Устройство для программного управления и контроля хода шахтной подъемной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Устройство для программного управления и контроля хода шахтной подъемной машины относится к горнорудничному оборудованию и обеспечивает повышение надежности выполнения заданной программы. Устройство включает датчик 1 путевых импульсов , связанный через реверсивный счетчик 3 с одними из входов компаратора 9, на вторые входы которого поступают сигналы от блока 10 задания высоты подъема. В устройство входит постоянный запоминаю- Ш.ИЙ узел (ПЗУ) 4, связанный через дешифратор 5 и D-триггеры 7 с элементами 8 сигнализации. Выход компаратора 9 через элемент 11 памяти и управляемые генератор 15 и одновибратор 13, а также через коммутаторы 2 и 14 связан соответственно с управляющими входами счетчика 3 и ПЗУ 4. Запись в ПЗУ 4 производится по сигналам от блока 6 задания путевых команд. 1 ил. (Л питания ГчЭ со со со со ГчЭ
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1299932 А1
m 4 В 66 В 1 36
OllHCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3960342/11 (22) 03.10.85 (46) 30.03.87. Бюл. № 12 (71) Конотопский электромеханический завод «Красный металлист» (72) Н. П. Матвиенко, A. И. Марищенко и А. А. Белоцерковский (53) 621.876(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 622737, кл. В 66 В 1/24, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОГРАММНОГО УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ХОДА
ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ (57) Устройство для программного управления и контроля хода шахтной подъемной машины относится к горнорудничному оборудованию и обеспечивает повышение надежности выполнения заданной программы. Устройство включает датчик 1 путевых импульсов, связанный через реверсивный счетчик 3 с одними из входов компаратора 9, на вторые входы которого поступают сигналы от блока 10 задания высоты подъема. В устройство входит постоянный запоминающий узел (ПЗУ) 4, связанный через дешифратор 5 и D-триггеры 7 с элементами
8 сигнализации. Выход компаратора 9 через элемент 11 памяти и управляемые генератор 15 и одновибратор 13, а также через коммутаторы 2 и 14 связан соответственно с управляющими входами счетчика
3 и ПЗУ 4. Запись в ПЗУ 4 производится по сигналам от блока 6 задания путевых команд. 1 ил.
1299932
Изобретение относится к горнорудничным подъемникам и может быть использовано для управления и контроля хода шахтных подъемных машин.
Цель изобретения — повышение надежности.
На чертеже представлена функциональная схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 путевых импульсов, выходы которого соединены через первый коммутатор 2 со счетным и управляющим входами реверсивного счетчика 3 выходы которого подключены к входам запоминающего блока 4, выходы которого соединены с входами дешифратора 5 и с выходами блока 6 задания путевых команд.
Выходы дешифратора 5 подключены к управляющим D-триггерам 7, информационные входы которых соединены между собой и подключены к управляющему входу реверсивного счетчика 3. Выходы D-триггеров 7 соединены с элементами 8 сигнализации, а выходы реверсивного счетчика 3 — с одними входами компаратора 9, .вторые входы которого подключены к блоку 10 задания высоты подъема.
Выход компаратора 9 соединен с одним входом элемента 11 памяти, второй вход которого через второй (дополнительный) коммутатор 12 подключен к источнику питания. Один выход элемента 11 через управляемый одновибратор 13 и третий дополнительный коммутатор 14 соединен с входом записи программы в блок 4. Второй выход элемента 11 через управляемый генератор
15 и первый коммутатор 14 соединен с входом записи программы в блок 4. Второй выход элемента 11 через управляемый генератор 15 и первый коммутатор 2 подключен к счетному входу реверсивного счетчика 3, управляющий вход которого соединен через четвертый коммутатор 16 с источником напряжения питания.
Датчик l путевых импульсов предназначен как для определения направления движения сосуда шахтной подъемной машины, так и для выдачи дискретных сигналов с частотой, пропорциональной его скорости независимо от направления движения. При движении сосуда вниз от нулевой площадки на втором выходе датчика 1 путевых импульсов присутствует сигнал логической «1», а при движении вверх — сигнал логического «О».
Блок 4 предназначен для программирования и выдачи путевых команд по всей высоте подъема. На его выходе появляются двоичные запрограммированные сигналы, например, в двоичном нормальном коде, которые поступают на входы дешифратора 5.
Двоичные запрограммированные сигналы на выходе блока 4 соответствуют заданной путевой команде на данной высоте подъема.
Блок 4 представляет собой полупроводниковое постоянное запоминающее устройст5
55 во, выполненное, например, на микросхемах
К573РФ5, К573РФ6 и др.
Блок 6 задания путевых команд предназначен для задания в двоичном, например, нормальном коде путевых команд при программировании в блок 4 и может быть выполнен, например, на микропереключателях или программных переключателях.
Компаратор 9 предназначен для сравнения двоичных сигналов, поступающих с выхода реверсивного счетчика 3, с двоичными сигналами блока 10 задания высоты подъема и может быть выполнен, например, на микросхемах К561ИП2.
Блок 10 задания высоты подъема предназначен для задания в двоичном коде высоты подъемной установки, на которой производится программирование включения соответствующей путевой команды и может быть выполнен, например, на программных переключателях ПП8 и др.
Устройство работает следующим образом.
Перед использованием устройства для управления подъемной машиной производят программирование путевых команд в блок 4.
Для этого коммутатор 2 устанавливают в положение, в котором один его вход соединяет выход управляемого генератора 15 со счетным входом реверсивного счетчика 3, а другой — с выходом коммутатора 16. При этом коммутатор 16 устанавливается в положение «Сложение», а коммутатор 14 — во включенное состояние.
