Тренажер радиотелеграфиста
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит пульт 1 обучаемого, блок 2 анализа ответов, блок 3 управления, блок 4 программы, регистр 5 памяти, генератор 6 тактовьк импульсов, аналоговый ключ 7, звуковой генератор 8, головные телефоны 9,и блок 10 отображения структуры знака, включающий одновибратор 29, регистр 26 памяти , индикаторы 27 и ключ 28. 1 ил. (Л f4)
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А2 (19) (11) (51) 4 G 09 В 19/26
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 4 Д
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (61) 1141441 (21) 3999349!24-24 (22) 30.12.85 (46) 23.04 87. Бюл. Ф 15 (72) В.Д.Крюков, Е.Д.Крюков, Н.И.Кудряшов и О.В.Хакало (53) 681.3.071(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1141441, кл. G 09 В 19/26, 1983. (54) ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТА (57) Изобретение относится к тренажерам радиотелеграфистов. Цель изобретения — расширение дидактических возможностей тренажера. Тренажер содержит пульт 1 обучаемого, блок 2 анализа ответов, блок 3 управления, блок 4 программы, регистр S памяти, генератор 6 тактовых импульсов, аналоговый ключ 7, звуковой генератор 8, головные телефоны 9 и блок 10 отображения структуры знака, включаюший одновибратор 29, регистр 26 памяти, индикаторы 27 и ключ 28. 1 ил.
1 13057
Изобретение относится к технике связи, в частности к устройствам для обучения радиотелеграфистов приему на слух, и является усоверШенствованием тренажера по авт.св.
Ф 1141441.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера за счет включения зрительной памяти при неправильном опозна- 10 нии слухового образа знака кода Морзе путем высвечивания его структуры.
На чертеже приведена функциональная схема тренажера.
Тренажер радиотелеграфиста содер- 15 жит пульт 1 обучаемого, блок 2 анализа ответов, блок 3 управления, блок 4 программы, регистр 5 памяти, генератор 6 тактовых импульсов, аналоговый ключ 7, звуковой генератор 8, 20 головные телефоны 9 и блок 10 отоб( ражения структуры знака. Пульт 1 содержит десять кнопок 11 ответов и кнопку 12 "Пуск". Блок 2 содержит элементы И 13, инверторы 14, элементы ИЛИ 15 и 16, инвертор 17 и элемент ЗАПРЕТ 18. Блок 3 содержит счетчик-дешифратор 19, элементы 20 и 21 задержки и элементы ИЛИ 22 и 23. Блок 4 содержит переключатели 24 и шифратор 25. Блок 10 содержит регистр 26 памяти, индикаторы 27, аналоговый ключ 28 и одновибратор 29.
Тренажер работает следующим обра- 35 зом.
Предварительно переключателями 24 устанавливают знаки, которые обучаемый должен отработать по первому тренировочному циклу. Включают питание.
Счетчик-дешифратор 19 и регистры 5 и 26 устанавливаются в исходное состояние, включается генератор 6, Тренажер готов к работе.
Обучаемый нажимает кнопку 12. Им- 45 пульс с ее выхода через элемент 22 поступает на вход счетчика-дешифратора 19, вызывая появление на первом
его выходе логической единицы. Эта единица подается на вход первого эле- 5О мента И 13, через первый переключатель 24 — на соответствующие входы шифратора 25, обеспечивая на его выходах, формирование знака кода Морзе в виде двоичного формализованного числа, в котором точка соответствует "1", тире — "111", а пауза между элементами знака — "0". Одновременно
59 2 импульс с выхода кнопки t2, прэйдя через элемент 23 и элемент 20, поступает на одни входы регистров 5 и 26, осуществляя перевод последних в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 21 задержки, поступает на другие входы, обеспечивая параллельную запись двоичного формализованного числа с выходов шифратора 25 в регистры 5 и 26 памяти. Тактовые импульсы, поступающие с выхода генератора 6 на вход регистра 5, производят выдвижение знака, записанного в нем, на управляющий вход ключа 7, обеспечивая прохождение тональной частоты с выхода звукового генератора 8 на головные телефоны 9.
