Роторная машина объемного расширения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧКСКИХ
РЕСПУБЛИК (5g 4 F О1 С 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTQPCHQMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3329608/25-06 (22) 31.07.81 (46) 07.04.87. Бюл. № 13 (7I) Институт механики машин АН ГССР (72) С. А. Джаноян, А. И. Майсурадзе, Б. P. Мазанишвили, П. Ш. Кумсиашвили и Н. И. Николашвили (53) 621.437 (088.8) (56) 1. Патент США № 3250260, кл. 123-8.45, опублик. 1966. (54) (57) РОТОРНАЯ МАШИНА ОБЪЕМНОГО РАСШИРЕНИЯ, содержащая корпус с периферийной и торцовыми поверхностями, последние из которых снабжены замкнутыми направляющими канавками, ротор с жестко связанными с ним торцовыми диска„„SU„„1301987 А1 ми, причем ротор и диски снабжены радиальными прорезями, лопасти, установленные в прорезях ротора и снабженные цапфами. размещенными в прорезях торцовых дисков, и ролики, установленные по два на каждой цапфе, причем по меньшей мере один ролик из каждой пары размещен в направляющей канавке торцовой поверхности корпуса, отличающаяся тем, что, с целью исключения перекосов лопастей, торцовые диски снабжены направляющими пазами, в которых размещены другие ролики из каждой пары, а ротор снабжен цилиндрическими расточками, выполненными в теле ротора в плоскости перпендикулярной плоскости радиальной прорези, и в них установлены опорные катки, контактирующие с верхней частью лопасти.
1301987
1 дд
Риг.2
Составитель С. Калачева
Редактор А. Сабо Техред И. Верес Корректор И. Эрдейи
Заказ 942/33 Тираж 482 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным машинам объемного расширения, и может быть использовано в качестве силовой установки.
Известна роторная машина объемного расширения, в частности двигатель внутреннего сгорания, содержащая корпус с периферийной и торцовыми поверхностями, последние из которых снабжены замкнутыми направляющими канавками, ротор с жестко связанными с ним торцовыми дисками, причем ротор и диски снабжены радиальными прорезями, лопасти, установленные в прорезях ротора и снабженные цапфами, размещенными в прорезях торцовых дисков, и ролики, установленные по два на каждой цапфе, причем по меньшей мере один ролик из каждой пары размещен в направляющей канавке торцовой поверхности кс1рпуса (11.
Недостатком известной машины является возможность перекоса лопастей в прорезях ротора из-за отсутствия непосредственной связи роликов лопастей с ротором, а также из-за перемещения лопастей в прорезях ротора с контактом по плоским поверхностям при наличии зазоров между этими поверхностями.
Цель изобретения — исключение перекосов лопастей.
Для достижения указанной цели торцовые диски снабжены направляющими пазами, в которых размещены другие ролики из каждой пары, а ротор снабжен цилиндрическими расточками, выполненными в теле ротора в плоскости, перпендикулярной плоскости радиальной прорези, и в них установлены катки, контактирующие с верхней частью лопасти.
На фиг. 1 изображена роторная машина объемного расширения, поперечный разрез; на фиг. 2 — то же, продольный разрез.
Роторная машина объемного расширения содержит корпус 1 с периферийной поверхностью 2, крышки 3 корпуса 1 с торцовыми поверхностями 4, в которых выполнемы замкнутые направляющие канавки 5, ротор 6 с жестко связанными с ним торцовыми дисками 7, причем ротор 6 и диски 7 снабжены радиальными прорезями 8 и 9, лопасти 10, установленные в прорезях 8 и снабженные
15 цапфами 11, размещенными в прорезях 9, и ролики 12 и 13, установленные по два на каждой цапфе 11, причем ролик 12 размещен в направляющей канавке 5, а ролик 13— в направляющем пазу 14, выполненном в
2О торцовом диске 7.
Ротор 6 снабжен цилиндрическими расточками, которые выполнены в нем в плоскости, перпендикулярной плоскости радиальной прорези 8, и в них установлены опорные катки 15, контактирующие с верхней частью
25 лопасти 10.
Машина работает обычным образом, при этом ролики 12 и 13, а также опорные катки 15, взаимодействуя с направляющими канавками 5, пазами 14 и лопастями 10, обеспечивают перемещение лопастей 10 в прорезях 8 без перекосов и с пониженными механическими потерями, так как трение качения заменяется трением скольжения.