Аварийный стопор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3985034/24-11 (22) 03.12.85 (46) 30.04.87. Вюл. N - 16 (71) Научно-производственное объединение Энергия" (72) Н.M Новиков, А.Г.Кузнецо", В.И.Андреев и Ю.Н.Шикин (53) 62 1.876(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 922015, кл. В 66 В 5/24, 1980. (54)(57) 1. АВАРИЙНЫИ СХОПОР, содержищий тягу, кинематически связанную с удерживаемым объектом, неподвижный опорный элемент, в котором расположен клиновой узел с приводом его перемещения, причем тяга и клиновой узел смонтированы с зазором, о т л и„„80„„1307117 А 1 (511 4 F 16 D 5/00, В 66 В 5/24 ч ающийс я тем, что, с целью повышения надежности в работе, привод перемещения клинового узла включает в себя шарнирно связанные между собой с помощью коромысла два подпружиненных относительно тяги в своем продольном осевом направлении штыря, размещенные в отверстиях, которые выполнены в тяге, и дисбалансный груз, смонтированный на упомянутом коромысле, при этом на упомянутых цилиндрических поверхностях клинового узла и тяги выполнена зубчатая нарезка.
2. Стопор по п. 1, отличаюшийся тем, что клиновой узел выполнен трапецеидальным в его верти- с е кальной плоскости сечения.
1307117
Составитель Л. Лапенко
Техред В.Кадар Корректор Т. Колб
Редактор Ю, Середа
Заказ 1609/32
Тираж 812
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к подъемнотранспортным устройствам и разработано для аварийного удержания трубопроводов высокого давления атомных электростанций. 5
Цель изобретения — повышение надежности аварийного стопора в работе.
На чертеже изображен аварийный стопор, разрез.
Аварийный стопор содержит тягу 1, 1О соединенную с удерживаемым трубопроводом (не показан), и расположенный внутри нее опорный элемент 2, соединенный с элементами конструкции здания (не показан), с клином 3 в гнезда 4. На обращенных одна к другой поверхностях клина 3 и тяги 1 выполнена зубчатая нарезка. Клин 3 удерживается в гнезде 4 пружиной 5„ установленной на штифтах 6, На тяге 1 в направляющих отверстиях установлены два штыря 7, соединенные между собой коромыслом 8, имеющим дисбаланс в виде груза 9. Последний уравновешен с учетом его пространственного поло25 жения пружинами 10, расположенными на штырях 7, концы которых заострены. Коромысло 8 установлено на оси
11, а пружины 10 воздействуют на штыри 7 через шайбы 12.
Устройство работает следующим образом.
При безаварийном движении удерживаемого трубопровода за счет его теплового расширения соединенная с 35 ним тяга 1 перемещается относительно опорного элемента 2 с очень небольшим ускорением. Инерционная сила, действующая на груз 9, не может привести в движение штыри 7, взаимодействие клина 3 с тягой 1 не происходит и аварийный стопор не препятствует тепловому расширению удерживаемого трубопровода ° При аварии, заключающейся в разрыве удерживаемого трубопровода, разорванные концы его начинают двигаться под действием вытекающего теплоносителя с ускорением, в несколько раз превышающим ускорение свободного падения. С таким же ускорением движется тяга 1, а центр масс груза 9 под действием силы инерции стремится остаться на месте. В результате коромысло 8 поворачивается отйосительно оси 11, и один из штырей 7 входит в зацепление с клином 3, увлекая его в направлении перемещения тяги 1. Зубчатые нарезки на клине 3 и тяге 1 приходят в зацепление, и аварийное движение последней и соединенного с ней трубопровода стопорится. Если заклинивание тяги 1 произошло под действием сипьного колебания трубопровода, то при его перемещении в противоположную сторону под действием инерции груза 9 и пружин 10 штыри 7 вернутся в исходное положение. Клин 3 в исходное положение выходит под,действием пру— жины 5.