Шахтная вентиляционная дверь
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Е 21 F 1/!0
4-А
11
Фиэ.2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3923689/22-03 (22) 25.04.86 (46) 23.04.87. Бюл. Р 15 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро Института геотехнической механики АН УССР, (72) И,Ф.Чемерис и Г.А.Крюков (53) 622.46:69.028.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 586267, кл. Е 06 В 5/12, 1973.
Авторское свидетельство СССР
Ф 929866, кл. Е 21 Р 1/10, 1980. (54) ШАХТНАЯ ВЕНТИЛЯЦИОННАЯ ДВЕРЬ (57) Изобретение относится к горному делу и предназначено для перекрытия и регулирования воздушного потока в транспортных выработках рудников и шахт. Цель изобретения — повышение надежности работы в аварийных ситуациях. Дверь содержит раму 1, в которой на полуосях 2 закреплены и вращаются створки 3. Каждая створка
3 имеет рычаги блокировки (РБ) 4 с сконусными отверстиями 12 под фиксирующие элементы !1, соединенные между собой и приводом блокировочной тягой. Элементы 11 выполнены в виде шариков и установлены в направляющих. Они выполнены в виде барабанов
7, установленных соосно РБ 4 и закрепленных на полуосях. Отверстия 12 в РБ 4 расположены по одной или нескольким концентричным окружностям с переменным шагом, соответствующим следующему ряду: К, 2К, 4К, К, 2К, 4К, К, 2К, 4К..., где К вЂ” кратность шагов. Благодаря такому расположению в промежуточных фиксированнйх положениях в отверстия 12 попадают всего два элемента 11 из шести. Следовательно, момент, передаваемый элемен-. тами 11, в три раза меньше, чем в первоначальном рабочем. Этого достаточно для надежной фиксации створок
3. 3 ил.
1305379
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для перекрытия и регулирования воздушно
ro потока в транспортных выработках рудников и шахт.
Цель изобретения — повышение надежности работы в аварийных ситуациях а
На фиг.l изображена дверь, вид в плане; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.l; на фиг.3 — сечение Б-Б на фиг.2.
Шахтная вентиляционная дверь включает раму 1, в которой на полуосях 2 с возможностью вращения закреплены створки 3, каждая из которых снабже". на.рычагом 4 блокировки, свободно насаженным на полуось 2, Рычаги 4 блокировки связаны между собой бло. кировочной тягой 5 по принципу па" раллелограмма, что обеспечивает открытие створок 3 в разные стороны.
Один из рычагов 4 блокировки соеди нен с приводом 6, например, гидроцилиндром. Над каждым из рычагов 4 блокировки размещен жестко закрепленный на полуоси 2 барабан 7, имеющий шесть аксиальных отверстий 8, расположенных:.по концентричной, от" носительно оси вращения створки, окружности 9 с переменным шагом, причем каждый шаг есть величина, кратная меньшему из них. Если кратность шагов обозначить через К, то величина шагов и их последовательное расположение rro концентричной окружности 9 в данном случае будет соответствовать ряду К,2К,4К,К,2К,4К. Отверстия 8 служат направляющими для шести подпружиненных пружиной 10 фиксирующих элементов ll выполненных в виде шариков. Соответственно расположению фиксирующих элементов ll в рычаге 4 блокировки выполнено шесть конусных:отверстий 12 с возможностью размещения в них фиксирующих элементов 11, чем обеспечивается связь рычага 4 блокировки со створкой 3.
Угол наклона конусной поверхности отверстия 12 согласно рекомендаций а для шариковых муфт равен 30-40
Регулировка поджатия пружин 10 осуществляется гайкой 13 через крышку 14.
Дверь работает следующим образом.
При приближении транспортного средства системы управления включается привод, при этом шток, выдвига50
Этот поворот створки 3 происходит до первого промежуточного фиксиро ванного положения, при котором не будет контакта транспортного средства со створками 3; В этом положении створки 3 фиксируются, что обеспечивают безопасность работы двери в аварийных ситуациях. В промежуточных фиксированных положениях в конусные отверстия 12 каждого из рычагов 4 ясь, поворачивает рычаги 4 блокировки, .а следовательно, и створки 3, связанные с рычагами 4 блокировки фиксирующими элементами 1!. При этом
5 крутящий момент на каждую створку 3 передают все шесть фиксирующих элементов !1. Регулировку пружин 10 осуществляют таким образом, чтобы суммарный крутящий момент, переда-. а ваемый шестью фиксирующими элементами 11, был на 25-307 выше момента, необходимого для открывания створки.
После прохода транспортного сред-.
15 ства через дверь система управления выдает сигнал на закрытие створок 3.
E аварийных ситуациях, когда привод 6 по каким-либо причинам не срабатывает, транспортное средство наезжает на створки 3, при этом крутя" щий момент, приложенный к створкам 3, оказывается больше момента фиксации створок, т.е, момента, который .могут передать фиксирующие элементы 11 от створок 3 к рычагам 4 блокировки.
Фиксирующие элементы 11, сжимая пру" жины 10, выкатываются из конусных отверстий !2. Происходит поворот створок 3 относительно рычагов 4 бло"
30 кировки которые остаются неподвижt ными, поскольку жестко связаны с ра" мой 1 приводом 6, При повороте створок 3 (фиг.3) на угол, величина которого равнозначна кратности нагов расположения фиксирующих элементов 11 по окружности 9, происходит промежуточная фиксация..
Количество промежуточных фиксированных положений при повороте створок а на 90 равно значению, округленному
40 90 до меньшего целого числа п = — — .
06
Таким образом, при наезде транспортного средства на дверь створки
3 выходят из первоначального рабоче-. го фиксированного положения и по мере контакта с транспортным средством проходят промежуточные фиксированные положения.
1305379
Фиг. 3
Составитель Л.Серова
Редактор П.Гереши Техред A.Êðàâ÷óê Корректор Л.Патай
Заказ 1408/31 Тираж 430 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãoðîä, ул. Проектная, 4 блокировки, вследствие переменного шага расположения фиксирующих элементов 11 по окружности 9, попадают всего два фиксирующих элемента 11 иэ шести, следовательно, и момент, пере- 5 даваемый фиксирующими элементами 11 в промежуточных фиксированных положениях, будет в три раза меньше, чем в первоначальном рабочем. Этого момента достаточно для надежной фик- 10 сации створок 3 в одном из промежуточных фиксированных положений ство- . рок 3, и в то же время небольшая его величина позволяет восстановить створки 3 в первоначальное ра- 15 бочее положение вручную, поворачивая их в ту или другую сторону, пока створки 3 не займут такое положение, при котором все фиксирующие элементы ll не попадут в конусные 20 отверстия 12 рычагов 4 блоки ровки . При этом момент, пере даваемый фиксирующими элеме нтами 11, возрастает в три ра — . эа., 25 формулаизобретения ! шахтная вентиляционная дверь, включающая раму створки с полуосями, на которых свободно установлены рычаги блокировки, соединенные между собой и приводом блокировочной тягой, и подпружиненные фиксирующие элементы, установленные в направляющих с возможностью взаимодействия с рычагами блокировки, которые выполнены с отверстиями под фиксирующие элементы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы в аварийных ситуациях, каждая направляющая выполнена в виде барабана, установленного соосно рычагу блокировки и жестко закрепленного на полуоси, а фиксирующле элементы— в виде шариков, при этом отверстия в рычагах блокировки выполнены конусными и расположены по одной или нес— кольким концентричным окружностям с переменным шагом, соответствующим следующему ряду: К, 2К, 4К, К, 2К, 4К..., где К вЂ” кратность шагов.