Статор горизонтальной электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока с термореактивной изоляцией обмотки статора. Цель изобретения - снижение трудоемкости изготовления и повышение надежности. Статор электрической машины содержит сердечник 7, установленный с радиальным зазором в корпусе 1 на продольных ребрах 4, расположенных ниже центра тяжести сердечника. На ребре 2 корпуса 1 установлена продольная шпонка 13, заходящая в паз сердечника 7. Сердечник зафиксирован в корпусе в осевом направлении в средней своей части посредством планок 14, закрепленных на ребрах 4 и заходящих в радиальный вентиляционный канал сердечника . При нагреве статора во время работы электрической машины это позволяет сердечнику свободно удлиняться относительно корпуса в обе стороны от середины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил. с (Л со о ГчЭ ОЭ

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (SD 4 Н 02 К 1/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPbITHA (21) 3748520/24-07 (22) 19.04.84 (46) 07.04.87. Бюл. Р 13 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт тяжелого электромашиностроения Завода "Сибэ 1ектротяжмаш" (72) К.Н..Масленников, В.П.Павлов и Ц.В.Аргунов (53) 621.313.04 (088.8) (56) Алексеев А.Е. Конструкция электрических машин. — M.: Госэнергоиздат, с.367.

Круг К.А. Бесколлекторные асинхронные двигатели. — Л.: Кубуч, 1928, приложение, табл. III

Аргунов 10.B. и др. Асинхронные двухполюсные двигатели серии АТ 2.—

Сб. Проектирование и производство крупных электрических машин. — Новосибирск.: Зам.Сиб. кн. изд-во, 1973, с. 20-38 .

„„SU„„1302379 А 1 (54) СТАТОР ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРИ ЧЕСКОЙ МАНИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в электрических машинах переменного тока с термореактивной изоляцией обмотки статора. Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления и повышение надежности. Статор электрической машины содержит сердечник"7, установленный с радиальным зазором в корпусе 1 на продольных ребрах 4, расположенных ниже центра тяжести сердечника. На ребре 2 корпу" са 1 установлена продольная шпонка

13, заходящая в паз сердечника 7. Сердечник зафиксирован в корпусе в осевом направлении в средней своей части посредством планок 14, закрепленных на ребрах 4 и заходящих в радиальный вентиляционный канал сердечни1 ка. При нагреве статора во время работы электрической машины это позволяет сердечнику свободно удлиняться относительно корпуса в обе стороны от середины. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

13023

Изобретение относится к электромашиностроению, а более конкретно к устройству статора преимущественно крупных горизонтальных электрических машин переменного тока с термореактивной изоляцией обмотки статора.

Цель изобретения — снижение трудоемкости изготовления и повышение надежности.

На фиг.i показан статор, попереч- io ное сечение; на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1 на фиг.3 — узел Т на фиг.1.

Корпус 1 статора по ребрам 2 — 4 проточен для посадки сердечника ста- 1,5 тора с обмоткой, причем диаметр проточенной поверхности 5 выполнен большим, чем диаметр поверхности 6 сердечника 7 статора. Поперечные стенки

8 и 9 корпуса 1, расположенные на дли-20 не сердечника 7, проточены до диаметра поверхности 10, большего, чем диаметр "посадочной" поверхности 5, на величину, не меньшую, чем удвоенная величина вертикального перемещения сердечника 7 в корпусе 1 от оси поверхности 5 до упора в продольные ребра 4. Вертикальное- расстояние от центра тяжести сердечника 7 до ребер 4 выбрано таким, чтобы при действии на ЗО сердечник 7 любых сил, например, сил инерции при транспортировании электрической машины, момент от этих сил относительно ребер 4 не превышал мо— мента относительно этих же ребер, создаваемого массой сердечника 7.

Поскольку при изготовлении сердечника 7, особенно при большей его длине, не может быть обеспечена идеаль-, ная прямолинейность образующей его наружнбй поверхности, целесообразно при проточке корпуса 1 по ребрам 24 выполнять в средней части корпуса 1 углубление 11, чтобы сердечник гарантированно опирался на ребра 4 своими торцовыми частями, как минимум, в четырех точках.

Для предлагаемой конструкции корпуса 1 (фиг.1) продольное ребро 12, лежащее ниже опорных ребер 4, должно быть отнесено за поверхность 10 корпуса 1, чтобы сердечник 7 не мог его касаться.

