Способ изготовления обмотки полого цилиндрического якоря электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к производству электрических машин постоянного тока с безпазовым якорем и может быть использовано в электромашиностроении . Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет изготовления обмотки с тремя и более слоями. Перед укладкой слоев обмотки на оправку соединяют переходы между внутренними слоями, а после укладки обмотки на оправку соединяют переходы между наружнь1ми и внутренними слоями к , предварительное скрепление всех ело- . ев между собой. 3 ил. (О
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1300600
А1 (5D4 Н 02 К 15
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3973751/24-07 (22) 05.11.85 (46) 30.03.87. Бюл. Ф 12 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт электромеханики (72) О.П.Сидоров (53) 621.318.44 (088.8) (56) Патент Франции N -1281798, кл.Н 02 К 15/06, 1961.
Новости науки и техники. Машины постоянного тока с беспазовыми якорями. Проспект. M. Информэлектро, 1968. (54) СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБМОТКИ ПОЛОГО ЦИЛИНДРИЧЕСКОГО ЯКОРЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к производству электрических машин постоянного тока с безпазовым якорем и может быть использовано в электромашиностроении. Целью изобретения является расширение технологических возможностей за счет изготовления обмотки с тремя и более слоями. Перед укладкой слоев обмотки на оправку соединяют переходы между внутренними слоями, а после укладки обмотки на оправку соединяют переходы между наружными и внутренними слоями n,, предварительное скрепление всех сло- . ев между собой. 3 ил.
1 1300600 2
Изобретение относится к производству электрических машин постоянного
I тока с беспазовым якорем и может быть использовано в электромашиностроении.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет изготовления обмотки с тремя и более слоями, На фиг,l показана последовательность соединения полусекций 4-слойной обмотки; на фиг.2 — секция 6слойной обмотки; на фиг.3 — вариант выполнения многослойной обмотки в виде секций волновой обмотки.
Изготовление многослойной обмотки полого цилиндрического якоря осуществляют следующим образом (фиг.l);
Сначала изготавливают печатную или штампованную плоскую заготовку каждого слоя обмотки на тонкой гибкой Изоляционной подложке. Многослойная обмотка может быть выполнена из сочетания секций волновой и петлевой обмотки. При этом наиболее .удобно выполнять наружные слои в ви,це полусекций волновой обмотки, а внутренние — в виде полусекпий петлевой обмотки. Возможно выполнять многослойную обмотку и в виде секций волновой обмотки (фиг.3). Затем на плоскости соединяют сваркой или пайкой переходы между внутренними слоями, при этом шаг по проводникам в зоне переходов выполняют для всех внутренних слоев, равным
> 0ср и
N где Р, — средний диаметр якоря,мм; п — число слоев;
N — число проводников якоря.
Затем укладывают последовательно на оправку первый слой обмотки (наружный) . На него накладывают предварительно соединенные на плоскости внутренние слои обмотки и последний наружный слой, после чего соединяют сваркой или пайкой переходы между наружными и внутренними слоями, и предварительно скрепляют все слои обмотки между собой, например, лаком или клеем.
При соединении наружных слоев обмотки с внутренними на оправке шаг по переходам выбирают различным для каждого слоя с учетом расположения каждого слоя на своем диаметре.
Затем удаляют оправку и окончательно скрепляют обмотку, например склейкой или пропиткой слоев обмотки компаундом с образованием жесткого полого якоря. Для повышения жесткости полый цилиндрический якорь можно снаружи бандажировать стеклянной нитью или лентой, обладающей высокой гигроскопичностьй. После этого подсоединяют обмотку к коллектору. Так как число проводников в каждом слое многослойной обмотки выбирают обычно максимальным исходя из возможности размещения, то в такой обмотке к коллектору целесообразно подключать не все слои нз-за технологических ограничений по количеству коллекторных пластин. Так, например, в 4-слойной обмотке (фиг.1,3) к коллектору достаточно подсоединить переход (1-4),, а в 6-слойной обмотке (фиг.2) переход (1-6) .
Наиболее оптимальное число слоев обмотки — 4 слоя. В этом случае возможно увеличить мощность в тех же габаритах по сравнению с 2-. слойной обмоткой примерно в 1,5 раза. Выполнение 6- и8-слойных обмоток технологически более сложно.
Использование предлагаемого способа изготовления обмотки полого цилиндрического якоря по сравнению с известными способами и прототипом позволяет получить многослойную бескаркасную обмотку для полого цилиндрического якоря и тем. самым увеличить мощность электрической машины в тех же габаритах.
Как показывают расчеты, при замене двухслойной печатной обмотки на четырехслойную мощность может быть увеличена примерно в 1,5 раза, а маховой момент якоря из-за устранения опорного цилиндра уменьшается на
10 — 20 .
Устранение опорного цилиндра повышает быстродействие и улучшает теплоотдачу за счет увеличения поверхности охлаждения якоря.
Формула изобретения
Способ изготовления обмотки полого цилиндрического якоря электрической машины, заключающийся печатной штампованной плоской заготовки каждого слоя обмотки, укладка слоев обмотки на оправку, скреплении слоев между собой и соединении
1300600 (1-Ф) (И) М) (g-ä) 4 СПдй
5спии
8 пппб
1ся
ЯСП
JСП
Фие. Я
ЯеЯ
Фиг.3
Составитель И.Белая
Техред Л.Сердюкова
Редактор Н.Киштулинец
Корректор Л. Пилипенко
Заказ 1157/54 Тираж 661 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðoä, ул.Проектная, 4 переходов между слоями, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет изготовления обмотки с тремя и более слоями, перед уклад- 5 кой слоев обмотки на оправку осуществляют соединение переходов между внутренними слоями, а после укладки обмотки на оправку — соединение переходов между наружными и внутренними слоями и предварительное скрепление всех слоев между собой.