Обучаемый, прослушав предъявляемый ему звуковой образ знака кода
Морзе, опознает его и нажимает соответствующую кнопку 11 на пульте 1, на шильдике которой указана опознанная буква (цифра) .
Пусть предъявлен знак К (- -), который соответствует появлению логической единицы на первом выходе счетчика-дешифратора 19 и нанесен на шильдик первой кнопки 11. Если обучаемый правильно опознал предъявленный знак, то импульс. через первый элемент 13, на входе которого имеется единица, и элемент 15 поступает на вход блока 10, устанавливая регистр 26 в исходное состояние и через элемент 22 на вход счетчикадешифратора 19, обеспечивая появление логической единицы на втором выходе, которая подается на вход второго элемента И 13 через второй переключатель 24 на соответствующие входы шифратора 25, обеспечивая на его выходе формирование следующего знака коца Морзе.
Импульс с выхода элемента 22, пройдя через элемент 23 и элемент 20, поступает на вход регистров 5 и 26, осуществляя перевод последних в режим параллельной записи, а пройдя через элемент 2 1, поступает на входы регистров 5 и 26, обеспечивая запись в них знака кода Морзе с выхода шифратора 25. Генератор 6 через регистр
5 обеспечивает подачу знака в головные телефоны 9.
Обучаемому предъявляется следующий (второй) знак для опознания.
Если же обучаемый неправильно опознал знак, то единичный потенциал поФормула изобретения
Составитель А.Карлов
Техред А.Кравчук Корректор С.Черни
Редактор И.Шулла
1458/50 Тираж 434 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4.
3 13057 ступает на инвертор 14, с выхода которого нулевой потенциал через элемент 16 поступает на запрещающий вход элемента 18. Так как на выходах элементов 13, а соответственно, и вхо- 5 де инвертора 17 потенциал равен нулю, то с выхода последнего единичный. потенциал подается на информационный вход элемента 18. Импульс с выхода элемента 18 поступает на вход одно- 1О вибратсра 29, обеспечивая запуск последнего (на 3 .с), и на вход блока 3, осуществляя перезапись того же знака с выходов шифратора 25 в регистры 5 и 26, т.е. неправильно опознанного знака. единичный импульс с выхода одновибратора 29, поданный на управляющий вход ключа 28, подключает входы индикаторов 27 к полюсу источника питания и обеспечивает их свечение,- 20 так как входы индикаторов 27 соединены с выходами регистра 26, имеющими единичный потенциал, т.е. светящиеся индикаторы 27 повторяют двоичную структуру знака кода Морзе, записанного в регистре 26. Генератор 6 обеспечивает повторное выдвижение неправильно опознанного обучаемым знака в головные телефоны 9, при этом одновременно в блоке 10 высвечивается структура знака в виде точек и тире.
Обучаемый зрительно воспринимает структуру, а на слух — звуковой образ знака и корректирует свой ответ. По окончании импульса с выхода одновиб- 35 ратора 29 ключ 28 закрывается, высвечивание структуры знака кода Морзе прекращается.
Использование изобретение в устройствах для тренировки радиотелегра-40
59 4 фистов приему знаков кода Морзе на слух расширяет их дидактические возможности за счет введения при неправильном опознании на слух зрительной подсказки — высвечивания структуры знака. Введение зрительного образа знака кода Морзе при допущении ошибки позволяет обучаемому наряду со слуховой памятью подключать зрительную память, что дает возможность, используя две формы восприятия знака, быстрее запомнить его слуховой образ и сократить время на освоение знаков обучаемыми, обладающими преимущественно зрительной памятью.
Тренажер радиотелеграфиста по авт.св. Ф 1141441, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены одновибратор, дополнительный аналоговый ключ, индикаторы и дополнительный регистр, информационные входы которого соединены с соответствующими входами блока программы, входы режима работы и записи — с вторым и третьим выходами блока управления соответственно, установочный вход — с вторым выходом блока анализа ответов, а выходы— с информационными входами индикаторов, управляющие входы которых подключены к выходу дополнительного аналогового ключа, один вход которого соединен с шиной питания, а другой — с выходом одновибратора, вход которого подключен к первому выходу блока анализа ответов.