На ребре 2 корпуса 1 установлена продольная шпонка 13, заходящая в аналогичный паз сердечника 7. Фиксация последнего относительно корпуса

1 в осевом направлении обеспечивается планками 14, закрепленными на реб79 2 рах 4 и заходящими в радиальный вентиляционный канал 15 сердечника

Для фиксации сердечника 7 относительно корпуса 1 от поворота и в осевом направлении могут использоваться и иные конструктивные решения.

По предлагаемой конструкции статора сердечник 7 установлен в корпус 1 без подогрева последнего за счет радиального зазора между корпусом и сердечником, Сердечник 7 лежит на ребрах 4 корпуса 1. Поскольку сердечник

7 ниже ребер 4 не касается других элементов корпуса 1, обеспечено определенное положение его в корпусе, Будучи расположенным в корпусе 1 с радиальным зазором и зафиксированным относительно корпуса 1 в осевом направлении в средней своей части сердечник 7 при работе машины, нагре веясь, свободно удлиняется в обе стороны от середины и также свободно возвращается в исходное состояние при охлаждении, Эксцентриситет сердечника 7 относительно поверхности 5 корпуса 1 несущественен, так как при сборке крупных электрических машин равномерность воздушного зазора между ротором и статором электрической MBGIHHbl обеспечивается выставкой на регулировочных прокладках либо корпуса статора, либо стояковых подшипников, либо того и другого одновременно.

Предлагаемая конструкция статора может быть использована и в электрических машинах со щитовыми подшипниками. В данном случае упомянутый эксцентриситет сердечника 7 относительно поверхности 5 корпуса 1 может быть исключен, например, путем установки между сопрягаемыми поверхностями сердечника 7 и корпуса 1 дистанционных прокладок 16 (фиг.3) толщиной, равной половине разности диаметров поверхности 5 корпуса 1 и сердечника 7. При этом конструктивно иначе могут быть выполнены соприкасающиеся поверхности сердечника 7 и корпуса 1, в частности при традиционной цилиндрической поверхности корпуса поверхности сопряжения е. о с сердечником могут быть выполнены в виде специальных планок, закрепленных либо к корпусу, либо к сердечнику или же в виде выступов на сердечнике, полученных при штамповк статорных листов,и т.п.

13023

Риг.2

Составитель А.Кузьмин

Техред Л.Олейник Корректор С.Шекмар

Редактор И.Дербак

Тираж 661 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5

Заказ 1221/53

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная,4, Выполнение посадки сердечника в корпус с гарантированным радиальным зазором позволяет отказаться от нагрева корпуса статора, что значительно улучшает условия труда, исключает затраты энергии на нагрев корпуса и, тем, самым, уменьшает затраты на изготовление статора, а вместе с фиксацией сердечника в средней его части обеспечивает сердечнику свободу 10 симметричного в обе стороны от середины расширения в осевом направлении относительно корпуса статора при нагреве электрической машины и возврат в исходное состояние при охлаждении 15 электрической машины и, кроме того, обеспечивает возможность легко извлекать сердечник статора с обмоткой из корпуса при необходимости, например, ремонта обмотки статора. 20

Кроме того, повышается эксплуатационная надежность статора и электриI ческой машины в целом, так как при нагреве статора во время работы сер25 дечник имеет возможность свободно удлиняться относительно корпуса в обе стороны от середины, а при охлаждении возвращаться в исходное состояние, 79 4 не испытывая препятствий" со стороны корпуса.

Формула изобретения

1. Статор горизонтальной электри ческой машины, содержащий сердечник, пропитанный и запеченный вместе с обмоткой, корпус, элементы фиксации сердечника в корпусе, включающие продольную шпонку, закрепленную в верхней части корпуса, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и повышения надежности, сердечник установлен в корпусе с зазором и сопряжен с двумя продольными ребрами, прикрепленными к корпусу и расположенными симметрично относительно вертикальной оси ниже центра тяжести сердечника, при этом сердечник соединен с корпусом посредине.

2. Статор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что сердечник сопряжен с продольными ребрами в торцовых частях.

3. Статор по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что между сердечником и продольными ребрами установлены дистанционные прокладки.