то применяются упрочняющие приспособления, располагаемые, по преимуществу, с внутренней стороны. Так, например, в случае стре- . мления корневой части лопасти к сплю- . щиванию, можно вставлять в нее кольцо,, укрепляя его любым подходящим спо- собом. С другой стороны, можно при-! менять более значительное, чем описано, | выше, число листов, при чем переменную толщину могут иметь все листы или только один или два из них, как и в случае только двух листов, устройство же может быть упрочняемо помо1цью описанных ниже механических приспособлений. Один или несколько таких листов могут идти на устройство стороны всасывания, а другой или другие — на устройство стороны давления лопасти (в случае применения бочее одного листа для устройства одной или обоих поверхностей, их можно соединять между собою помощью сварки, спайки нли т. п. способом), при чем, помощью проковки, прессования или т. под. обработки, листам придается такая форма, что если их расположить так, чтобы их края совпадали, то получится полая коробка, имеющая на одном конце сечение принятой для лопастей пропеллеров формы; такое сечение сохраняется на большей части длины лопасти, переходя постепенно в круговое и, наконец, на другом конце лопасти коробка оканчивается цилиндрической частью. Лист, образующий поверхность давления лопасти, имеет приблизительно на половине своей длины выпуклую форму, которая, по мере приближения к тонкому концу листа, постепенно переходит в плоскую. При помощи продольных, описанных выше, ребер или гребней, располагаемых на стороне давления, достигается ослабление искривлений и упрочнение лопасти. Вследствие того, что продольная профиль лопасти образуется двумя сходящимися вогнутыми линиями, которые даются описанными сечениями, часто в такой профили получается прогиб, который, под влиянием центробежной силы, стремится растянуться. Это растягивание устраняется применением упомянутых выше ребер, располагаемых вдоль центральной линии лопасти или в ином подходящем месте; в случае применения двух или более ребер, их располагают параллельно и, при желании, придают им утоняющуюся форму. Упрочнение, достигаемое применением этих ребер, может быть увеличено прибавлением распорок располагаемых между двумя листами, при чем этим распоркам может быть придаваема способность сопротивляться сжатию, чем устраняется сплющивание лопасти. Распорки могут иметь произвольную форму, например, форму открытой на концах коробки, две противоположные стороны которой прилегают к двум поверхностям лопасти и, ! укрепляются к ним при помощи заклепок или посредством припайки, прива- ривания или т. и. способом, остающиеся же части коробки простираются между двумя поверхностями; можно устраивать распорки из заклепок, проходящих че- ( рез обе поверхности лопасти и окру- женных трубками, не проходящими, I однако, через листы; трубки и заклепки, вместе с шайбами противодействуют как I сжимающим, так и растягивающим уси-, лиям. Простейшая распорка состоит из винта, проходящего через одну поверхность лопасти и ввинченного в другую ее поверхность; такие распорки распо- I лага ются, по преимуществу, в местах нахождения ребер, т. е. где имеется добавочное утолщение, способствующее прочности удержания. В корневом конце добавочную прочность можно получить вставлением упрочняющего кольца или применением наружной муфты, которая соединяется, по преимуществу, с упомянутыми выше кольцами или желобками. Нет надобности, чтобы листы, продольный разрез одного из съуживающихся к концу листов перед формованием одной половины лопасти; фиг. XIII — разрез по линии 13 — 13 на фиг. XII; фиг. XIV u XV — разрезы по

3 — 3и4 — 4 на фиг.1.

Полая лопасть а винта. сделанная из листового металла, укрепленная отъемным образом в (непоказанной на чертеже) ступице, в которой ее можно переставлять сообразно шагу винта, и состоящая из двух половин, которые образуют, соответственно, поверхности давления и всасывания 6, с; эти поверхности составляются из отдельных листов, края которых, будучи соединены между собою помощью сваривания или иным способом, образуют края лопасти.

Для достижения повсюду одинаковой прочности лопасти, ее половины получают меньшую толщину в вершине, чем у корня. В устройствах, показанных на фиг. 1 †VI, лопасть, в добавок к листам, образующим поверхности 6 и с, снабжается еще рядом внутренних листов d р а з л и ч н о Iй I д л и н ы, между тем, из которых устраиваются поверхности как в устройстве, показанном на фиг. IX, лопасти, оставались непрерывными на, лопасть состоит только из двух утопротяжении всей ширины последней; няющихся к концу листов криволинейлопасть можно устраивать и из полос, ной формы, образующих соответственно

) идущих приблизительно по направлению две поверхности b, c; в том и другом ее длины. устройстве поверхности лопастей имеют

Изобретение поясняется на фиг. 1 — ХЦI, вогнутую форму на некоторой части а видоизменение на фиг. XIV u XV. своей длины. Фиг. ХИ изображает один

