Фрикционная передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к фрикционным передачам . Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем стабилизации частоты вращения ведомого вала. Фрикционная передача содержит ведущий и ведомый валы 1 и 5 , на которых установлены ведущий и ведомый диски 2 и 6, фрикционно связанные между собой. Ведомый диск 6 установлен на ведомом валу 5 с возможностью осевого перемещения вдоль него, а его ось перпендикуляр« (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СО(.Ц4АЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 > 16 Н "5/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H ASTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3934029/25-28 (22) 05.06.85 (46) 07.04.87. Бюл. 1Ф 13 (71) остовский-на-Дону завод-втуз при Заводе Ростсельмаш" — филиал

Ростовского-на-Дону института сельскохозяйственного машиностроения (72) Л.М. Алотин, В.Ф. Керас, А.И,Чебан, В.И. Шарко и М.П. Шишкарев (53) 621.833(088.8) (56) Пронин Б.А., Ревков Г.А. Бесступенчатые клиноременные и фрикционные передачи. — М.: Машиностроение, 1980, :с. 216, рис. 118. (54) ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным передачам. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем стабилизации частоты вращения ведомого вала. Фрикционная передача содержит ведущий и ведомый валы l и 5, на которых установлены ведущий и .ведомь1й диски 2 и 6, фрикционно связанные между собой. Ведомый диск 6 установлен на ведомом валу 5 с возможностью осевого перемещения вдоль него, а его ось перпендикуляр1302050 за а С на оси ведущего вала 1. На ведущем валу i размещен гидроцилиндр 7 с подпружиненным пружиной 10 плунжером. С плунжером взаимодействуют посредством чашеобразного опорного элемента 8 центробежные массы, выполненные в виде шариков 9. Гидроцилиндр 7 гидравлически связан с другим гидроцилиндром, гильза 14 которого взаимодейст- . вует с торцовой поверхностью ведомо„го диска 6. Ведомый диск 6 подпруИзобретение относится к машино-. строению, а именно к фрикционным передачам, и может быть использовано, например, в многоприводных конвейерных установках, требующих синхрониза- 5 ции частоты вращения приводов.

Цель изббретения — улучшение эксплуатационных характеристик передачи путем стабилизации частоты вращения ведомого вала при колебаниях частоты вращения ведущего вала.

На чертеже изображена схема фрикционной передачи.

Фрикционная передача состоит из ведущего вала 1 и жестко закреплен15 ного на нем (не показано) ведущего диска 2, нажимного вала 3 и укрепленного на нем нажимного диска 4. Ось ведомого вала 5 перпендикулярна осям валов 1 и 3. На ведомом валу 5 с воз-

?О можностью осевого перемещения установле 1 ведомый диск 6, фрикционно связанный с ведущим и нажюлным дисками 2 и 4.

На ведущем валу 1 размещен гидроцилиндр 7, плунжер которого выполнен с опорным элементом 8. Опорный эле— мент 8 установлен с возможностью осевого перемещения вдоль вала 1 и ох30 ватывает центробежные массы, выполненные, например, в виде шариков 9, размещенных вокруг ведущего вала 1.

Плунжер гидроцилиндра 7 подпружинен пружиной 10 ° Рабочая полость гидроцилиндра 7 сообщается с вращающейся гидрЬмуфтой 11, которая посредством гидромагистрали 12 соединена с вторым гидроцилиндром, установленным соосно ведомому валу 5. Поршень 13 второго гидроцилиндра закреплен на важинен возвратной пружиной 16, имеющей переменную жесткость. При колебаниях частоты вращения ведущего вала изменяются и центробежные силы, возникающие в результате вращения шариков 9, взаимодействующих с опорным элементом 8 плунжера гидроцилиндра 7, что в результате приводит к перемещению ведомого диска 6, а следовательно, к стабилизации частоты вращения ведомого вала 5. 2 з,п. ф-лы, 1 ил. лу 5 неподвижно, а гильза 14 второго гидроцилиндра взаимодействует с торцовой поверхностью ведомого диска 6 посредством упорного подшипника 15.

На другую торцовую поверхность ведомого диска 6 воздействует возвратная пружина 16.

