Способ приработки цилиндрических и конических зубчатых передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обработке зубчатых колес. Цель изобресгения - расширение технологических возможностей за счет приработки зубчатых передач, у которых шаг ведущих колес больше шага ведомых. Приработку цилиндрических и конических зубчатых передач осуществляют при ступенчатом нагружении с вьщержкой на каждой ступени в условиях сухого трения при оптимальных скоростях скольжения . Б передачах, для которых разность основных шагов.зацепления веи ведомых зубчатых колес ступеней больше нуля, приработку необходимых боковых поверхностей зубьев производят при положении, когда выходной вал передачи является ведущим , а входной - ведомым, при этом валы должны вращаться с разными по величине числами оборотов, но в противоположном направлении, что обеспечивает контакт боковых ловерхностей зубьев, подлежащих обработке. 3 ил. i (Л С W о со оо о о Го

СОК)З СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (50 4 В 23 F 23 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И ABTOPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (61) 917979 (21) 3902847/25-08 (22) 05. 06. 85 (46) 15.04. 87. Бюл. У 14 (71) Брянский завод дорожных машин им. 50-летия Великого Октября и Брянский филиал Московского гидромелиоративного института (72) Н.M.Çÿòüêoâ, 10.А.Пугачев и В.В.Подстрелов (53) 621.924.6-621.833.15 (088.8) (56) Марков Н.Н., Гуцин В.Г. Влияние погрешности шага зацепления на плавность работы прямозубой цилиндрической передачи, — Вестник машиностроения, 1983, tt- 1, с. 14-17.

Авторское свидетельство СССР

N9 917979, кл. В 23 F 23/00, 1979. (54) СПОСОБ ПРИРАБОТКИ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ

И КОНИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к обра„,SU„1303300 А 2 ботке зубчатых колес. Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет приработки зубчатых передач, у которых шаг ведущих колес больше шага ведомых. Приработку цилиндрических и конических зубчатых передач осуществляют при ступенчатом нагружении с выдержкой на каждой ступени в условиях сухого трения при оптимальных скоростях скольжения. В передачах, для которых разность основных шагов зацепления ведущих и ведомых зубчатых колес ступеней больше нуля, приработку необходимых боковых поверхностей зубьев производят при положении, когда выходной вал передачи является ведущим, а входной — ведомым, при этом валы должны вращаться с разными по величине числами оборотов, но в противоположном направлении, что обеспечивает контакт боковых поверхностей зубьев, подлежащих обработке. 3 ил.

1303300

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам обработки зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем приработки зубчатых передач, у которых шаг ведущих зубчатых колес больше шага ведомых.

На фиг.1 представлена схема прирабатываемой зубчатой передачи; на фиг.2 — схема пересопряжения зубьев колес ступеней передачи для случая, когда Р -P o 0 и ведущим является в м входной вал; на фиг.3 — схема пересопряжения зубьев передачи., показанной на фиг.2, при вращении колес в обратную сторону, когда ведущим является выходной вал.

По основному авт.св. Р 917979 известен способ приработки цилиндрических и конических зубчатых передач, который осуществляется при ступенчатом нагружении последних с выдержкой на каждой ступени в условиях сухого трения при оптимальных скоростях скольжения в диапазоне 0,047-0,83 м/с.

При приработке многоступенчатых передач число оборотов шестерки быстроходной ступени определяют по зависимости:

2300 и « ---- об/мин, .Я, где n — число оборотов шестерни

М быстроходной ступени зубчатой передачи;

d — максимальный диаметр высту.— а пов зубьев шестерни быстроходной ступени, мм.

Однако в определенных условиях имеют место относительная длительность приработки и возможность снижения качества приработки,- заключающегося в повышенном износе некоторых участков эвольвентных боковых поверхностей прирабатываемых зубьев.

Основные шаги зубчатых колес 1-8 прирабатываемой передачи соответственно Р,, Рв,...,Рв,Рв . Колеса 1 и 5 находятся на промежуточном валу, а колеса 4 и 8 — на выходном (ведомом) валу передачи. Так как зубчатые колеса в действительности имеют отклонения от идеальных размеров, то основной mar зацепления у каждого колеса имеет свое значение.

f0

f5

Допустим что Рв — p ) 0

Рв — P i 0. В этом случае согласно вв теории зацепления имеет место кромочный контакт зацепления колес и 2, 3 и 4 на выходе зубьев из зацепления, сопровождаемый серединным ударом зубьев при входе в зацепление.