В блоке 10 набирают первое значение высоты, а в блоке 6 задания путевых команд — первую путевую команду, которая должна поступить через дешифратор 5 на синхронизирующий вход одного из Д-триггеров 7. Номер путевой команды, как правило, определяет и номер D-триггера 7, в который она записывается. Кратковременным включением коммутатора 12 переводят элемент 11 памяти в состояние, разрешаю. щее работу управляемому генератору 15. Импульсы с генератора 15 через коммутатор
2 поступают на счетный вход реверсивного счетчика 3, который начинает работать на сложение. При совпадении значения высоты подъема в реверсивном счетчике 3 с набранным значением высоты подъема в блоке 10 срабатывает компаратор 9. На его выходе появляется сигнал, переводящий элемент 11 памяти в состояние, которое запрещает работу генератора 15 и разрешает формирование импульса одновибратору 13.
Сформированный импульс с одновибратора 13 через коммутатор 14 поступает на вход записи программы в блок 4.
В блок 4 записывается информация о выдаче набранной путевой команды на заданной высоте подъема, о чем свидетельствует включение одного из D-триггеров 7 и загорание элемента 8, связанного с ним. Аналогично производится программирование последующих путевых команд на других вы1299932
Формула изобретения сотах подъема. В режиме программирования путевых команд в блок 4 четвертый коммутатор 16 находится в положении «Сложение», соответствующем движению подъемной машины от нулевой площадки вниз.
После программирования путевых команд в блок 4 на всей высоте подъема производится проверка правильности выдачи путевых команд и контроль работоспособности устройства при заторможенной машине. Для этого коммутатор 14 и все переключатели блока 6 задания путевых команд переводятся в выключенное состояние, а коммутатор" 16 — в положение «Вычитание», которое соответствует движению подъемной машины к нулевой площадке, т. е. вверх.
В блоке 10 задания высоты подъема набирают последнюю запрограммированную путевую команду. Путем кратковременного включения коммутатора 12 переводят элемент 11 памяти в состояние, разрешающее работу управляемому генератору 15, импульсы с которого через коммутатор 2 поступают на счетный вход реверсивного счетчика 3, который начинает работать на вычитание.
При совпадении значения высоты подъема в реверсивном счетчике 3 с набранным значением высоты подъема в блоке 10 срабатывает компаратор 9, который переводит элемент 11 памяти в состояние, запрещающее работу генератора 15, а следовательно, останавливает реверсивный счетчик 3 на высоте подъема, набранной в блоке 10.
На данной высоте подьема с разрядных выходов ПЗУ 4 через дешифратор 5 на вход соответствующего D-триггера 7 поступает сигнал, который приводит к его сбрасыванию в исходное нулевое состояние, так как на его информационном входе присутствует «0», поступающий с коммутатора 16.
Элемент 8 сигнализации, связанный с данным D-триггером 7, гаснет, что свидетельСтвует о снятии данной путевой команды при движении подъемной машины вверх.
Проверка работоспособности устройства при снятии следующих путевых команд во время имитации движения подъемной машины от нижнего горизонта к нулевой площадке производится аналогично.
Проверка работоспособности устройства при задании путевых команд и заторможенной машине производится аналогично работе устройства в режиме программирования. Разница состоит лишь в том, что при проверке работоспособности устройства коммутатор 14 и все переключатели в блоке 6 задания путевых команд устанавливаются в выключенное состояние.
Для работы устройства в режиме выдачи путевых команд при управлении подъемной установкой необходимо коммутатор 2 установить в положение, соединяющее выходы датчика 1 путевых импульсов с входами реверсивного счетчика 3, а коммутатор
14 и все переключатели блока 6 задания
55 путевых команд — в положение выключено.
При движении подъемной машины от нулевой площадки вниз с датчика 1 путевых импульсов через коммутатор 2 на входы реверсивного счетчика 3 поступают сигналы.
Реверсивный счетчик 3 начинает работать на сложение. С разрядных выходов блока 4 через дешифратор 5 на синхронизирующие входы D-триггеров 7 поступают сигналы на запрограммированных высотах подъема. В это время на информационных входах
D-триггеров 7 присутствует «1», что приводит к включению запрограммированных D-триггеров 7 и выдаче путевых команд на исполнительные механизмы привода шахтной подъемной машины.
При движении шахтной подъемной машины вверх к нулевой площадке на входы реверсивного счетчика 3 через коммутатор 2 с датчика 1 путевых импульсов также поступают сигналы. Только теперь на управляющий вход реверсивного счетчика 3 и информационные входы D-триггеров поступает сигнал «О», вследствие чего реверсивный счетчик 3 работает на вычитание. С разрядных выходов блока 4 через дешифратор 5 на синхронизирующие входы D-триггеров 7 поступают сигналы на запрограммированных высотах подъема, которые приводят в отключению последних и снятию путевых, команд с исполнительных механизмов привода шахтной подъемной машины.
Устройство для программного управления и контроля хода шахтной подъемной машины, содержащее датчик путевых импульсов, связанный с реверсивным счетчиком, дешифратор и подключенный к его входам запоминающий блок, блок задания путевых команд, коммутатор, связанный через управляемый генератор с входом реверсивного счетчика, триггер, индикаторы и источник питания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено подключенным одними входами к выходам реверсивного счетчика компаратором, блоком задания высоты подъема, подключенным к его другим входам, дополнительными коммутаторами и триггером, управляемым одновибратором и элементом памяти, вход записи.которого соединен с выходом компаратора, вход сброса через один из дополнительных коммутаторов связан с источником питания, один из выходов — с входом управляемого генератора, а другой через управляемый одновибратор и другой дополни тельный коммутатор — с управляемой шиной запоминающего блока, входы которого соединены с выходом реверсивного счетчика, а выходы дешифратора через триггеры подключены к цепи привода машины и индикаторам.