При выполнении центробежных масс в виде шариков 9 для изменения частоо ты вращения ведомого диска 6 пропорционально изменению частоты вращения ведущего диска 2 поверхность опорного элемента 8, взаимодействующая с шариками 9, выполнена в виде чаши, а кривая, очерчивающая поверхность чаши, описывается уравнением где Дг — радиальное перемещение шариков 9, соответствующее изменению частоты вращения ли ведущего диска;

5x — деформация возвратной пружины 16„ соответствующая изменению частоты вращения

gn ведущего диска;

G — суммарный вес шариков 9;

С вЂ” жесткость возвратной пружины 16;

g — ускорение силы тяжести.

Для сохранения постоянной осевой составляющей L .íòðîáåæíîé силы шариков 9 можно одну из пружин передачи, например возвратную пружину 16, выполнить имеющей переменную жесткость, которая определяется соотношением С=С (Х, где С вЂ” начальная

Формула и з о б р е т е н и я

1. Фрикционная передача, содержащая ведущий и нажимной диски с соот,ветствующими валами, фрикционно связанный с этими дисками и установленный с возможностью осевого перемещения ведомый диск с валом, ось которого перпендикулярна осям валов ведущего и нажимного дисков, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем стабилизации частоты вращения ведомого диска, она снабжена двумя сообщенными между собой гидроцилиндрами, плунжер первого из которых подпружинен, а подвижный элемент второго взаимодействует с торцовой поверхностью ведомого диска, и размещенными вокруг ведущего вала инерционными массами, взаимодействующими с подпружиненным плунжером посредством охватывающего их и прикрепленного к плунжеру опорного элемента, установленного с возможностью осевого перемещения вдоль ведущего вала.

2. Фрикционная передача по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена возвратной пружиной переменной жесткости, взаимодействующей с торцовой поверхностью ведомого диска.

3. Фрикционная передача по п.1, отличающаяся тем, что инерционные массы выполнены в виде шариков, а опорный элемент — в виде чаши.

Составитель А. Жук

Редактор О. Бугир Техред Н.Глущенко Корректор M. Шароши

Заказ 1202/37 Тираж 812 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 130205 жесткость пружины; Х вЂ” осевая деформация пружины.

Фрикционная передача работает следующим образом.

При разгоне ведущего вала 1 с дис- 5 ком 2 до номинальной частоты вращения шарики 9 под действием центробежной силы смещаются в радиальном направлении, перемещая опорный элемент

8 с плунжером гидроцилиндра 7 влево 10 (по чертежу) и сжимая пружину 10.

При этом жидкость, вытесняемая из рабочей плоскости первого гидроцилиндра 7, через гидромуфту 11 и гидромагистраль 12 нагнетается в рабочую 15 полость второго гидроцилиндра. Гильза 14 второго гидроцилиндра вместе с ведомым диском 6 перемещается вдоль вала 5 в направлении к оси вращения ведущего вала 1, сжимая при этом воз-20 вратную пружину 16. По достижении ведущим валом номинальной частоты вращения система приходит в равновесие и частота вращения ведомого диска 6 соответствует частоте вращения ведущего диска 2.

При увеличении частоты вращения ведущего вала 1 сверх номинальной центробежная сила шариков возрастает и равновесие системы нарушается. В 30 соответствии с этим происходит дополнительное осевое перемещение ведомого диска 6, он перемещается на меньший радиус контакта с дисками 2 и 4.

Вследствие этого линейная скорость в 35 зоне контакта дисков сохраняется постоянной, соответствующей номинальной частоте вращения ведущего вала 1.

Если частота вращения ведущего вала 1 становится меньше номинальной, 40 то равновесие системы также нарушается вследствие уменьшения центробежной силы шариков 9. Ведомый диск 6 под действием возвратной пружины 16 перемещается вверх, благодаря чему 45 линейная скорость в зоне контакта фрикционных дисков сохраняется пос0 4 тоянной, соответствующей номинальной частоте вращения ведущего вала 1 и соответственно ведущего диска 2.

Варьируя величинами площадей плунжера первого гидроцилиндра 7 и поршня 13 второго гидроцилиндра, можно добиться требуемой чувствительноети механизма передачи к изменению частоты вращения ведущего диска.