Гибкая абразивная лента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к об.:1асти машиностроения и может использоваться нри отделочной обработке цилиндрических зубчатых колес. Цель изобретения - новышение точности обработки зубчатых колес. Достигается это тем, что основа I ленты снабжена безабразивными (нерабочими) участками 4, чередующимися с абразивными участками 3 (рабочими) с постоянным шагом. Нерабочие участки выполнены с большей изгибной жесткостью , чем рабочие, основа I ленты свернута с образованием зубчатого профиля с зубьями 2, нерабочие участки расположены на нереходных кривых, впадинах и верншнах зубьев контура. ОсноЕ шие может выполняться металлизировап П11м. В процессе обработки зубчатых колес .1енту вводят в зону зацепления между обрабатываемыми колесами, причем межцентровое расстояние ко.чес определяют так, чтобы то. пцпна лепты бы. 1а мень- Hje боковогоо зазора колес. Ленте прпдают тангенциальное перемещение, а колесам обеспечивают торможение, при этом реа. 1изуется однонро фильное зацепление ленты с каждым колесом. За счет вознпкающих сил скольжения обеспечивается прилон еппе сил резания . Для обработки BTOpoii стороны : А бье1 изменяют направление движения лепты ч колес . При двухпрофи.чьном зацеплении одно из обрабатываемых колес является ведущим п обеспечивает поджим второго Ko.ieca. 2 ил. СО О со со со о
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3918298/40-08 (22) 28.06.85 (46) 15.04.87. Бюл. № 14 (72) Б. С. Котляров, В. Н. Соболь и Н. 3. Тернюк (53) 62! .922.079 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 261118, кл. B 23 F 5/02, !968. (54) ГИБКАЯ АБРАЗИВНАЯ ЛЕНТА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может использоваться при отделочной обработке цилиндрических зубчатых колес. Цель изобретения — повышение точности обработки зубчатых колес. Достигается это тем, что основа 1 ленты снабжена безабразивными (нерабочими) участками 4, чередующимися с абразивными участками 3 (рабочими) с постоянным шагом. Нерабочие участки выполнены с большей изгибной жесткостью, чем рабочие, основа 1 ленты сверну„„SU„„1303390 А1 (п 4 В 24 D 11/00 // В 23 F 5/02 та с образованием зубчатого профиля с зубьями 2, нерабочие участки расположены на переходных кривых, впадинах и вершинах зубьев контура. OcllnB iíèå может выполняться металлизированным. В процессе обработки зубчатых колес ленту вводят в зону 3т так, чтобы то llllнна ленты была меньше боковогоо зазора колес., 1снтс нрпдгнот тангенциальное нсрсмсщспис. а колесам обеспечивают торможение. при этом реализуется одноп1>офп,зьное запев,тснис, ц ItTI I с каждым колесом. За счет вознпкакнцпх сил скольжения обеспечивается приложение сил резания. Для обработки второй стороны д>ьсв изменяют направление движения ленты
1303390
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при отделочной обработке цилиндрических зубчатых колес.
Цель изобретения — повышение качества и точности обработки зубчатых колес.
На фиг. 1 изображена предлагаемая гибкая абразивная лента; на фиг. 2 — схема обработки гибкой абразивной ленты.
На чертежах приняты следующие обозначения: Sop — толщина основания рабоче- 10
ro участка ленты; hp — высота рабочего участка абразивной ленты; 8 р — толщина рабочего участка ленты с учетом толщины абразивного слоя; г — радиус окру гления переходного участка исходного контура; г — радиус округления вершины зуба исходного конту ра; А — межцентровое расстояние обрабатываемых зубчатых колес; — шаг размещения рабочих и нерабочих участков ленты; Sa — толщина абразивного слОя; и, (06, r)rz — yÃ10Bble скорости вращения ведущего ролика и обрабатываемых колес.
Основа 1 абразивной ленты свернута с образованием зубчатого профиля с зубьями 2.
