Устройство для стабилизации скорости движения транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортной техники и применяется для поддержания постоянной скорости, например при стендовых испытаниях. Целью изобретения является повышение точности поддержания постоянной скорости. Устройство позволяет с высокой точностью поддерживать постоянную скорость независимо от увеличения нагрузкина вал двигателя за счет введения датчика 9 нагрузочного мо.мента вала двигателя 8, подключенного к второму входу нелинейного преобразователя 10, первый вход которого подключен к задатчику 1 скорости, а выход - к сумматору 11, другой вход которого подключен к выходу задатчика 1. При изменении нагрузки на валу двигателя 8 нелинейный преобразователь 10 вырабатывает такой сигнал, что он, проходя через сумматор 11, изменяет частоту управляемого генератора 5 таким образом, что среднее значение тока, поступающего на вход исполнительного механизма 7, компенсирует падение скорости транспортного средства. 1 ил. i W со о О5 ел 4:

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

gg 4 В 60 К 31 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTQPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3960281/27-11 (22) 02.09.85 (46) 30.04.87. Бюл. № 16 (71) Ленинградское производственное объединение «Ленавторемонт» (72) М. 3. Варшавский (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 716886, кл. В 60 К 31/00, 1977. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортной техники и применяется для поддержания постоянной скорости, например при стендовых испытаниях. Целью изобретения является повышение точности поддержания

„„SU, 1306754 A I постоянной скорости. Устройство позволяет с высокой точностью поддерживать постоянную скорость независимо от увеличения нагрузки- на вал двигателя за счет введения датчика 9 нагрузочного момента вала двигателя 8, подключенного к второму входу нелинейного преобразователя 10, первый вход которого подключен к задатчику скорости, а выход — к сумматору Il, другой вход которого подключен к выходу задатчика 1.

При изменении нагрузки на валу двигателя 8 нелинейный преобразователь 10 вырабатывает такой сигнал, что он, проходя через сумматор I I, изменяет частоту управляемого генератора 5 таким образом, что среднее значение тока, поступающего на вход исполнительного механизма 7, компенсирует падение скорости транспортного средства. ил. Ж

1306754

Изобретение относится к транспортной технике, и может быть использовано для поддержания постоянной скорости, например, при стендовых испытаниях транспортного средства.

Целью изобретения является повышение точности поддержания постоянной скорости транспортного средства.

На чертеже приведена блок-схема предлагаемого устройства.

Устройство для стабилизации скорости движения транспортного средства содержит задатчик 1 и датчик 2 скорости транспортного средства, выход последнего из которых через формирователь 3 импульсов подключен к одному из входов блока 4 совпадения, другой вход которого подключен к выходу управляемого генератора 5. Выход блока 4 через интегрирующий усилитель 6 связан с исполнительным механизмом 7 топливоподающего органа двигателя 8 транспортного средства. Датчик 9 нагрузочного момента механически связан с валом двигателя 8.

Выход датчика 9 подключен к второму входу нелинейного преобразователя 10, первый вход которого объединен с одним из входов сумматора 11 и подключен к задатчику 1 скорости, причем выход нелинейного преобразователя 10 подключен к другому входу сумматора 1, выход которого подключен к входу управляемого генератора 5.

Устройство работает следующим образом.

С помощью задатчика 1 скорости, выполненного в виде потенциометра, устанавливается требуемая скорость транспортного средства. Напряжение с выхода задатчика 1 скорости, пройдя через сумматор 11, поступает на вход управляемого генератора 5. В зависимости от величины напряжения на входе генератора 5 последний формирует импульсы с некоторым периодом следования.

Эти импульсы поступают на один из входов блока 4 совпадения, на другой вход которого поступают импульсы с выхода формирователя 3 импульсов. Формирователь 3 может быть выполнен в виде ждущего мультивибратора. На выходе формирователя 3 вырабатывается положительный импульс в случае отсутствия импульса от датчика 2 скорости. При установившейся скорости движения транспортного средства частота импульсов, пропускаемых блоком 4 в усилитель

6, соответствует определенной величине тока, поступающего в исполнительный механизм 7, что, в свою очередь, определяет положение штока исполнительного механизма 7, соединенного с рычагом топливодозирующего органа двигателя 8.

