Судовой водометный движитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению , в частности к судковым водометным движителям. Целью изобретения является упрощение конструкции, увеличение ресурса и надежности движителя . Судовой водометный движитель содержит водозаборник 1 с водоводной трубой 2. В этой трубе размещены гребной вал 4 с жестко закрепленной на нем полой ступицей 5 рабочего колеса , а также открытый сзади корпус 7 спрямляющего аппарата с лопатками 8. Между ступицей 5 и корпусом 7 разме982 13 70 77 щен разгрузочный диск 10, который с возможностью продольного перемещения без вращения смонтирован в корпусе 7. Кроме того, разгрузочный диск 10 снабжен опорным стаканом 12, который жестко посажен на опорный подшипник 6. Подшипник 6 также жестко укреплен на конце гребного вала 4, В корпусе 7 имеются отверстия 9, а в разгрузочном диске 10 - отверстия 11 для сообщения полости в ступице 5 с окружающей средой. Между разгрузочным диском 10 и корпусом 7 установлен сальник 13, а между ступицей 5 и этим диском 10 образовано торцовое уплотнение 14. При работе движителя гребной вал 4 упруго сжимается под действием осевой силы от рабочего колеса. При этом происходит смещение конца гребного вала 4 совместно с укрепленными на нем ступицей 5 и разгрузочным диском 10 без раскрытия торцового уплотнения 14. 1 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЯИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
К" -.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ 1 1;! K А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
У 82 73 7Р 71 (21) 3713338/27-11 (22) 05.01.84 (46) 15.04.87. Бюл. № 14 (72) Е.Н. Чернов и Е.В. Данилов (53) 629.12:532.582.5.035.2(088.8) (56) Патент Великобритании № 2088309, кл. В 63 Н 11/10, 1982.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1081072, кл. В 63 Н 11/10, 1982. (54) СУДОВОЙ ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ (57) Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым водометным движителям. Целью изобретения является упрощение конструкции, увеличение ресурса и надежности движителя. Судовой водометный движитель содержит водозаборник 1 с водоводной трубой 2. В этой трубе размещены гребной вал 4 с жестко закрепленной на нем полой ступицей 5 рабочего колеса, а также открытый сзади корпус 7 спрямляющего аппарата с лопатками 8.
Между ступицей 5 и корпусом 7 разме.80,, 1303489 А1 (51) 4 В 63 Н 11/04; 11/08, 11/10 щен разгрузочный диск 10, который с возможностью продольного перемещения без вращения смонтирован в корпусе
7. Кроме того, разгрузочный диск 10 снабжен опорным стаканом 12, который жестко посажен на опорный подшипник
6. Подшипник 6 также жестко укреплен на конце гребного вала 4. В корпусе
7 имеются отверстия 9, а в разгрузочном диске 10 — отверстия II для сообщения полости в ступице 5 с окружающей средой. Между разгрузочным диском 10 и корпусом 7 установлен сальник 13, а между ступицей 5 и этим диском 10 образовано торцовое уплотнение 14. При работе движителя гребной вал 4 упруго сжимается под действием осевой силы от рабочего колеса.
При этом происходит смещение конца гребного вала 4 совместно с укрепленными на нем ступицей 5 и разгрузочным диском 10 без раскрытия торцового уплотнения 14. I ил.
1303489 2 ое- на осевой силы пропорциональна произным ведению площади диска рабочего колеса а- на величину статического давления за рабочим колесом. Часть воды, попадающая через целевое торцовое уплотнеще- ние 14 в полость внутри ступицы 5 раа бочего колеса, сбрасывается за срез до- водоводной трубы через отверстия 11 и 9, сечения которых выбираются такидо- 10 ми, чтобы в полости ступицы 5 давлеие. ние было близким к давлению за срезом, сопла. При работе водометного движий теля гребной вал под действием осеий вой силы упруго сжимается, при этом с 15 закрепленное на нем рабочее колесо ту- смещается вправо. Та как разгрузочный диск 10 жестко насажен на опорный подшипник 6, то он также смещается за- вправо на то же расстояние, сохраняя постоянной величину зазора в щелевом и уплотнении 14 на всех режимах работы р судового водометного движителя. !