Основным требованием теории зацепления является равенство основных шагов зацепляющих колес. Поэтому при приработке необходимо получить износ сопрягаемых зубьев в зоне I кромочного контакта (фиг.2). Однако при возникновении серединного удара его дополнительная сила складывается с основной (полезной) нагрузкой и приводит к повышению износа эвольвентных боковых поверхностей зубьев, входящих в зацепление в зоне II. Этот дополнительный нежелательный износ эвольвентных профилей в зоне ТХ зу,бьев может обусловливать дополнитель. ные динамические нагрузки у приработанной передачи из-за искажения

5 эвольвентного профиля. Аналогичная картина износа при приработке возникает и в зацеплении колес 3 и 4 (фиг. 1 У при Р, -Р „ О.

С целью исключения нежелательного износа эвольвентных профилей в зоне

II зубьев необходимо чтобы выходной вал был ведущим, а входной — ведомым, при этом валы вращаются с равными по величине числами оборотов, как при приработке по способу-прототипу, но в противоположном направлении при контакте боковых поверхностей зубьев, требующих приработки. В этом случае

40 ведущие зубчатые колеса становятся ведомыми, а ведомые — ведущими и разность основных шагов ведущих и ведомых колес меньше нуля, т.е. P -Рв 0 вz е и Р— .Рв. а0.

Такое положение согласно теории зацепления сопровождается кромочным контактом сопрягаемых профилей, входящих в зацепление зубьев в зоне (фиг.3), и кромочным ударом в этой же зоне. В этом случае сила кромочного удара складывается с основной (полезной) нагрузкой и приводит к повышенному износу зубьев в требуемой

3oHe I, оставляя без искажения эвольвентные боковые профили зубьев выходящей из зацепления .пары в зоне II.

Аналогичная картина приработочного износа возникает и при зацеплении колес 3 и 4 (фиг.1).

1303300 крутящим моментом, а выходной вал передачи в этом случае должен быть ведущим и вращаться с числом оборотов

Способ приработки может быть реализован следующим образом.

Собран ную в рабочем корпусе передачу (редуктор, коробка передач или трансмиссии) устанавливают на стенд.

Для установленной на стенде передачи необходимо знать величины основных шагов зацепления для каждого зубчатого колеса.

Намечают схему приработки переда- 1О чи, согласно которой сначала прирабатывают зубья колес 1-4, а затем зубья колес 5-8. Определяют число оборотов шестерни входного (ведущего) вала передачи для каждой схемы при- 15 работки (согласно способу-прототипу) П и — -- об/мин

4- П

1,4

2300 и, «с — — — об/мин;

„(д:

2300 п с «вЂ” — — об/мин ° а,, 20

Определяют разность основных шагов зацепления ведущих и ведомых зубчатых колес: Рв, — Рв ; Рв - Рв4, Рв Рвв > P t Рва . Если эти Разнос ти во всех случаях меньше нуля или как меньше, так и больше нуля, напРимер P — P 0, à Р в - Рв4 с О, то приработку производят по способупрототипу, Если эти разности больше нуля, то приработку производят при положении, когда выходной (ведомый) вал является ведущим, а входной (ведущий) вал является ведомым, валы должны вращаться с равными по величине числами оборотов, как при приработке по способу-прототипу, но в противоположном направлении, при этом в контакте должны находиться боковые поверхности зубьев, подлежащих приработке, Крутящий момент, равный 1,0-1,2 номинального крутящего момента, который по способу-прототипу должен подводиться к входному валу передачи, в данном случае должен быть тормозным при приработке колес 1-4 или п «с — — — об/мин

П

В U â при приработке колес 5-8, где U 4 и U<< — соответственно пе3 I редаточные числа между зубчатыми колесами 1 и 4, 5 и8.

Таким образом, для сокращения времени приработки передачи и улучшения плавности работы необходим учет знака разности основных шагов зубчатых колес прирабатываемой передачи.

Поскольку сила кромочного удара на ЗОБ больше, чем величина силы при серединном ударе, то при использовании кромочного удара для ускорения приработки время приработки сокращается на ЗОБ. При этом происходит повышение плавности работ в результате исключения повышенного искажения эвольвентного профиля зубьев, возникающего при серединном ударе °!

Формула изобретения

Способ приработки цилиндрических и конических зубчатых передач по авт. св. 9 917979, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей sa счет приработки зубчатых передач, у которых шаг ведущих зубчатых колес больше шага ведомых, крутящий момент сообщают ведомому валу, а торможение производят на ведущем валу, при этом направление вращения ведомого вала меняют на обратное.

1303300

1303300

Составитель И.Кузнецова

Техред М.Ходанич Корректор. М.Демчик

Редактор А.Огар

Заказ 1250/13 Тираж 976 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

IIo делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул. Проектная, 4