С возрастанием внешней нагрузки на валу двигателя 8 при определенной цикловой пода че топлива обороты двигателя начнут снижаться, что приведет к снижению скорости.

При этом число импульсов запуска, поступаюгцих от датчика 2 скорости, уменьшится, что приведет к увеличению длительнос е мд напряжение на выходе задатчика 1; момент сопротивления на валу двигателя 8; передаточная функция преобразователя 10.

40 Мс

Ч(4ч)—

Решая дифференциальное уравнение, описывающее предлагаемое устройство, можно получить, что

v(U ) ам„eh где u0 -- угловая скорость вращения вала двигателя 8;

К. — коэффициент пропорциональности

3g — движуший момент двигателя 8, — величина перемещения рычага топ55 ливодозирующего органа двигателя 8.

Поскольку величина ы определяется величиной Ц„д, а коэффициент os/oh зати выходного импульса формирователя 3 и пропуску блоком 4 в усилитель 6 большего числа импульсов от генератора 5. Кроме того, при возрастании внешней нагрузки на валу двигателя 8 практически мгновенно увеличится напряжение на выходе датчика 9 нагрузочного момента. Сигнал с выхода датчика 9, пройдя через нелинейный преобразователь 10, поступает на вход сумматора 11.

Характеристика нелинейного преобразователя 10 подбирается такой, чтобы для данного тина двигателя 8 скомпенсировать падение скорости вследствие увеличения нагрузки путем увеличения напряжения на входе генератора 5.

Увеличение сигнала на выходе датчика 9 и уменьшение числа импульсов на выходе датчика 2 приводят к пропуску блоком 4 большего количества импульсов. Величина среднего тока на выходе усилителя 6 возрастает, в результате чего шток исполу нительного механизма 7 переместится на большую величину, что обусловливает перемещение рычага топливодозирующего органа двигателя 8 в сторону увеличения цикловой подачи топлива. Увеличение подачи топлива приведет к росту числа оборотов вала двигателя 8 и возрастанию скорости движения транспортного средства до первоначальной установленной величины.

При снижении внешней нагрузки на двигатель 8 описанные процессы протекают аналогично в обратном направлении изменения рассматриваемых величин.

Функцию нелинейного преобразователя

l0 можно определить из математической модели устройства.

Частоту f, на выходе генератора 5 можно определить по формуле

1306754

Формула изобретения

Составитель Г. Корнева

Редактор А. Лежнина Техред И. Верес Корректор,1, Пилипенко

Заказ 1366/14 Тираж 599 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 висит от диапазона частотной характеристики транспортного средства и, следовательно, от оз, то реализация данного нелинейного закона возможна с помощью нелинейного преобразователя 10, имеющего входные сигналы U> и М,.

Если закон нелинейного преобразования будет незначительно отличаться от оптимального, то даже частичная компенсация влияния величины М, на величину го даст свой положительный эффект.

Устройство для стабилизации скорости движения транспортного средства, содержащее задатчик и датчик скорости транспортного средства, выход последнего из которых через формирователь импульсов подключен к одному из входов блока совпадения, другой вход которого подключен к выходу управляемого генератора, а выход через интегрирующий усилитель связан с испол5 нительным механизмом топливоподающего органа двигателя, отлича ощееся тем, что, с целью повышения точности поддержания скорости транспортного средства, оно снабжено датчиком нагрузочного молота вала двигателя, нелинейным преобразователем и сум10 матором, один из входов которого объединен с первым входом нелинейного преобразователя, и подключен к выходу задатчика скорости, другой вход — к выходу нелинейного преобразователя, а выход — к входу управляемого генератора, причем второй вход нелинейного преобразователя подключен к выходу датчика нагрузочного момента вала двигателя.