Земляное полотно вдольтрассовой дороги на вечномерзлом грунте

Реферат

 

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано преимущественно при сооружении вдольтрассовых дорог на вечномерзлом грунте. Целью изобретения является повышение устойчивости и эксплуатационной надежности земляного полотна. Земляное полотно включает основную насыпь 2 и дополнительную насыпь 3, в которой размещены трубопроводы и примыкающие к дополнительной насыпи упорные грунтовые призмы 5, в основании которых размещены полосы из теплоизоляционного материала, причем дополнительная насыпь выполнена из торфа. 2 ил.

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано преимущественно при сооружении вдольтрассовых дорог на вечномерзлом грунте. Целью изобретения является повышение устойчивости и эксплуатационной надежности земляного полотна. На фиг.1-2 схематично изображено описываемое земляное полотно. Земляное полотно вдольтрассовой дороги на вечномерзлом грунте 1 включает основную насыпь 2 и примыкающую к ней дополнительную насыпь 3 с размещенными внутри нее трубопроводами 4, причем дополнительная насыпь снабжена упорными грунтовыми призмами 5, размещенными по длине земляного полотна на расстоянии одна от другой. Земляное полотно снабжено теплоизоляционными прослойками 6 и 7, первая из которых размещена между основной и дополнительной насыпями, а вторая между дополнительной насыпью и упорными грунтовыми призмами и имеет в основании теплоизоляционную прослойку 8, выполненную в виде отдельных расположенных соосно грунтовым призмам полос, защемленных одним концом в теле основной насыпи, а другим в основаниях грунтовых призм, причем трубопроводы уложены поверх полос, а дополнительная насыпь 3 выполнена из торфа. Земляное полотно сооружают следующим образом. Вначале на поверхность вечномерзлого грунта 1 отсыпают выравнивающий слой из минерального грунта (на чертеже не показан) на всю ширину основания земляного полотна. Затем на поверхность выравнивающего слоя в листах, соосных с местами размещения грунтовых призм 5, укладывают полосы теплоизоляционной прослойки 8, после чего производят отсыпку основной насыпи 2 и упорных грунтовых призм 5. Расстояние между упорными грунтовыми призмами определяют расчетом из условия допустимой величины прогиба трубопровода. Затем на поверхность выравнивающего слоя и теплоизоляционные полосы укладывают трубопроводы 4, а на откосные части основной насыпи 2 и грунтовых призм, обращенные к трубопроводам, укладывают теплоизоляционные прослойки 6 и 7, после чего отсыпают дополнительную насыпь 3 из торфа. Принцип работы конструкции состоит в следующем. В процессе эксплуатации трубопроводов вокруг них образуется ореол оттаивания грунта, что приводит к неравномерной осадке вечномерзлого грунта по длине трубопроводов. Однако благодаря защемлению полос из теплоизоляционного материала в основной насыпи и в грунтовых призмах неравномерная осадка трубопроводов исключается. При необходимости для улучшения степени заанкерования полос в теле основной насыпи и в грунтовых призмах в выравнивающем слое до укладки полос в зоне размещения основной насыпи и грунтовых призм делают продольные углубления или на поверхность выравнивающего слоя укладывают продольные элементы, например бревна, балки и т.п. Применение описываемой конструкции позволяет повысить устойчивость и эксплуатационную надежность земляного полотна и исключить неравномерную осадку и деформацию размещенных внутри него трубопроводов.

Формула изобретения

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ВДОЛЬТРАССОВОЙ ДОРОГИ НА ВЕЧНОМЕРЗЛОМ ГРУНТЕ, включающее основную насыпь и примыкающую к ней дополнительную насыпь с размещенным внутри нее по крайней мере одним трубопроводом и теплоизоляционные прослойки, расположенные между основной и дополнительной насыпями и в их основаниях, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости и эксплуатационной надежности земляного полотна, дополнительная насыпь снабжена упорными грунтовыми призмами, размещенными по длине земляного полотна на расстоянии одна от другой, а теплоизоляционная прослойка, расположенная в основаниях насыпей, выполнена в виде отдельных расположенных соосно грунтовым призмам полос, защемленных одним концом в теле основной насыпи, а другим в основаниях грунтовых призм, причем трубопровод уложен поверх полос, а дополнительная насыпь выполнена из торфа, и между дополнительной насыпью и упорными грунтовыми призмами размещены дополнительные теплоизоляционные прослойки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Номер и год публикации бюллетеня: 36-2000

Извещение опубликовано: 27.12.2000