Лента содержит рабочие (абразивные) участки 3, выполненные с толщиной Sop, и нера- 25 бочие (безабразив ые) участки 4 толщиной
So)I причем изгибная жесткость нерабочих участков 4 ленты выше, чем изгибная жесткость рабочих участков 3, например, за счет того, что толщина Su больше толщины Sop при одинаковом модуле упругости материала на участках 3 и 4. На поверхности рабочих участков 3 нанесен абразивный слой 5 толщиной Sa, при этом толщина рабочих участков ленты с учетом абразивного слоя определяется по зависимости
S)p = Яор + 2Sà (1) 35 и толщина ленты не должна превышать величины бокового зазора для обрабатываемой пары зубчатых колес 6 и 7, между которыми устанавливается лента с возможностью получения движения, например, от веду- 4О щего ролика 8 с приводом 9 с замыканием кольцевого периметра, например, с помощью натяжного ролика 10 с элементом 11 натяжения, например, пружинного типа. Кроме того, основа выполнена металлизированной. 45
Наличие нерабочих участков, чередующихся с рабочими постоянным шагом, и размещение их на переходных кривых и вершинах зубьев позволяют для каждого зуба обрабатываемых колес создать такие условия при которых исключается срезание вершин зубьев в зоне наружного диаметра и обеспечивается точное профилирование активных участков зубьев.
Благодаря приданию основанию предварительного напряжения и формы исходного зубчатого профиля (например путем прокатки выполненной из пружинной стали ленты с образованием нерабочих участков большей толщины, чем рабочих, и последующей термообработки) обеспечивается устойчивое формообразование теоретически точных профилей зубьев по способу Оливье, поскольку напряженный контур стремится сохранить свою форму.
Благодаря тому, что исходный контур обеспечивает точное зацепление с зубьями, деформации, которым подвергается лента, являк1тся незначительными, поэтому лента может выполняться с металлизированным основанием, имеющим повышенную жесткость, и, следовательно, обеспечивающим повышенную точность.
Гибкая абразивная лента работает следующим образом.
Лента движется между обрабатываемыми колесами 6 и 7, получая движение, например, от привода 9 через приводной ролик 8. Роль привода может выполнять привод одного из колес 6, или 7. Натяжение ленты обеспечивается роликом 10 с натяжным элементом 11. Обрабатываемые колеса 6 и 7 устанавливают с межцентровым расстоянием А с учетом бокового и радиального зазоров, причем толщина S)p рабочих участков 3 ленты выбирается не более величины бокового зазора, а толщина
Sop меньше величины радиального зазора колес 6 и 7. С озданием торможения на колесах 6 и 7 производится обработка каждого колеса в однопрофильном зацеплении одной стороны зубьев. лилля обработки второй стороны изменяется направление движения ленты на обратное. Безабразивные (нерабочие) участки 4 ленты пе препятствуют обработке, так как радиусы переходных участков ленты вьшолнены меньшими, чем радиусы скруглений вершин зубьев колес 6 и 7, а радиусы r скруглений вершин зубьев ленгы больше радиусов скруглений переходных кривых колес 6 и 7. Возможна обработка и в состоянии двухпрофильного зацепления. В этом случае необходимо поджатие одного из колес 6 или 7 к другому. Межцентровое расстояние А устанавливается с учетом толщины S. р абразивной ленты.
В качестве примера использования предлагаемой гибкой абразивной ленты может быть рассмотрен процесс обработки колес зубчатых передач редукторов в корпусе самого редуктора. Лента проводится между зубьями колес и к колесам прикладывают тормозящий момент. Обрабатывается одна сторона зубьев, а для обработки второй стороны необходимо изменить направление перемещения абразивной ленты. Таким образом производится обработка всех поверхностей зубьев колес редуктора, причем в этом случае технологические базы одновременно являются и конструктивными, что ведет к повышению точности обработки зубчатых колес.
Фориула изобретения
Гибкая абразивная лента, основа которой выполнена с двухсторонним абразивным покрытием, Отличаюи(аяся тем, что, с целью! 3033г)0>
Составитель 1. Сергеева
Редактор Е. Конча Техрел И. Верее f<<>f>f>< < t<>l> М.,Гсмчик
Заказ 1257, )8 Тираж i)6 f1<> <
ВНИИГ1И 1 осударственн<тго кочитета «...,<..Ð It<> <слач и.<нор< > с <ии и огкрьп и<1
113035, Москва. Ж вЂ” 35, Ра) s«t;!<> t. -),>
11роизволственно-полиграфическое предприятие,! . У>t«<>f><>;t. 1,>. 1)р<к .< и;<и. и повышения качества при обработке зубчатых колес, основа ленты выполнена в виде «бчатого профиля, ири этом абразивное покрытие расположено на всех, кроме переходных, ч))стках к|тивых. веРи)ип ) > и ни а. Гин))х л1— оьев, и безабразивные < <частки из)ек>) бадьи) уго изгибин)о жес гкос и, чем);)б) р)) зи нные участки.