Фиг. I изображает боковой вид пластин- из листов перед формованием, каковой чатой лопасти предлагаемого винта; лист имеет утолщенную часть е у корня фиг. 11 — вид под прямым углом к фиг. 1;, для устройства шейки f (фиг. Х или XI, фиг. III — IV u V — разрезы. соответ- на которых линии, проведенные смественно, по линиям 3 — 3, 4 — 4 и 5 —, шанным пунктиром, обозначают цилино на фиг. 1, если смотреть по напра- дрическую форму корневой части до влению стрелки, но в большем масштабе, устройства шейки). Если требуется чем на фиг. I; фиг. VI — увеличенный особая значительная толщина у основаразрез по линии 6 — 6 на фиг. I, по- ния корневой части, напр., как обознаясняющий форму распорки между сто- чено через у (фиг. XII), то это может ронами лопасти; фиг. VII — -разрез по; быть устроено помощью осаживания. линии 7 — 7 на фиг. I, поясняющий ви- В устройствах показанных на фиг. 1— доизмененное устройство распорки; VIII, некоторые листы могут быть из фиг. VIII — разрез по линии 8 — 8 на числа утоняющихся к концу. Продольфиг. VII, фиг. IX — вид, подобный фиг. 1, ные ребра 1 (фиг. 1 — IХ, XII и XIII) на лопасти устроенной из листов, утоняю-, сторонедавлениялопастей, способствуют щихся к концу; фиг. Х вЂ” вертикальный уменьшению искривлений при спайке разрез корневой части лопасти, пока- и нормализации и простираются внутрь занной на фиг. II; фиг. XI — продольный, настолько, что не мешают движению подобный фиг. Х, разрез несколько i лопасти в воздухе или в другой среде. видоизмененного устройства; фиг. ХП вЂ” Они же придают лопасти жесткость и могут быть располагаемы и на стороне всасывания.

Нормализация причиняет известное искривление поверхности давления, вследствие неодинаковости расширения металла, и это искривление можно, как уже было указано, исправить проковкою, отбиванием или прессованием до тех пор, пока листы не примут свое естественное состояние. Это состояние выражается в следующем: в корневой части или у цилиндрического конца лопатка остается неизмененною, средняя часть поверхности давления имеет двоякую кривизну с выпуклостью у ведущего края приблизительно на ",з ее ширины, переходящую затем в вогнутое сечение на остальной части ширины (фиг. IV); лопасть такой формы обладает свойствами того, что известно под именем „Phillip s entry"; остальная часть поверхности давления лопасти остается приблизительно плоскою, как видно из сечения на фиг, III, при чем переход этих сечений, одно в другое, заканчивается формою, показанною на фиг. V.

Ребра Ь сообщают лопасти также и жесткость, препятствуют ее стремлению к выпрямлению в средней части, под действием центробежной силы, и могут быгь дополняемы распорками у (фиг. I, И и IX), принимающими на себя сжимающие усилия, которые могли бы вызвать сплющивание поверхности лопасти.

Каждая из этих распорок состоит из заклепки Л; проходящей через обе поверхности лопасти с надетою на нее трубкою l, при чем ме>нду головками заклепки и наружными поверхностями лопасти, а также между внутренними поверхностями последней и концами трубки помещаются шайбы иг, а.

Вместо описанного устройства, можно применять распорку, показанную на фиг. VII и VIII, в применении к ëîïàстям винта, показанным на фиг. I, II и IX; такие распорки располагаются в трех местах и состоят, каждая, из открытой на концах коробки w, две противоположные стороны которой прилегают к листам, образующим поверхности b, с лоп сти, и укреплены к ним заклепками и ; можно производить это укрепление и помощью припайки или приваривания.

При устройстве винтов оказалось. согласно данным автора, что во время процессов приваривания и нормализации происходят искривления металла, устранение которых для получения надлежащих форм крайне затруднительно.

В английском патенте ¹ 167120 того же автора описан способ устранения этих затруднений, состоящий в устройстве разреза на переднем или заднем листе лопасти, или же в каждом листе таковой, при чем в некоторых случаях эти разрезы прикрываются одною или несколькими металлическими полосками.

При этом металл лопастей может свободно расширяться и сжиматься при производстве упомянутых операций, благодаря чему не получается больших искривлений, или же их легко устранить.

Этот способ, согласно данным автора, страдает некоторыми неудобствами при производстве.

Предлагается, поэтому, видоизменение металлического винта, со"тоящее в том, что вместо продольных ребер h— передние или задние, или же оба листа лопасти (фиг. XIV, XV) снабжаются одним или несколькими продольными морщинами или желобками Ь„которые получаются прокаткою или прессованием и имеют двоякое назначение: упрочнить лопасть и уменьшить упомянутые искривления, при чем последние могут быть удовлетворительным образом выправлены, благодаря избытку металла, образуемого этими морщинами.

ПРЕДМЕТ ПАТЕНТЛ !

1. Пустотелый металлический винт, характеризующийся применением пустотелых металлических лопастей (фиг..I), состоящих из двух или нескольких спаянных или сваренных между собою листов (фиг. ХП и XIII) по линии двоякой кривизны а (фиг. II) и усиленных добавочными листами a (фиг. I, Ш, IV, Ъ ) и выступающими внутрь лопастей продольными ребрами l> (фиг. I, IЦ и IV), при чем для устранения прогиба листов применены цилиндрические у (фиг. I H VI) или коробчатые распорки пг> (фиг. 1 и VIII).

2. Видоизменение описанного в и. 1 передние или задние, или же оба листа металлического винта, отличающееся, лопасти (фиг. XIV, ХЧ), снабжены протем, что вместо продольных ребер Ь вЂ” i дольными желобками h,.