Устройство для индикации превышения скорости транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
COl03 СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1306768 A 4 (511 4 В 60 Q 9/00, В 60 К 31/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
С t
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3989409/31-11 (22) 09.12.85 (46) 30.04.87. Бюл. № 16 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт (72) Ю. Г. Котиков, И. М. Блянкинштейн и В. В. Игнатьев (53) 629.1) 3 (088.8) (56) Патент Великобритании № 2092665, кл. F I В, 1983.. (54) (57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНДИКАЦИИ ПРЕВЫШЕНИЯ СКОРОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее элементы световой и звуковой сигнализации, подключенные через управляемые ключи к входам пороговых блоков, первые входы которых связаны с датчиком оборотов коленчатого вала двигателя, переключатель б
Г нагрузочного режима, отличающеесч тем, что, с целью повышения эффективности сигнализации, оно снабжено датчнком оборотов выходного вала коробки передач, делителем напряжения, блоком сравнения, источником опорного напряжения и управляемblми делителями напряжения IIо числу положений переключателя нагрузочного режима, при этом входы делителя напряжения подключены к датчикам оборотов коленчатого вала двигателя и выходного ваlа коробки передач, а выход — — к входу блока сравнения. выполненного на взятых tlo числу передач ко". èàðàòîðà, входы которых объединены и являются входом бло; ка сравнения, выходами которого являются выходы компараторов, причем управляемые делители напряжения, подключенные к источнику опорного напряжения, выполнены на параллельно соединенных потенциометрах
1306768 по числу передач, подвижный контакт каждого потенциометра подключен к ключевым элементам, входы которых, соответствующие одноименной передаче, объединены и подключены к соответствующему выходу блока
Изобретение относится к автомобильной технике, а именно к дорожным и сельскохозяйственным машинам, и может быть использовано в качестве штатного прибора транспортного средства или в качестве тренажера для обучения водителей экономичным приемам вождения.
Цель изобретения — повышение эффективности сигнализации.
На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство содержит элемент 1 световой и элемент 2 звуковой сигнализации, подключенные через управляемые ключи 3 к выходам пороговых блоков 4, первые входы которых подключены непосредственно и через вспомогательный делитель 5 к датчику 6 оборотов коленчатого вала двигателя. Датчик 7 оборотов выходного вала коробки передач и датчик 6 подключены к делителю 8 напряжения, выход которого подключен к входу блока 9 сравнения, содержащего компараторы 10 по числу передач. Входы компараторов 10 объединены и являются входом блока 9, выходами которого являются выходы компараторов 10 Управляемые делители 11, 12 и 13 подключены к источнику 14 опорного напряжения и выполнены соответственно на параллельно соединенных потенциометрах
15 — 19, 20 — 24 и 25 — 29 по числу передач. Подвижный контакт каждого потенциометра 15 — 29 подключен к ключевым элементам 30 — 44. Входы ключевых элементов, соответствующих одноименной передаче, объединены и подключены к соответствующим выходам блока 9. Выходы элементов 30 — 34, 35 — 39 и 40 — 44 об ьединены и подключены соответственно к неподвижным контактам переключателя 45 нагрузочного режима, подвижный контакт которого подключен к. вторым входам пороговых блоков 4.
Управляемые ключи 3 содержат резистор 46, конденсатор 47, транзистор 48, стабилитрон 49 к реле 50, замыкающий контакт которого включен в цепь питания элементов 1 и 2.
Пороговые блоки 4 содержат операционные усилители 51 и режимные резисторы
52 — 55.
Датчики 6 и 7 выполнены на последовательно соединенных тахогенераторе 56, сравнения, а выходы объединены и подключены к соответствующим непо вижным контактам нагрузочного режима, подвижный контакт которого подключен к вторым входам пороговых блоков.
2 выпрямительных диодах 57- — 62 и фильтрах, состоящих из резисторов 63 и 64 и конденсатора 65.
Делитель 8 напряжения выполнен на микросхеме 66 с подборочными резисторами
67 -71.
Блок 9 сравнения содержит стабилитрон
72 и режимные резисторы 73.
Делители 11 — 13 содержат режимные
10 резисторы 74 †/6.
Источник !4 выполнен на операционном усилителе 77, резисторах 78 и 79 и стабилитроне 80.
Питание источника 14, блоков 4 и ключей 3 осуществляется от стабилизатора 81, выполненного на диоде 82, резисторе 83, конденсаторах 84 и 85, транзисторе 86 и стабилитроне 87.
Устройство работает следующим образом.
Тахогенераторы 56 датчиков 6 и 7 вы20 рабатывают напряжения, пропорциональные соответственно скоростям двигателя и автомобиля, которые подаются на делитель 8 напряжений. Делитель 8 осуществляет деление абсолютной величины напряжений тахогенератора 56. Выходной сигнал делителя 8 представляет собой отношение скорости двигателя к скорости транспортного средства, которое определяет передаточное отношение или включенную ступень коробки передач, и это напряжение подается на блок 9. Опорные напряжения нижней и верхней границы компараторов 10 настраиваются резисторами 73, между которыми находится сигнал каждой включенной передачи, причем напряжение включенной передачи. поступающее с делителя 8, возрастает с росЗ5 включенной ступени только на выходе соответствующего ей комп аратора 10 имеется ток, который открывает соответствующие этому копаратору ключи во всех делителях 11 — 13. С выхода источника 14
40 опорного напряжения сигнал подается также на все делители 11 — 13, а снимается только с тех потенциометров, ключи которых открыты. В зависимости от положения переключателя 45 нагрузочного режима опорное напряжение снимается только с одного из делителей 11 — 13 и в качестве опорного сигнала подается на вторые входы пороговых блоков 4. Сравнивае! 306768
Составитель A. Петров
Редактор А. Лежнина Техред И. Верес Корректор М. Демчик
Заказ 1366/14 Тираж 599 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, OK — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4 мый сигнал снимается с датчика 6 и поступает на первые входы блоков 4. Опорные значения устанавливаются по оптимальным зависимостям, при этом каждая зависимость настраивается соответственно потенциометрами l5 — l9, 20 — 24 или 25 — 29.
Если напряжение датчика 6 превышает опорный сигнал, срабатывает пороговый блок 4, контакты реле 50 замыкаются и засвечивается элемент !.
Порог срабатывания блока 4, управляющий работой элемента 2 звуковой сигнализации, выбран большей величины, и поэтому элемент 2 срабатывает, если скорость двигателя продолжает расти.
При движении с выключенными передачами, например при переключении с пятой передачи в нейтраль. и движении накатом срабатывания блоков 4 не происходит, так как скорость транспортного средства мала.