В Формула изобретения
Изобретение относится к судостр нию, в частности к судовым водомет движителям, и может быть использов ,но в насосах и гидротурбинах для уменьшения осевых сил на валу.
Целью изобретения является упро ние конструкции, увеличение ресурс и повышение надежности судового во метного движителя.
На чертеже изображен судовой во метный движитель, продольное сечен
Судовой водометный движитель со держит водозаборник 1 с водоводно трубой 2, в которой размещен-имеющ упорный подшипник 3 гребной вал 4 жестко закрепленной на нем полой с пицей 5 рабочего колеса, при этом опорный подшипник 6 конца гребного вала 4 размещен в полом открытом с ди корпусе 7 спрямляющего аппарата расположенного за рабочим колесом имеющего лопатки 8 на наружной поверхности, посредством которых он прикреплен к водоводной трубе 2. передней стенке корпуса спрямляющего аппарата выполнены сквозные продольные отверстия 9, а между спрямляющим аппаратом и рабочим колесом размещен охватывающий гребной вал разгрузочный диск 10 со сквозными продольными 30 отверстиями 11. Разгрузочный диск 10 снабжен опорным стаканом 12 и установлен в корпусе 7 спрямляющего аппарата с возможностью продольного перемещения без вращения. Между разгру- 35 зочным диском 10 и корпусом 7 спрямляющего аппарата установлен сальник
13, а между полой ступицей 5 рабочего колеса и разгрузочным диском 10 образовано торцовое уплотнение 14 с зазо-40 ром постоянной величины. Опорный подшипник 6 жестко посажен на гребной вал 4, при этом опорный стакан 12 разгрузочного диска 10 своей внутренней поверхностью жеско посажен на 45 опорный подшипник 6, а своей внешней поверхностью сопряжен с корпусом 7 спрямляющего аппарата.
Судовой водометный движитель работает следуннцим образом. 50
Вода засасывается в водозаборник
1, ускоряется рабочим колесом и,- пройдя через спрямляющий аппарат, выбрасывается в окружающую среду, создавая тягу для обеспечения движения 55 судна. На гребном валу при этом возникает осевая сила, которая воспринимается упорным подшипником 3. ВеличиСудовой водометный движитель, содержащий водозаборник с водоводной трубой, в которой размещен имеющий упорный подшипник гребной вал с жестко закрепленной на нем полой ступицей рабочего колеса, при этом опорный подшипник конца гребного вала размещен в полом открытом сзади корпусе спрямляющего аппарата, расположенного за рабочим колесом и имеющего лопатки на наружной поверхности, по-. средством которых он прикреплен К водоводной трубе, причем в передней стенке корпуса спрямляющего аппарата выполнены сквозные отверстия, а между спрямляющим аппаратом и рабочим колесом имеется охватывающий гребной вал разгрузочный диск со сквозными продольными отверстиями в его теле, при этом разгрузочный диск снабжен опорным стаканом и с возможностью продольного перемещения без вращения смонтирован в корпусе спрямляющего аппарата, между разгрузочным диском и корпусом спрямляющего аппарата установлен сальник, а между полой ступицей рабочего колеса и разгрузочньй диском образовано торцовое уплотнение с зазором постоянной величины, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции, увеличения ресурса и надежности движителя, опорный подшипник жестко по3 !303489 4 сажен на гребной вал, опорный стакан ный подшипник гребного вала, а своей разгрузочного диска своей внутренней внешней поверхностью сопряжен с корповерхностью жестко посажен на опор- пусом спрямляющего аппарата.
Составитель Б. Кузьменков
Редактор Т. Парфенова Техред А.Кравчук Корректор С. Черни
Заказ 1265/22 Тираж 409 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
,по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4